Решение по делу № 33а-18857/2019 от 03.06.2019

Судья: Ильин С.М.                                                  Дело <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Варламовой Е.А.,

судей    Тюшляевой Н.В., Соколовой Н.М.,

при секретаре <данные изъяты>.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Администрации Воскресенского муниципального района <данные изъяты> на решение Воскресенского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному делу по иску <данные изъяты>, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней <данные изъяты>, МУ «Администрация Воскресенского муниципального района <данные изъяты>» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права собственности,

заслушав доклад судьи Тюшляевой Н.В., объяснения представителя Администрации Воскресенского муниципального района <данные изъяты> по доверенности <данные изъяты>., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> <данные изъяты>

    руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

                                           УСТАНОВИЛА:

<данные изъяты>., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней <данные изъяты> МУ «Администрация Воскресенского муниципального района <данные изъяты>» обратились в суд с административным иском к Управлению Росреестра по <данные изъяты> о признании незаконным решения <данные изъяты> от <данные изъяты> о приостановлении государственной регистрации права собственности (перехода права) на жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты> по муниципальному контракту <данные изъяты> от <данные изъяты>, и об обязании осуществить государственную регистрацию.                        В обоснование заявленных требований указали, что в рамках муниципальной программы «<данные изъяты>» на <данные изъяты> годы, подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и многоквартирных домов, признанных аварийными, подлежащими сносу и реконструкции» на основании результатов осуществления закупки путем определения поставщиков способом проведения аукциона в электронной форме между Администрацией и <данные изъяты>. был заключен указанный выше муниципальный контракт на поставку жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, принадлежащего <данные изъяты>. и <данные изъяты> на праве общей долевой собственности. В связи с несовершеннолетием <данные изъяты> в органе опеки и попечительства предварительно было получено разрешение на оформление купли-продажи жилого помещения.                        <данные изъяты> административные истцы обратились в Управление Росреестра по <данные изъяты> с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение.    Решением административного ответчика от <данные изъяты> государственная регистрация права собственности (перехода права\0 приостановлена на основании п. 1 ст. 42 Федерального закона от <данные изъяты> <данные изъяты> –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что представленный на регистрацию муниципальный контракт нотариально не удостоверен. С данным решением административные истцы не согласны.        Решением Воскресенского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска <данные изъяты>., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней <данные изъяты>, МУ «Администрация Воскресенского муниципального района <данные изъяты>» отказано.        Будучи несогласной с решением суда, Администрация Воскресенского муниципального района <данные изъяты> обжалует его, просит отменить как незаконное и необоснованное, вынести новое решение об удовлетворении административного иска.                            Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.                                            Как следует из материалов дела, <данные изъяты> между Администрацией –заказчиком и <данные изъяты> одновременно представляющей интересы несовершеннолетней <данные изъяты>. – поставщиком был заключен муниципальный контракт, в соответствии с которым поставщик обязался передать заказчику принадлежащую поставщику на праве собственности квартиру по адресу: <данные изъяты> Контракт заключен по итогам проведенного электронного аукциона.    Являющаяся предметом контракта квартира находится в общей долевой собственности <данные изъяты>. и <данные изъяты>.                 <данные изъяты> государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности в отношении вышеуказанной квартиры, поскольку представленный на регистрацию муниципальный контракт не был удостоверен нотариально, как того требует ч. 1 ст. 42 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

    В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона № 218-ФЗ, сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от <данные изъяты> N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона).

Соглашаясь с позицией административного ответчика и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не регулируется процедура осуществления государственной регистрации прав на имущество, данная сфера регулируется положениями Закона <данные изъяты> –ФЗ, который содержит требования к документам, представляемым для осуществления регистрации перехода права собственности на имущество, положения Закона <данные изъяты> ФЗ предусматривают нотариальное удостоверение сделок по отчуждению находящегося в долевой собственности недвижимого имущества.                                                Суд не согласился с доводами административных истцов о том, что Закон № 44-ФЗ не предусматривает письменной формы заключения контракта на бумажном носителе, указав, что данный нормативно-правовой акт не содержит в себе запрета на изготовление письменного экземпляра контракта для представления его на удостоверение нотариусу и выполнения требований ч. 1 ст. 42 Закона № 218-ФЗ при последующей регистрации перехода права собственности, равным образом, не содержит запрета на удостоверение таких сделок и законодательство о нотариате.                Однако, при вынесении решения суд первой инстанции не учел, что муниципальный контракт № <данные изъяты> от <данные изъяты> был заключен в рамках муниципальной программы «<данные изъяты>» на <данные изъяты> годы, подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, признанных аварийными, подлежащими сносу и реконструкции» на основании результатов осуществления закупки путем определения поставщиков способом проведения аукциона в электронной форме. Заказчиком в рамках заключенного муниципального контракта была МУ «Администрация Воскресенского муниципального района <данные изъяты>», а поставщиком являлась <данные изъяты>., действующая в рамках данной сделки от своего имени и от имени несовершеннолетней дочери <данные изъяты> <данные изъяты> года рождения.                                    В рамках данных правоотношений МУ «Администрация Воскресенского муниципального района <данные изъяты>» является специальным субъектом и руководствуется специальными нормами гражданского законодательства- Федеральным законом от <данные изъяты> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».                     Согласно ст. 525 ГК РФ, поставка товаров для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки ( ст. 506-522), если иное не предусмотрено правилами настоящего кодекса. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.            По смыслу вышеуказанных норм, к обязательствам, возникшим из государственного (муниципального) контракта, применяются в первую очередь нормы Федерального закона № 44-ФЗ, которые являются специальными по отношению к иным нормативным правовым актам, регулирующим порядок поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.                                Муниципальный контракт № <данные изъяты> от <данные изъяты> был заключен на основании результатов осуществления закупки путем определения поставщиков способом проведения аукциона в электронной форме.                                                    В соответствии с положениями п. 5 ст. 24.1 Федерального закона № 44-ФЗ, обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронных документов.                                                Согласно п. 1, 2 ст. 59 ФЗ № 44-ФЗ, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Таким образом, обмен информацией, подписание контракта по результатам проведения аукциона осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

     В соответствии со ст. 163 ГК РФ, нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.

    В соответствии со ст. 44 Основ законодательства о нотариате, содержание нотариально удостоверяемой сделки, а также заявления и иных документов должно быть зачитано вслух участникам. Документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются в присутствии нотариуса.

    С учетом вышеприведенных норм судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возможности нотариального удостоверения контракта, заключенного на электронной площадке в форме электронных документов, поскольку нотариальное удостоверение сделки при осуществлении закупки путем определения поставщиков способом проведения аукциона в электронной форме на электронной площадке вышеуказанным законом не предусмотрено.

    Заслуживающими внимания суд находит и доводы апелляционной жалобы о том, что изготовление письменного экземпляра муниципального контракта и подписание его в присутствии нотариуса сторонами муниципального контракта приведет к нарушению процедуры заключения муниципального контракта на электронной площадке, поскольку при осуществлении закупки на электронной площадке проект муниципального контракта подписывается усиленной электронной подписью, при этом, дата подписи контракта, дата заключения муниципального контракта в электронной форме и дата муниципального контракта на бумажном носителе не будут совпадать.

При таких обстоятельствах, вынесенное судом первой инстанции решение лишает стороны заключенного контракта возможности зарегистрировать право собственности (переход права) в отношении объекта недвижимости, в связи с чем, данное решение нельзя признать законным и обоснованным, судебная коллегия находит, что оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 309,311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воскресенского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> – отменить, вынести новое решение.        Административный иск <данные изъяты>, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней <данные изъяты>, МУ «Администрация Воскресенского муниципального района <данные изъяты>» - удовлетворить.                                        Признать незаконным решение <данные изъяты>, <данные изъяты> от <данные изъяты> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты> по муниципальному контракту № <данные изъяты> от <данные изъяты>.                            Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> осуществить государственную регистрацию права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, по муниципальному контракту <данные изъяты> от <данные изъяты>.

Председательствующий:

Судьи:

33а-18857/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Ключанская М.М.
Администрация Воскресенского муниципального района МО
Ответчики
УФСГР КиК
Суд
Московский областной суд
Судья
Тюшляева Н.В.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
10.06.2019[Адм.] Судебное заседание
19.06.2019[Адм.] Судебное заседание
04.06.2019Судебное заседание
11.06.2019Судебное заседание
11.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2019Передано в экспедицию
19.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее