Решение по делу № 2-8788/2019 от 24.10.2019

Дело № 2-8788/2019                        

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Хабаровск                             26 декабря 2019 года

Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:

председательствующего: судьи Губановой А.Ю.,

при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,

с участием:

представителя истца Титович А.Е.,

представителя третьего лица Быкова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочмарева Виктора Александровича к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав в обоснование заявленных требований, что ФИО3 на состав семьи из 3-х человек (жена ФИО11 и дочь - ФИО12) в соответствии с установленным законом порядком был выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу:<адрес>.16.09.1993 года брак был расторгнут. 21.10.1993 года бывшая семья выписалась из квартиры в связи с переездом на другое место жительства.31 октября 1998 года ФИО3 зарегистрировал брак с ФИО6, которая была зарегистрирована в квартире вместе со своими сыновьями - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Кочмаревым Виктором Александровичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р.В настоящее время в квартире на регистрационном учете состоит с 16.12.1999 года Кочмарев Виктор Александрович. ФИО3 и его ФИО6 выписались из квартиры в связи с переездом в другой регион в 1998 году, а брат - ФИО7 скончался 15.09.2019. До 15.09.2009 г. истец не мог приватизировать квартиру, так как жилое помещение находилось на территории закрытого военного городка.Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 года № 1330-р закрытый военный городок исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации № 752-р от 01.06.2000 года «О перечне имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности».В результате принятия Распоряжения квартира не входит в перечень объектов, не подлежащих приватизации, установленных ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (военный городок был исключен из числа закрытых).Ранее в приватизации жилых помещений истец не участвовал, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 10.07.2019, выданным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра икартографии, а также Справкой от ДД.ММ.ГГГГ о наличии (отсутствии) правасобственности на объекты недвижимости по Хабаровскому краю, выданной КГБУ«Хабкрайкадастр».Управление жилищного фонда и приватизации г. Хабаровска 19.09.2019 года на обращение дало ответ за о том, что квартира <адрес> муниципальной собственностью не является и относится к федеральному имуществу.Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальноеуправление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации,рассмотрев обращение истца о передаче в собственность в порядке приватизации <адрес>, сообщило, что не уполномочено передавать всобственность недвижимое имущество.Порядок передачи Министерством обороны РФ жилых помещений в собственность гражданам не разработан и не утвержден.Таким образом, в досудебном порядке реализовать законное право на приватизациюуказанной квартиры истец не имеет возможности.Истец в квартире зарегистрирован, проживает, пользуется жильем по назначению, оплачивает коммунальные услуги.На основании изложенного просит суд признать за Кочмаревым Виктором Александровичем право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Истец в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, обеспечили явку своего представителя.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил признать за истцом право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыл, ходатайств об отложении разбирательства дела не поступило. Согласно ранее поступившим возражениям, Министерство обороны Российской Федерации заявленные требования не признает, просит отказать в их удовлетворении, ссылаясь в обоснование возражений на то, что принадлежащее Министерству обороны Российской Федерации служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено ФИО3 по ордеру на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, как гражданскому персоналу Министерства обороны Российской Федерации на время трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации, при выделении жилья были учтены члены его семьи.Основным нанимателем служебного жилого помещения является ФИО3 Распоряжением Правительства № 752-р от 01.06.2000 г. «О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России», военный городок был включен в перечень закрытых военных городков ВС РФ и только распоряжением Правительства РФ № 1330-р от 15.09.2009 года закрытый военный городок исключен из перечня закрытых военных городков ВС РФ.Поскольку статус жилого помещения как служебного очевиден, исключение его из специализированного жилого фонда должно производится в силу положений ч. 2 ст.92 ЖК Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом.Доказательств о том, что решением Министерства обороны РФ спорное жилое помещение исключено из числа служебных, истцом не представлено, а потому оснований не причислять жилое помещение, в котором истец зарегистрирован, к числу служебных, не имеется.Материалами дела установлено, что решение о предоставлении спорного жилого помещения ФИО3, ни тем более Кочмареву Виктору Александровичу, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Указанная квартира предоставлена ФИО3 как гражданскомуперсоналу на время трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации с соблюдением требований Федерального закона на основании личного заявления и ордера служебного жилого помещения, который ни ФИО3, ни Кочмаревым В.А., в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан. Истец, обозначив в качестве ответчика Министерство обороны Российской Федерации, в досудебном порядке в Министерство обороны Российской Федерации с заявлением о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, не обращался. Соответственно Министерство обороны Российской Федерации прав истца не нарушало и как следствие отсутствует повод обращения в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации.

Представитель третьего лица ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь в обоснование возражений на то, что истец не являлся и не является военнослужащим, членом семьи ФИО15 не признавался, как не признавался нуждающимся в получении жилого помещения по линии МО РФ.

Руководствуясь ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца и представителя ответчика по представленным доказательствам.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Часть 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации определяет, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статьей 11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ч.1 ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено ФИО3 по ордеру на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, как гражданскому персоналу Министерства обороны Российской Федерации на время трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации. При выделении жилья были учтены члены его семьи (жена ФИО11 и дочь - ФИО12). ДД.ММ.ГГГГ в квартире зарегистрирован сын нанимателя – ФИО8.

Как указывает истец, 16.09.1993 года брак между ФИО3 и ФИО11 расторгнут.

21.10.1993 года бывшая жена нанимателя - ФИО11, дочь - ФИО12 и сын ФИО3 снялись с регистрационного учета в связи с переездом на другое место жительства.

31 октября 1998 года ФИО3 зарегистрировал брак с ФИО6, которая 10.11.1998 была зарегистрирована в спорной квартире; 16.12.1999 в квартире также зарегистрированы сыновья ФИО6 - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Кочмарев Виктор Александрович, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

ФИО3 и его жена - ФИО6 снялись с регистрационного учёта 17.12.1998 и 12.01.2005 соответственно.

На сегодняшний день в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрирован только истец; его брат - ФИО7 снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью. Это подтверждается предоставленной в суд поквартирной карточкой.

    Таким образом, установлено, что основным нанимателем жилого помещения являлся ФИО3, который выбыл из жилого помещения 17.12.1998г.

    Право пользования истца спорным жилым помещением, представленным Министерством обороны СССР ФИО3, производно от прав последнего, которому жилое помещение было предоставлено в качестве служебного на период трудовых отношений. Доказательств обратному истец не предоставил, как и доказательств того, что он является или признавался членом семьи ФИО3

Спорное жилое помещение было закреплено на праве оперативного управления за Хабаровской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны, которой и был выдан ФИО3 ордер на занятие спорной жилой площади.

Распоряжением Правительства № 752-р от 01.06.2000 г. «О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России», военный городок был включен в перечень закрытых военных городков ВС РФ.

Распоряжением Правительства РФ № 1330-р от 15.09.2009 года закрытый военный городок исключен из перечня закрытых военных городков ВС РФ.

Определяя статус спорного жилого помещения, суд приходит к выводу, что жилое помещение, занимаемое истцом, является служебным.

Поскольку правоотношения сторон по пользованию спорной квартирой возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) и продолжаются до настоящего времени, то по смыслу ст. 6 Жилищного кодекса РФ и ст. 5 Федерального закона, «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к рассматриваемым жилищным отношениям сторон подлежат применениюкак нормы Жилищного кодекса РСФСР, так и нормы Жилищного кодекса РФ.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения ФИО3 и членам его семьи, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Минообороной России не принималось (ответ администрации города от 19.09.2019г., отзыв ответчика).

По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставлениягражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

Вместе с тем доказательств того, что соответствующее решение о предоставлении жилого помещения ФИО3 и членам его семьи на условиях социального найма уполномоченным органом принималось, не представлено, как и доказательств того, что ФИО3 и члены его семьи состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, нахождения спорного жилого помещения в муниципальной собственности, и принятия Министерством обороны РФ решения об исключении жилого помещения из числа служебных.

Таким образом, при рассмотрении настоящего гражданского дела, установлено, что спорное жилое помещение является служебным с момента выдачи ордера и вселения в квартиру ФИО3 и членов его семьи и до настоящего времени.

Как следует из ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле (ч. 1 ст. 57 ГПК РФ).

Между тем, истцом в нарушение ст. 56 и ст. 60 ГПК РФ, в судебное заседание не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что решением Министерства обороны РФ спорное жилое помещение исключено из числа служебных, в связи с чем оснований полагать, что спорное жилое помещение утратило статус служебного, у суда не имеется.

Довод иска о том, что распоряжением Правительства РФ от 15.09.2009 года № 1330-р закрытый военный городок исключен из перечня закрытых, в связи с чем спорное жилое помещение может быть передано в собственность истцу отклоняется судом по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основаниирешений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее - Постановление) Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подп. «м» п. 2 названного Постановления, Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилыхпомещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Таким образом, действующее законодательство изменение статуса жилого помещения относит к исключительной компетенции собственника. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь по решению органа, осуществляющего управление жилищным фондом, которым в отношении имущества Вооруженных сил РФ, является Минобороны России в лице уполномоченных органов.

Тот факт, что в государственном реестре спорное жилое помещение в качестве служебного не зарегистрировано, не может являться основанием для утраты статуса служебного жилого помещения, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.

Исключение закрытого военного городка из Перечня закрытых военных городков также не влечет прекращение статуса служебного у жилых помещений до принятия соответствующего решения уполномоченным органом.

Поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности приватизации служебного жилого помещения, каковым является спорная квартира, требование истца о признании права собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Кочмарева Виктора Александровича к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.

Дата составления мотивированного решения – 31.12.2019 года.

Председательствующий: судья          подпись        Губанова А.Ю.

Копия верна: судья                         Губанова А.Ю.

2-8788/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кочмарев Виктор Александрович
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
ФГКУ "ВРУПО Минобороны России"
Другие
Титович Алла Евгеньевна
Левин Виктор Валентинович
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Губанова Алена Юрьевна
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
28.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2020Передача материалов судье
28.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2019Подготовка дела (собеседование)
05.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2019Судебное заседание
18.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее