№2-769/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2017 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Мотыревой О.В.,
при секретаре судебного заседания Степиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Носова В.М. к администрации города Новозыбкова Брянской области о возложении обязанности по обеспечению специализированным жилым помещением по договору найма специализированного помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Носов В.М. обратился в суд с иском к администрации города Новозыбкова Брянской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, мотивируя свои требования тем, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его родители Носова Е.В. и Носов М.С. решением Новозыбковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над ним учреждена опека, и опекуном назначена бабушка ФИО6
Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма он не имеет. Постановлением администрации г. Новозыбкова Брянской области № 431 от 04.06.2007 года он поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, в связи с чем обратился в суд с указанными требованиями.
В судебное заседание истец Носов В.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, предоставив в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика - администрации города Новозыбкова Брянской области по доверенности Кабова И.П. в судебное заседание не явилась. Из имеющегося в материалах дела заявления представителя ответчика следует, что последняя просит рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований, заявленных Носовым В.М. просит отказать, ссылаясь на то, что в бюджете г. Новозыбкова денежные средства на приобретение жилья для лиц данной категории не предусмотрены, а из областного и федерального бюджетов денежные средства на эти цели не поступают. Кроме этого имеются неисполненные решения суда о предоставлении жилых помещений детям - сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Внеочередное предоставление жилья истцу нарушит права неограниченного круга лиц, включенных в список ранее истца.
Представитель третьего лица Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в судебное заседание не явился, представив в суд отзыв на исковое заявление в котором содержится просьба о рассмотрении дела без их участия и принятии решения на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании решением Новозыбковского городского суда от 19.02.1993 года родители истца - ФИО4, ФИО5 лишены родительских прав.
Постановлением администрации г. Новозыбкова от 12.03.1993 года № 110 над несовершеннолетним Носовым В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения учреждена опека, и опекуном назначена ФИО6( л.д.8).
Постановлением главы г. Новозыбкова Брянской области № 431 от 04.06.2007 года, Носов В.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список очередников для получения жилого помещения по договору социального найма по льготной очереди, как сирота ( л.д. 7), жилого помещения в собственности не имеет, до настоящего времени проживает по месту жительства опекуна в <адрес>.
Из представленного в судебное заседание отзыва Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области следует, что в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Носов В.М. состоит под № 88 с датой постановки на учет 04.06.2007 года.
Таким образом, его право на предоставление жилого помещения по основаниям, установленным для лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком признано и не оспаривается. Однако до настоящего времени жилое помещение Носову В.М. не предоставлено.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
В соответствии с п. «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита населения, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно статьи 5 Федерального Закона от 24.07.1998 г. № 124 « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации, к которым, также относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 8 ФЗ № 159 -ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. (в редакции ФЗ от 28.11.2015 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Условия реализации детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа прав на имущество и жилое помещение на территории Брянской области, а также полномочия государственных органов Брянской области по обеспечению реализации этих прав, регулируется законом Брянской области от 29.12.2012 № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».
Согласно п. 4 ст. 4 вышеприведенного Закона предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации органа опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.
Постановлением Правительства Брянской области от 22.04.2013 года № 58-П в (ред. от 22.07.2013) утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 3 указанного Порядка, главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
В соответствии с п. 4 Порядка средства субвенций направляются на оплату расходов, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в т.ч. на исполнение судебных решений.
Согласно данному Порядку главный распорядитель средств областного бюджета перечисляет средства субвенций, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, со своего лицевого счета заявками на кассовый расход в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов. Перечисление субвенций в бюджеты муниципальных районов и городских округов осуществляется в установленном порядке на лицевые счета, открытые получателем средств местного бюджета в территориальных органах Федерального казначейства (п.6 Порядка).
В соответствии с п. 9.3 Порядка муниципальные районы и городские округа за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения, при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».
В соответствии с положениями ст. 2 Закона Брянской области от 02.12.2011 г. № 124-З « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
В силу ч. 1 ст. 6 вышеназванного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий вправе дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, прямая обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.
Обеспечить истца жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления должна администрация г. Новозыбкова.
При этом осуществление функций по обеспечению жилым помещением детей -сирот не может быть поставлено в зависимость от каких- либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств, а так же от срока поступления денежных средств из бюджета Брянской области.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 9 Устава муниципального образования « город Новозыбков» при осуществлении органами местного самоуправления г. Новозыбкова отдельных государственных полномочий, они вправе устанавливать за счет средств бюджета городского округа (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
На основании изложенного суд находит возражения представителя ответчика несостоятельными и не влекущими отказа в иске.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что до настоящего времени Носов В.М. жилым помещением не обеспечен, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию города Новозыбкова Брянской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по предоставлению специализированного жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Носова В.М. к администрации города Новозыбкова Брянской области о возложении обязанности по обеспечению специализированным жилым помещением по договору найма специализированного помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию города Новозыбкова Брянской области предоставить Носову В.М. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца через Новозыбковский городской суд.
Судья О.В. Мотырева