Дело № 2а-790/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2019 года г.Ижевск
Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соснина К.В., при секретаре судебного заседания Смолиной М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО1, о возложении обязанности явиться в наркологическое отделение для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1, которым просит обязать явиться в наркологическое отделение БУЗ «Республиканский наркологический диспансер» МЗ УР по адресу: <адрес> для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Требование мотивировано тем, что ответчик состоит на диспансерном учете у нарколога с диагнозом <данные изъяты> нарколога не посещает. В нарушение законодательства от диспансерного учета уклоняется, чем препятствует достижению целей государственной политики в сфере оборота наркотических средств, не способствует профилактике употребления алкоголя, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью других граждан, охраняемым законом интересам общества и государства.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал.
Представитель заинтересованного лица БУЗ УР «РНД МЗ УР» ФИО4, действующая на основании доверенности, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещался судом по месту жительства (регистрации). Судебная корреспонденция, направленная в адрес административного ответчика, возвратились в суд с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения корреспонденции.
Соблюдение органами почтовой связи порядка вручения предназначенного для ответчика почтового отправления, установленного п.36 Правил оказания услуг почтовой связи и п.3.4 Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», свидетельствует о надлежащем извещении административного ответчика о принятии настоящего административного дела к производству судом.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ №-VIII), лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Таким образом, ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения административного дела в суд не явился, сведений о причинах неявки в судебное заседание и доказательства уважительности причин неявки не представил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил, возражений в письменной форме по существу административного искового заявления не представил.
Неявка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в том числе права на предоставление суду возражений по иску и доказательств в их подтверждение, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
На основании ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее – административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии с п.8 ст.4 указанного Закона, основным принципом охраны здоровья граждан является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Согласно ч.4 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст.4 Федерального закона от 08.01.1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлено, что государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится, в том числе на принципах приоритетности мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди детей и молодежи, а также стимулировании деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Согласно ст.54 указанного закона государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи и социальную реабилитацию. Наркологическая помощь больным наркоманией включает профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию.
Частью 3,4 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлено, что на больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за совершение преступлений к наказанию в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании и могут быть назначены иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Больные наркоманией при оказании наркологической помощи пользуются правами пациентов в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Согласно приказу Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N704 диспансерному учету и динамическому наблюдению подлежат лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания, а за лицами, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту - группа риска), организуется профилактическое наблюдение.
Таким образом, исходя из положений приказа Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 704, диспансерный учет и профилактическое наблюдение являются формами диспансерного наблюдения.В соответствии с Инструкцией «О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания», утв.Приказом Минздрава СССР от 12.09.1988г. № диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).
На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного (ф. N 025-5/у-88) и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным (ф. N 030-1/у). Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР. В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.
За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года; б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление); изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение); осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года; направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями); в связи со смертью.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
В отдельных случаях, когда наркологическое учреждение не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры (в том числе обращения в местные органы внутренних дел), при отсутствии объективных сведений о его месте нахождения - данный больной снимается с диспансерного учета. Решения о снятии с учета в этих случаях также выносятся на ВКК учреждения, где наблюдался больной.
Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ в БУЗ УР «РНД» МЗ УР диагнозом <данные изъяты> и уклоняется от посещения врача с ДД.ММ.ГГГГ.
Факт уклонения административного ответчика от диспансерного наблюдения и лечения подтверждается представленной медицинской картой амбулаторного наркологического больного.
Следовательно, ФИО1 нарколога не посещает ДД.ММ.ГГГГ., нарушает порядок диспансерного учета, т.е. находясь под диспансерным наблюдением в наркологическом отделении БУЗ УР «РНД» МЗ УР, уклоняется от лечения.
Уклонение ФИО1 от надлежащего диспансерного наблюдения и лечения от алкоголизма препятствует достижению целей государственной политики, не способствует профилактике употребления алкоголя, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью других граждан, охраняемым законом интересам общества и государства.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Разделом 3 Инструкции, утвержденной Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГг. №, установлено, что осмотры наркологических больных и лиц группы риска необходимы для осуществления контроля за состоянием больного в процессе динамического наблюдения, проведения лечения и профилактических мер медицинского характера. При этом осмотром наркологических больных или лиц группы риска может считаться только личный контакт с пациентами участкового врача психиатра-нарколога, участковой медсестры, фельдшера наркопункта, фельдшера (медсестры) социальной помощи, сопровождающийся обследованием, лечебным воздействием или назначением медикаментозных средств. Число осмотров, приходящееся на каждого конкретного пациента в течение 1 года, зависит от группы динамического учета или наблюдения, в которую он входит, а также от индивидуальных особенностей личности и течения заболевания.
Лица, злоупотребляющие алкоголем, замеченные в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, составляют группу профилактического наблюдения. Частота осмотров лиц старше 18 лет, злоупотребляющих алкоголем, устанавливается лечащим врачом индивидуально.
Частота осмотров подростков, злоупотребляющих алкоголем, - не реже 1 раза в месяц. Частота осмотров лиц, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без явлений наркомании и токсикомании, - не реже 1 раза в месяц.
Рекомендуемая частота осмотров может варьировать во всех группах динамического наблюдения в зависимости от структуры контингента на участке и в порядке дифференцированного подхода к пациенту.
Среднее расчетное число осмотров одного пациента в год рекомендуется устанавливать не менее пяти.
Таким образом, несмотря на установленную законодательством РФ обязанность некоторых категорий граждан проходить медицинские осмотры врачом-наркологом с целью надлежащего диспансерного наблюдения и лечения от наркомании, алкоголизма, токсикомании, ФИО1 данную обязанность не исполняет. Доказательств иного суду административным ответчиком представлено не было.
При этом суд отмечает, что ФИО1 состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом <данные изъяты>
При таких обстоятельствах, неисполнение административным ответчиком своих обязанностей по прохождению медицинского осмотра врачом-наркологом противоречит требованиям законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором административных исковых требований и возлагает на ФИО1 обязанность явиться в БУЗ «РНД» МЗ УР для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика в доход Муниципального образования «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление <адрес> Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО1 о возложении обязанности явиться в наркологическое отделение для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии, удовлетворить.
Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, явиться в наркологическое отделение БУЗ «Республиканский наркологический диспансер» МЗ УР (<адрес>, 117) для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО1 в доход Муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течении одного месяца со дня составления мотивированного решения через Устиновский районный суд <адрес>.
Судья К.В. Соснин
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья К.В. Соснин