Дело № 2а-1444/2019
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации30 апреля 2019 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Тороповой С.А.,
при секретаре Сорокиной Ю.Ю.,
с участием административного ответчика Кабакова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области к Кабакову Виталию Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области (далее по тексту – МРИ ФНС № 7 по Саратовской области) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что согласно данным Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, в собственности у Кабакова В.В. имеется недвижимое имущество, в виде <данные изъяты> жилых домов, находящихся по адресу: <адрес> На основании Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ), Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями) Кабакову В.В. начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 38832 рубля. Административный истец в адрес административного ответчика направлял налоговое уведомление № № от 04.07.2017 года. однако в установленные сроки налог не был уплачен. За несвоевременное перечисление налога на имущество физических лиц в срок, установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налогоплательщику начислены пени в размере 221,02 руб. В соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ административному ответчику также было направлено требование № № по состоянию на 23 декабря 2017 года об уплате налога и пени В установленный срок Кабаковым В.В. оплата налога и пени не была произведена. Мировым судьей судебного участка № 7 Кировского района города Саратова был вынесен судебный приказ, которым вышеуказанная задолженность была взыскана с Кабакова В.В., однако последним было подано заявление об отмене судебного приказа и 08 августа 2018 года мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа. Ссылаясь на изложенные обстоятельства и положения ст.ст. 23, 31, 48, 58, 69, 70, 104 НК РФ, административный истец просит суд взыскать с КабаковаВ.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 38832 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 221,02 рублей, а всего 39053,02 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки суду не известны.
Административный ответчик Кабаков В.В. в судебном заседании полагал, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку решением Октябрьского районного суда города Саратова от 27 ноября 2008 года установлен факт полного уничтожения в результате пожара спорных объектов недвижимости. Дополнительно пояснил, что в настоящее время он не имеет возможности совершить какие-либо действия по исключению сведений о спорных объектах недвижимости из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним так как судебным приставом-исполнителем на них наложены соответствующие ограничения (обременения). Кроме того, решениями Кировского районного суда г. Саратова от 25 февраля 2016 года, от 02 августа 2017 года, от 27 декабря 2018 года налоговому органу было отказано в удовлетворении заявленных требований по вышеуказанным основаниям.
Судья, выслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (действующей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст. 2 вышеназванного Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на указанное имущество.
На основании п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Пунктами 2 и 3 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3 ст. 75 НК РФ).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4 ст. 75 НК РФ).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, за Кабаковым В.В. зарегистрировано право собственности на следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>: нежилое здание площадью <данные изъяты> кв.м.; нежилое здание – <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м.; нежилое здание – <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м.; нежилое здание <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м.; нежилое здание – <данные изъяты> площадью <данные изъяты>.м.; нежилое здание – <данные изъяты> площадью № кв.м. (л.д. 24-37).
В соответствии с ч. 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 25 февраля 2016 года МРИ ФНС № 7 по Саратовской области было отказано в удовлетворении требований о взыскании с Кабакова В.В. задолженности по налогу на имущество и пени. Указанным решением установлено, что согласно решению Октябрьского районного суда города Саратова от 27 ноября 2008 года, вступившему в законную силу 04 февраля 2009 года, в результате пожара, произошедшего 27 мая 2008 года, объекты недвижимости – нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес> а именно: <данные изъяты> полностью сгорели, то есть фактически отсутствуют.
Доказательств восстановления названных объектов недвижимого имущества и их фактического существования в спорный налоговый период, за которые произведено начисление налога, а также нахождение на праве собственности Кабакова В.В. <данные изъяты> жилых домов, находящихся по адресу: <адрес>, как указано в административном исковом заявлении, административным истцом в материалы дела не представлено.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Анализируя представленные сторонами доказательства, учитывая конкретны обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что поскольку спорное имущество Кабакова В.В. уничтожено в результате пожара, произошедшего 27.05.2008 года, то оно не является объектом налогообложения и оснований для начисления на него налога за 2016 год не имеется, в связи с чем административные исковые требования МРИ ФНС № 7 по Саратовской области удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области к Кабакову Виталию Владимировичу - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Саратова.
Срок составления мотивированного решения – 06 мая 2019 года.
Судья подпись С.А. Торопова