Решение по делу № 2а-790/2019 от 14.02.2019

Дело № 2а-790/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2019 года             г.Ижевск

Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соснина К.В., при секретаре судебного заседания Смолиной М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО1, о возложении обязанности явиться в наркологическое отделение для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> Республики, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1, которым просит обязать явиться в наркологическое отделение БУЗ «Республиканский наркологический диспансер» МЗ УР по адресу: <адрес> для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Требование мотивировано тем, что ответчик состоит на диспансерном учете у нарколога с диагнозом <данные изъяты> нарколога не посещает. В нарушение законодательства от диспансерного учета уклоняется, чем препятствует достижению целей государственной политики в сфере оборота наркотических средств, не способствует профилактике употребления алкоголя, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью других граждан, охраняемым законом интересам общества и государства.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представитель заинтересованного лица БУЗ УР «РНД МЗ УР» ФИО4, действующая на основании доверенности, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещался судом по месту жительства (регистрации). Судебная корреспонденция, направленная в адрес административного ответчика, возвратились в суд с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения корреспонденции.

Соблюдение органами почтовой связи порядка вручения предназначенного для ответчика почтового отправления, установленного п.36 Правил оказания услуг почтовой связи и п.3.4 Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», свидетельствует о надлежащем извещении административного ответчика о принятии настоящего административного дела к производству судом.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ -VIII), лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Таким образом, ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения административного дела в суд не явился, сведений о причинах неявки в судебное заседание и доказательства уважительности причин неявки не представил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил, возражений в письменной форме по существу административного искового заявления не представил.

Неявка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в том числе права на предоставление суду возражений по иску и доказательств в их подтверждение, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

На основании ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее – административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст.2 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В соответствии с п.8 ст.4 указанного Закона, основным принципом охраны здоровья граждан является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Согласно ч.4 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст.4 Федерального закона от 08.01.1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлено, что государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится, в том числе на принципах приоритетности мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди детей и молодежи, а также стимулировании деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

Согласно ст.54 указанного закона государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи и социальную реабилитацию. Наркологическая помощь больным наркоманией включает профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию.

Частью 3,4 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлено, что на больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за совершение преступлений к наказанию в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании и могут быть назначены иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Больные наркоманией при оказании наркологической помощи пользуются правами пациентов в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Согласно приказу Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N704 диспансерному учету и динамическому наблюдению подлежат лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания, а за лицами, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту - группа риска), организуется профилактическое наблюдение.

Таким образом, исходя из положений приказа Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 704, диспансерный учет и профилактическое наблюдение являются формами диспансерного наблюдения.В соответствии с Инструкцией «О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания», утв.Приказом Минздрава СССР от 12.09.1988г. диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).

На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного (ф. N 025-5/у-88) и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным (ф. N 030-1/у). Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР. В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.

За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года; б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.

Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.

Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление); изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение); осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года; направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями); в связи со смертью.

Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.

В отдельных случаях, когда наркологическое учреждение не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры (в том числе обращения в местные органы внутренних дел), при отсутствии объективных сведений о его месте нахождения - данный больной снимается с диспансерного учета. Решения о снятии с учета в этих случаях также выносятся на ВКК учреждения, где наблюдался больной.

Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ в БУЗ УР «РНД» МЗ УР диагнозом <данные изъяты> и уклоняется от посещения врача с ДД.ММ.ГГГГ.

Факт уклонения административного ответчика от диспансерного наблюдения и лечения подтверждается представленной медицинской картой амбулаторного наркологического больного.

Следовательно, ФИО1 нарколога не посещает ДД.ММ.ГГГГ., нарушает порядок диспансерного учета, т.е. находясь под диспансерным наблюдением в наркологическом отделении БУЗ УР «РНД» МЗ УР, уклоняется от лечения.

Уклонение ФИО1 от надлежащего диспансерного наблюдения и лечения от алкоголизма препятствует достижению целей государственной политики, не способствует профилактике употребления алкоголя, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью других граждан, охраняемым законом интересам общества и государства.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Разделом 3 Инструкции, утвержденной Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГг. , установлено, что осмотры наркологических больных и лиц группы риска необходимы для осуществления контроля за состоянием больного в процессе динамического наблюдения, проведения лечения и профилактических мер медицинского характера. При этом осмотром наркологических больных или лиц группы риска может считаться только личный контакт с пациентами участкового врача психиатра-нарколога, участковой медсестры, фельдшера наркопункта, фельдшера (медсестры) социальной помощи, сопровождающийся обследованием, лечебным воздействием или назначением медикаментозных средств. Число осмотров, приходящееся на каждого конкретного пациента в течение 1 года, зависит от группы динамического учета или наблюдения, в которую он входит, а также от индивидуальных особенностей личности и течения заболевания.

Лица, злоупотребляющие алкоголем, замеченные в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, составляют группу профилактического наблюдения. Частота осмотров лиц старше 18 лет, злоупотребляющих алкоголем, устанавливается лечащим врачом индивидуально.

Частота осмотров подростков, злоупотребляющих алкоголем, - не реже 1 раза в месяц. Частота осмотров лиц, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без явлений наркомании и токсикомании, - не реже 1 раза в месяц.

Рекомендуемая частота осмотров может варьировать во всех группах динамического наблюдения в зависимости от структуры контингента на участке и в порядке дифференцированного подхода к пациенту.

Среднее расчетное число осмотров одного пациента в год рекомендуется устанавливать не менее пяти.

Таким образом, несмотря на установленную законодательством РФ обязанность некоторых категорий граждан проходить медицинские осмотры врачом-наркологом с целью надлежащего диспансерного наблюдения и лечения от наркомании, алкоголизма, токсикомании, ФИО1 данную обязанность не исполняет. Доказательств иного суду административным ответчиком представлено не было.

При этом суд отмечает, что ФИО1 состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом <данные изъяты>

При таких обстоятельствах, неисполнение административным ответчиком своих обязанностей по прохождению медицинского осмотра врачом-наркологом противоречит требованиям законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором административных исковых требований и возлагает на ФИО1 обязанность явиться в БУЗ «РНД» МЗ УР для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика в доход Муниципального образования «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление <адрес> Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО1 о возложении обязанности явиться в наркологическое отделение для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии, удовлетворить.

Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, явиться в наркологическое отделение БУЗ «Республиканский наркологический диспансер» МЗ УР (<адрес>, 117) для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО1 в доход Муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течении одного месяца со дня составления мотивированного решения через Устиновский районный суд <адрес>.

Судья К.В. Соснин

    

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья К.В. Соснин

2а-790/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Устиновского района г.Ижевска
Ответчики
Попов Алексей Владимирович
Другие
БУЗ УР "РНД" МЗ УР
Суд
Устиновский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Соснин Константин Владимирович
Дело на сайте суда
ustinovskiy.udm.sudrf.ru
14.02.2019Регистрация административного искового заявления
14.02.2019Передача материалов судье
14.02.2019Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2019Судебное заседание
27.03.2020Регистрация административного искового заявления
27.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Дело оформлено
27.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее