Решение по делу № 2а-327/2020 от 27.01.2020

        Дело № 2а-327/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Елизово Камчатского края 25 февраля 2020 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Степаненко А.В., с участием:

административного истца Смирнова В.Ф.,

судебного пристава-исполнителя Елизовского районного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Ким О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-327/2020 по административному исковому заявлению Смирнова ИО1 к судебному приставу-исполнителю Елизовского районного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Ким ИО2 и управлению Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю о признании действий незаконными и возложении обязанности,

установил:

Смирнов В.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику судебному приставу-исполнителю Елизовского районного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Ким О.А. (далее по тексту судебный пристав-исполнитель), в котором просил признать незаконными действия в виде вынесения постановления об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными, неправомерными и отменить указанное постановление (л.д. 4-5).

В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что основания для вынесения оспариваемого постановления об окончании исполнительного производства, возбужденного по исполнительному листу о взыскании с Рогожникова О.А. в пользу Смирнова В.Ф. 154 200 рублей, отсутствовали.

ДД.ММ.ГГГГ на основании части 2 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) к участию в деле в качестве второго административного ответчика было привлечено управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю (далее по тексту Управление) (л.д. 2).

В судебном заседании административный истец Смирнов В.Ф. поддержал административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Судебный пристав-исполнитель Ким О.А. полагала административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку для вынесения оспариваемого постановления имелись законные основания (л.д. 28-29).

Управление, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах его не явки не сообщило, об отложении дела не просило и возражений относительно заявленных требований суду не представило (л.д. 22).

Заинтересованное лицо Рогожников О.А., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил и возражений относительно заявленных требований в суд не направил (л.д. 27).

На основании статьи 150 КАС РФ судебное разбирательство было проведено в отсутствие представителя Управления и заинтересованного лица Рогожникова О.А.

Изучив административный иск, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 218 КАС РФ, части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» постановления, действия (бездействие) сотрудника органов принудительного исполнения могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд.

Действия судебного пристава могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий нормативным правовым актам и нарушения такими действиями прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (пункты 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ).

Согласно абзацу второму пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ).

Частью 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ определено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Перечень исполнительных действий не является ограниченным (пункт 17 части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).

Порядок обращения взыскания на имущество должника регламентирован статьей 69 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, согласно части 1 которой обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

Частью 8 статьи 69 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ предусмотрено, что в случае, если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

В силу пункта 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.

Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение (часть 3 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ).

Из правовой позиции, изложенной в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что судебный пристав-исполнитель принял все допустимые законом меры по отысканию такого имущества и они оказались безрезультатными.

В судебном заседании установлено, что решением Елизовского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу с Рогожникова О.А. в пользу Смирнова В.Ф. было взыскано 154 200 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного судебного акта был выдан исполнительный лист, по которому ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Елизовского районного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю возбудил в отношении Рогожникова О.А. исполнительное производство, имеющее в настоящее время -ИП (л.д. 4-5, 6-8 исполнительного производства).

ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Ким О.А., не составляя акт о наличии обстоятельств для возвращения исполнительного документа взыскателю, вынесла постановление об окончании вышеуказанного исполнительного производства -ИП, мотивировав его тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (л.д. 38-39 исполнительного производства).

Между тем в материалах исполнительного производства -ИП по состоянию на дату принятия оспариваемого постановления об его окончании отсутствуют доказательства того, что судебным приставом-исполнителем были приняты все возможные и необходимые меры для установления имущества, принадлежащего должнику.

В частности, в исполнительном производстве имеется сводка, в которой в виде таблицы приведены сведения о том, какие действия были произведены судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству, а также какие запросы в целях обнаружения имущества должника и куда были им направлены, однако в ней отсутствует информация об ответах на повторный запрос от ДД.ММ.ГГГГ в ГИБДД МВД России, на запросы от ДД.ММ.ГГГГ в Росреестр и в ФНС, а также на запрос от ДД.ММ.ГГГГ в Пенсионный фонд Российской Федерации (л.д. 9-24 исполнительного производства).

При таких обстоятельствах, в силу приведенных в настоящем решении положений закона, действия судебного пристава-исполнителя Ким О.А., выразившиеся в вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства -ИП и возращении исполнительного документа взыскателю, не могут быть признаны соответствующими закону.

Поскольку оспариваемые действия нарушают права взыскателя на своевременное и в полном объеме исполнение судебного акта, состоявшегося в его пользу, то административный иск подлежит удовлетворению.

Несмотря на то, что согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ отмена не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации решений судебного пристава-исполнителя относиться к полномочиям вышестоящих должностных лиц службы судебных приставов, суд полагает возможным удовлетворить требование административного истца об отмене оспариваемого постановления, так как это существенно не противоречит положениям статьи 227 КАС РФ и позволит более оперативно устранить нарушение прав взыскателя (см. кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2019 года № 35-КА19-7).

Руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Елизовского районного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Ким Ио2, выразившиеся в вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства -ИП и возвращении исполнительного документа взыскателю.

Отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства -ИП и возвращении исполнительного документа взыскателю.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2020 года.

Председательствующий Д.П. Федорцов

2а-327/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Смирнов Валентин Федорович
Ответчики
управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатском краю
Судебный пристав-исполнитель Елизовского районного отдела судебных приставов управления ФССП по Камчатскому краю Ким Олеся Александровна
Другие
Рогожников Олег Анатольевич
Суд
Елизовский районный суд Камчатский края
Судья
Федорцов Денис Павлович
Дело на странице суда
elizovsky.kam.sudrf.ru
27.01.2020Регистрация административного искового заявления
27.01.2020Передача материалов судье
28.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2020Судебное заседание
25.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее