Решение по делу № 2-336/2019 от 15.05.2019

04RS0022-01-2019-000395-24

Дело № 2-336/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2019 года                                                                                          с. Тарбагатай

Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Зайцева Э.Е.,

при секретаре Фетисовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Республиканского агентства лесного хозяйства к Подчуфарову Николаю Валерьевичу о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Республиканское агентство лесного хозяйства РБ обратилось в суд с указанным иском, просило понудить ответчика произвести очистку места самовольной рубки лесных насаждений от порубочных остатков и сжигание в срок до 01.07.2019 г., взыскать с ответчика Подчуфарова Н.В. ущерб, причиненный лесному фонду незаконной рубкой лесных насаждений в размере <данные изъяты> руб.

Исковое заявление мотивировано тем, что приговором мирового судьи судебного участка Тарбагатайского района от 28.03.2019 г. Подчуфаров Н.В. признан виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ. В результате совершенной ответчиком незаконной рубки лесных насаждений государственному лесному фонду причинен ущерб на сумму <данные изъяты> руб. Согласно справке лесничего произведен осмотр места совершения незаконной рубки лесных насаждений в квартале № 9, выдел № 17 Тарбагатайского сельского участкового лесничества, в ходе осмотра установлено, что лесной участок захламлен отходами, ущерб составляет <данные изъяты> руб. Наличие порубочных остатков в лесном массиве является пожароопасным фактором, может повлечь за собой возникновение лесного пожара, и как следствие, причинение ущерба лесному фонду Российской Федерации. В результате совершенной ответчиком незаконной рубки лесных насаждений государственному лесному фонду причинен ущерб на сумму <данные изъяты> руб. Размер ущерба установлен и подтвержден материалами уголовного дела, указанным приговором суда. Согласно «Таксам для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам, лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 г. №1730 Подчуфаров Н.В. причинил РФ в лице отдела организации и обеспечения деятельности Заудинского лесничества ущерб причиненный размещением в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании представитель истца Асташев А.А. от исковых требований в части понуждения ответчика произвести очистку места самовольной рубки лесных насаждений от порубочных остатков отказался, в связи с чем производство в данной части было прекращено на основании ст.220 ГПК РФ.

Вместе с тем, представитель истца Асташев А.А. поддержал исковые требования о взыскании с Подчуфарова Н.В. причиненного ущерба в размере <данные изъяты> рублей, суду пояснил, что при производстве незаконной рубки Подчуфаровым Н.В. на месте незаконной рубки были оставлены отходы в виде порубочных остатков, в связи с чем в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 года № 1730 был произведен расчет ущерба, причиненного размещением в лесах отходов, который определен в 10-кратном размере затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние пригодное для дальнейшего использования. Затраты определены по утвержденной приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 04.05.2017 г. № 349 нормативно-технологической карте на выполнение работ по очистке от загрязнения или захламления лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и промышленным мусором. Каких-либо иных отходов, кроме порубочных остатков на месте незаконной рубки размещено не было. В настоящее время в связи с произведенной Подчуфаровым Н.П. очисткой места незаконной рубки от порубочных остатков выполнение каких-либо работ по очистке леса не требуется.

Ответчик Подчуфаров Н.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что в настоящее время им место рубки очищено от порубочных остатков, в связи с чем никаких затрат на очистку лесного массива истец не несет, следовательно, отсутствуют основания для взыскания с него ущерба, рассчитанного от необходимых на очистку затрат.

Заслушав пояснения представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Так, исковые требования мотивированы положениями Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства".

Утвержденные указанным Постановлением Особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства устанавливают порядок возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - вред), включая таксы и методику возмещения вреда.

В соответствии с пунктом 5 указанных Особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства уполномоченный орган осуществляет расчет размера вреда в денежном выражении исходя из:

а) такс для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1;

б) такс для исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2;

в) такс для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям, согласно приложению N 3;

г) методики определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению N 4.

Иск мотивирован тем, что Подчуфаровым Н.В. совершена незаконная рубка лесных насаждений, в ходе которой на месте незаконной рубки были оставлены порубочные остатки, от которых место рубки очищено не было.

Из приговора мирового судьи следует, что рассчитанный в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" ущерб составил <данные изъяты> рублей и был Подчуфаровым Н.В. возмещен.

Представитель истца ссылается на п.9 такс для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям (приложение N 3 к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства") согласно которому за размещение в лесах отходов производства и потребления размер ущерба рассчитывается исходя из 10-кратного размера затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Вместе с тем, как следует из искового заявления, из пояснений сторон, Подчуфаров Н.В. каких-либо действий, направленных на размещение в лесах отходов производства и потребления, не осуществлял, порубочные остатки образовались в ходе произведенной Подчуфаровым Н.В. незаконной рубки.

Кроме того, таксами для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям (приложение N 3 к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730) предусмотрено возмещение ущерба причиненного размещением в лесах отходов производства и потребления.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Вместе с тем, суд полагает, что порубочные остатки не являются отходами производства и потребления, в том смысле, который определен указанным Федеральным законом, поскольку правила очистки мест рубок регламентированы не указанным законом, а специальными нормами, содержащимися в нормативных актах, регламентирующих деятельность в лесах.

Так, согласно п.14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. N 607, при использовании лесов не допускается:

загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса;

невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;

уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах;

уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса;

уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных.

Из указанной нормы следует, что невыполнение работ по очистке лесов не тождественно загрязнению лесов отходами производства и потребления.

В силу ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В соответствии с п. 9 Приказа Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45040) Очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.

Очистка мест рубок осуществляется следующими способами:

укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке;

сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период;

сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период;

разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий;

укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки;

вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки.

Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.

Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно Правилам пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 01.11.2012), при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков (п. 16); при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;

в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона (п.17).

Таким образом, правила очистки мест рубок от порубочных остатков определены указанными нормативными актами, и не подпадают по действие Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления".

Кроме того, в обоснование требований о взыскании причиненного ущерба, представителями истца предоставлена нормативно-технологическая карта на выполнение работ по очистке от загрязнения или захламления лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором.

Однако, как установлено из материалов дела, пояснений сторон, Подчуфаров В.Н. в лесах коммунально-бытовые и промышленные отходы, бытовой и строительный мусор не размещал.

Кроме того, в настоящее время Подчуфаровым В.Н. место рубки очищено, в связи с чем производство каких-либо работ по очистке лесного массива не требуется.

Принимая во внимание, что Подчуфаров В.Н. обязанность по очистке места рубки в настоящее время выполнил в натуре, суд не находит основания для возложения на него дополнительной меры гражданско-правовой ответственности в виде обязанности выплатить ущерб.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с Подчуфарова В.Н. вреда, причиненного лесам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований Республиканского агентства лесного хозяйства Республики Бурятия к Подчуфарову Николаю Валерьевичу о взыскании ущерба отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Тарбагатайский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01.07.2019 года.

Председательствующий судья                                                                         Зайцев Э.Е.

СОГЛАСОВАНО

Судья Тарбагатайского районного суда                         Зайцев Э.Е.

2-336/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Республиканское агентство лесного хозяйства
Ответчики
Подчуфаров Николай Валерьевич
Суд
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия
Судья
Э.Е. Зайцев
Дело на сайте суда
tarbagataisky.bur.sudrf.ru
15.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2019Передача материалов судье
20.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2019Подготовка дела (собеседование)
04.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2019Судебное заседание
01.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Подготовка дела (собеседование)
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее