Решение по делу № 2а-62/2020 от 22.01.2020

Дело № 2а-62/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2020 года      г.Гдов Псковской области

Гдовский районный суд Псковской области в составе председательствующего Широкова А.А., при секретаре Кононовой Е.М., с участием административного истца Горшкова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горшкова Александра Евгеньевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав,

У С Т А Н О В И Л:

Горшков А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав.

В обоснование своих требований административный истец указал, что он на основании договора купли-продажи от 30 июля 2018 года является собственником земельного участка с кадастровым номером категории: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешённого использования: для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес> С целью реализации своих прав и интересов, в соответствии с требованиями ФЗ № 66-ФЗ и ФЗ № 217-ФЗ был подан технический план с целью проведения государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на дом, расположенный на указанном земельном участке. 08 ноября 2019 года административный ответчик выдал уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав в котором указывает, что земельный участок с кадастровым номером был образован путём раздела земельного участка с кадастровым номером выделенных из пая в натуре из земель колхоза "Красный моряк", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства. С вынесенным решением он не согласен по следующим основаниям:

В уведомлении от 08 ноября 2019 года указано, что земельный участок административного истца был образован путём раздела земельного участка с кадастровым номером (который в свою очередь образован путём объединения земельных участков с кадастровыми номерами выделенных из пая в натуре из земель колхоза "Красный моряк" Гдовского района Псковской области), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства. Также в уведомлении указано, что земельный участок с кадастровым номером обладает видом разрешённого использования (далее ВРИ): для дачного строительства. Данный участок был образован путём раздела земельного участка с кадастровым номером в 2013 году (согласно информации ЕГРН). При разделе земельного участка с кадастровым номером и образовании новых участков, каждому новому участку присваивался Кадастровой палатой вид разрешённого использования, в соответствии с которым участок может использоваться собственником. Участок административного истца получил ВРИ: для дачного строительства.

Участок административного истца был поставлен на кадастровый учёт 27.12.2012 года. В период с даты постановки на кадастровый учёт по настоящий момент, никем не было оспорено присвоения ВРИ участку с кадастровым номером

    Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).

Садовый земельный участок - это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей (пункт 1 статьи 3 Закона № 217-ФЗ). Для садовых земельных участков установлен вид разрешённого использования «Ведение садоводства» (код классификатора ).

В силу вышеуказанного, земельный участок с кадастровым номером в данный момент используется административным истцом для ведения садоводства в соответствии с классификатором ВРИ «Ведение садоводства».

Согласно Письму Министерства экономического развития РФ от 7 ноября 2018 г. № 32363-ВА/Д23 «Относительно применения положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в части кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома» следует учитывать следующие факты:

В отношении жилых домов, жилых строений, строительство, реконструкция которых осуществляются соответственно на дачных и садовых земельных участках, до 1 января 2019 года применяются положения части 3 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 49, пункта 1 части 17 статьи 51, статьи 51.1, пункта 5 части 2.2 статьи 52, частей 16-21 статьи 55 Градостроительного кодекса, а также пункта 1.1 части 1 статьи 15, части 1.2 статьи 19, части 11.1 статьи 24, пунктов 58 и 59 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона N 340-ФЗ), установленные в отношении жилых домов, садовых домов, строительство, реконструкция которых осуществляются на садовых земельных участках (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек.

Таким образом, правообладатели земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, вправе по своему усмотрению в отношении возведённых ими (законченных строительством) жилых домов, жилых строений, расположенных на таких земельных участках, в целях государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права (осуществляемых одновременно) применить либо уведомительный порядок, введённый Федеральным законом N 340-ФЗ, либо ранее действовавший порядок, согласно которому указанные объекты относились к объектам, для строительства, реконструкции которых не требовалось получение разрешения на строительство и, соответственно, на ввод в эксплуатацию (пункт 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса в редакции, действовавшей до 4 августа 2018 г.).

В данный момент земельный участок с кадастровым номером имеет аналогию ВРИ с ВРИ "Ведение садоводства". В соответствии с п.2 ст.3 ФЗ № 217-ФЗ и классификатором ВРИ на земельном участке с ВРИ "Ведение садоводства" может быть размещён садовый дом. Садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (п.2 ст.3 ФЗ № 217-ФЗ). Садовый дом не относится к индивидуальном жилищному строительству и не предоставляет возможность собственнику земельного участка зарегистрироваться.

В связи с чем административный истец просит признать незаконным уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав от 08.11.2019 года .

    В судебном заседании административный истец Горшков А.Е. заявленные требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержал в полном объёме, предоставил отзыв на возражения административного ответчика, в которых указал, что его земельный участок входит в состав ДНП «Чудская жемчужина», расположенного по адресу: <адрес> Земельный участок расположен на территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а именно на территории ДНП «Чудская жемчужина» в силу чего статус земельного участка «земли сельскохозяйственных угодий» не имеет правовой значимости. Указал, что Постановление Администрации Гдовского района от 10.05.2011 о изменении ВРИ исходных земельных участков (из которого был образован земельный участок с КН никем не оспорено и имеет юридическую силу.

Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, надлежащим образом извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, представил письменное ходатайство о невозможности прибыть в судебное заседание в связи со служебной занятостью. С административным иском не согласен. В письменных возражених указал, что согласно представленному истцом техническому плану дом расположен на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок образован путём раздела земельного участка с кадастровым номером , который в свою очередь образован путём объединения земельных участков с , , , , , выделенных из пая в натуре из земель колхоза «Красный моряк» Гдовского района Псковской области, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства.

Земельный участок с кадастровым номером образован путём выдела в натуре земельного пая, принадлежащего на праве собственности ФИО4 на основании Свидетельства от 10.06.1994, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Гдовского района (далее - Свидетельство) из земель колхоза "Красный Моряк» в Юшкинской волости Гдовского района Псковской области, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства (выдел осуществлялся из земельного участка с КН ). Земельный пай имел размер 3,8 га., из них сельхозугодий – 3,8 га.

Земельный участок с кадастровым номером образован путём выдела в натуре земельного пая, принадлежащего на праве собственности ФИО5 на основании Свидетельства от 10.06.1994, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Гдовского района (далее - Свидетельство) из земель колхоза "Красный Моряк» в Юшкинской волости Гдовского района Псковской области, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства (выдел осуществлялся из земельного участка с ). Земельный пай имел размер 3,8 га., из них сельхозугодий – 3,8 га.

Земельный участок с кадастровым номером образован путём выдела в натуре земельного пая, принадлежащего на праве собственности ФИО6 на основании Свидетельства от 10.06.1994, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Гдовского района (далее - Свидетельство) из земель колхоза "Красный Моряк» в Юшкинской волости Гдовского района Псковской области, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства (выдел осуществлялся из земельного участка с Земельный пай имел размер 3,8 га., из них сельхозугодий – 3,8 га.

Земельный участок с кадастровым номером образован путём выдела в натуре земельного пая, принадлежащего на праве собственности ФИО7 на основании Свидетельства от 10.06.1994, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Гдовского района (далее - Свидетельство) из земель колхоза "Красный Моряк» в Юшкинской волости Гдовского района Псковской области, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства (выдел осуществлялся из земельного участка с ). Земельный пай имел размер 3,8 га., из них сельхозугодий – 3,8 га.

Земельный участок с кадастровым номером образован путём выдела в натуре земельного пая, принадлежащего на праве собственности ФИО8 на основании Свидетельства от 10.06.1994, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Гдовского района (далее - Свидетельство) из земель колхоза "Красный Моряк» в Юшкинской волости Гдовского района Псковской области, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства (выдел осуществлялся из земельного участка с Земельный пай имел размер 3,8 га., из них сельхозугодий – 3,8 га.

В отношении указанного земельного участка, образованного путём выдела в натуре земельного пая, Главой Гдовского района было издано Постановление от 10.05.2011г., которым был изменён вид разрешённого использования данного участка с вида разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешённого использования «для ведения дачного хозяйства» (далее - Постановление). При этом Постановление содержит информацию, что эти участки относятся к категории
земель «земли сельскохозяйственного назначения».

Из вышеназванных свидетельств усматривается, что предоставленные
ФИО9, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 земельные паи имели размер по 3,8 га., из них сельхозугодий - по 3,8 га. Следовательно, земельные участки были образованы путём выдела в счёт земельных долей, состоящих исключительно из земель сельскохозяйственных угодий, соответственно и участок,
образованный из него также относится к сельскохозяйственным угодьям.

О том, что права на земельные доли возникали при приватизации
именно сельскохозяйственных угодий, свидетельствует и ст. 15 Закона
Федерального закона от 24.07.2002    №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте).

На основании ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -
ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли,
находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд
сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Согласно ст.79
ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи,
земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и
другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют
приоритет в использовании и подлежат особой охране. В соответствии с п.2
ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их
принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в
соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок
проведения которого устанавливаются федеральными законами и
требованиями специальных федеральных законов. Градостроительный кодекс
РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий
муниципальных образований в целях определения территориальных зон и
установления градостроительных регламентов, которые включаются в
правила землепользования и застройки и определяют правовой режим
земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью
земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей
эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах
указываются виды разрешённого использования земельных участков и
объектов капитального строительства, расположенных в пределах
соответствующей территориальной зоны Градостроительные регламенты не
устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель
сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида
разрешенного использования земельных участков и объектов капитального
строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные
регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования
принимаются в соответствии с федеральными законами.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает
возможность использования указанных земель для застройки и последующей
эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пп. 1 п. 3 ст. 1 Закона об обороте.

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки. С учётом изложенного, застройка сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможна только после перевода этих земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населённых пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов путём включения земельного участка в границы населённого пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ».

Учитывая изложенное, административный ответчик просит в удовлетворении исковых требований Горшкову А.Е. отказать.

    В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика.

    Суд, заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

    Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

    В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В соответствии с частью 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия, (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

    - об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению;

     - об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

    Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании договора купли-продажи от 30 июля 2018 года Горшков А.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1478 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: «для дачного строительства», расположенного по адресу: <адрес> С целью проведения государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на дом, расположенный на указанном земельном участке, он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области. 08 ноября 2019 года было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером был образован путём раздела земельного участка с кадастровым номером выделенных из пая в натуре из земель колхоза "Красный моряк", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства, так как государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости может осуществляться только после перевода земельного участка в другую категорию. Уведомлением Межмуниципального отдела № 1 Управления Росреестра по Псковской области от 17 января 2020 года, в связи с необходимостью сбора документов, срок приостановления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав продлён до 17 июля 2020 года.

Установленные в суде обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами, исследованными в судебном заседании:

    Уведомлением Межмуниципального отдела № 1 Управления Росреестра по Псковской области от 08 ноября 2019 года о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав до 10 февраля 2020 года в связи с тем, что государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости может осуществляться только после перевода земельного участка в другую категорию.

    Договором купли-продажи (купчая) земельного участка от 30 июля 2018 года, в соответствии с которым ФИО10, в лице представителя ФИО11 продал Горшкову А.Е. принадлежащий ему по праву собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 1478 кв.м., находящийся по адресу: <адрес> расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленный для дачного строительства.

Техническим планом здания от 07.10.2019 года, согласно которому жилой дом, общей площадью 144,2 кв. м, расположен на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> год завершённого строительства объекта недвижимости - 2018.

    Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13 августа 2018 года, согласно которой правообладателем земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1478+/-336 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: «для дачного строительства», имеющим статус «актуальные», является Горшков А.Е.

    Уведомлением Межмуниципального отдела № 1 Управления Росреестра по Псковской области № от 17 января 2020 года о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав до 17 июля 2020 года в связи с необходимостью сбора документов.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

    С 04.08.2018 года установлена обязанность направлять в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (далее - уполномоченный орган), уведомление о начале и об окончании строительства садового дома. При этом до 01.03.2021 допускается регистрация прав на садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, без указанного уведомления. Отсутствие регистрации права собственности на построенный садовый дом может повлечь признание его самовольной постройкой и последующий снос (п. 1 ч. 17 ст. 51, ч. 1 ст. 51.1, ч. 15, 16 ст. 55ГрК РФ; ст. 222 ГК РФ; ст. 17 Закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ; ч. 12 ст. 70 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

    В соответствии с п. 1 ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    В силу п. 2 ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

    Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

    В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного Кодекса РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

    Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

    Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населённых пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

    Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п.2 ст.7 ЗК РФ).

    Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

    Как следует из статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

    Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

    В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

    Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

    В пункте 2 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

    В силу п. 2 ст.260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесённым к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

    С учётом приведённых норм в их системном толковании, собственник земельного участка имеет право его использовать в соответствии с видом разрешённого использования, который определён градостроительным регламентом.

    Согласно п.l ст.77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

    В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п.2 ст.77 ЗК РФ).

    Согласно ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личное подсобное хозяйство, садоводство, животноводство, огородничество.

    В силу п. 1 ст.79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

    В соответствии с п.1 статьи 36 ГрК РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

    Пунктом 6 ст.36 ГрК РФ предусмотрено, что для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.

    Согласно части 5 статьи 37 ГрК РФ, решения об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

    Учитывая изложенное, изменение вида разрешённого использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию.

    Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    Исходя из вышеизложенного, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются.

    Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

    В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в данной норме, в том числе, связанных с установлением или изменением черты населённых пунктов.

    При этом указанной статьей не предусмотрена возможность использования сельскохозяйственных угодий для ведения садоводства.

    Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов путём включения земельного участка в границы населённого пункта либо исключения из границ населённого пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

    В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ, перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в частной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Таким образом, согласно п.1 статьи 8 Закона № 172-ФЗ, пункту 1 статьи 8 ЗК РФ установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.

    В соответствии с п.2 ст.83 ЗК РФ границы городских, сельских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населённых пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий истцу Горшкову А.Е. с КН , образован путём раздела земельного участка с КН (который в свою очередь образован путём объединения земельных участков с КН , , , , ) выделенных из пая в натуре из земель колхоза «Красный моряк», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: «для дачного строительства».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что земельный участок принадлежащий административному истцу относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, находится за пределами населённого пункта, на которые правила землепользования и застройки не распространяются.

Из приведённых положений закона следует, что право выбора разрешённого использования не может быть реализовано произвольно при том, что возможность выбора вида разрешённого использования поставлена законом в зависимость от видов разрешённого использования, предусмотренных зонированием территорий.

Доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен спорный земельный участок, с установлением соответствующего разрешённого использования земельных участков, административным истцом не предоставлено.

Административный истец в отзыве на возражения административного ответчика указал о том, что Постановлением Главы Гдовского района от 10.05.2011 изменён вид разрешенного использования земельных участков с КН , , , , категории «земли сельскохозяйственного назначения» с вида разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешённого использования «для дачного строительства».

Вместе с тем суд считает, что несмотря на то, что указанное Постановление никем не оспорено, однако оно принято вопреки требованиям градостроительного и земельного законодательства.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населённого пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населённого пункта (полевой земельный участок) (пункт 1). В пункте 2 данной статьи указывается на то, что приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нём зданий и строений (п. 3 указанной статьи).

Как следует из представленных документов земельный участок принадлежащий административному истцу, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Доказательств, подтверждающих, что земельный участок на основании постановления Администрации Гдовского района был выделен для образования дачного садоводческого товарищества, а также образован из приусадебного земельного участка, административным истцом Горшковым А.Е. суду не предоставлено и в материалах дела отсутствуют.

    Учитывая изложенные выше обстоятельства, оценивая представленные доказательства в их совокупности, а также отсутствие документов, подтверждающих изменение категории участка в установленном законом порядке и включение его в черту населённого пункта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления.

    На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении административных исковых требований Горшкова Александра Евгеньевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав от 08.11.2019 года в отношении здания, расположенного по адресу: <адрес> – отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Гдовский районный в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Решение суда изготовлено в окончательной форме 26 февраля 2020 года.

Судья:                              А.А. Широков

2а-62/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горшков Александр Евгеньевич
Ответчики
Управление ФСГРКК по Псковской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области
Другие
Касищев Николай Сергеевич
Суд
Гдовский районный суд Псковской области
Судья
Широков Андрей Анатольевич
Дело на странице суда
gdovsky.psk.sudrf.ru
22.01.2020Регистрация административного искового заявления
22.01.2020Передача материалов судье
23.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2020Подготовка дела (собеседование)
11.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2020Судебное заседание
28.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее