РЕШЕНИЕ дело №а-276/20
Именем Российской Федерации
19 июня 2020 года <адрес>
Урус-Мартановский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи - Джабраилова И.Э.,
при секретаре – ФИО2,
с участием: старшего помощника прокурора <адрес> ЧР - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> ЧР ФИО4 в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц РФ к Административному ответчику администрации Урус-Мартановского муниципального района ЧР об обязании администрацию Урус-Мартановского муниципального района ЧР провести государственную регистрацию в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чеченской Республике права муниципальной собственности объектов культурного наследия – Братская могила защитников села, погибших в боях с белогвардейцами и Зиярт Ибрагим-Хаджи и их учет в реестре муниципального имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> ЧР ФИО4, в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Административному ответчику администрации Урус-Мартановского муниципального района ЧР об обязании администрацию Урус-Мартановского муниципального района ЧР провести государственную регистрацию в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чеченской Республике права муниципальной собственности объектов культурного наследия – Братская могила защитников села, погибших в боях с белогвардейцами и Зиярт Ибрагим-Хаджи и их учет в реестре муниципального имущества в течение 30 дней со дня вступления судебного решения в законную силу, обосновывая свои требования следующим.
<адрес> в соответствии с заданием прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ №, обусловленным исполнением п. 2.5 решения коллегии прокуратуры Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы прокуратуры Чеченской Республики в 2019 году и задачах по укреплению законности и правопорядка на первое полугодие 2020 года», проведена проверка в администрации Урус-Мартановского муниципального района (далее - Администрация), которой выявлены нарушения законодательства в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, а также о государственной регистрации недвижимости.
Так, полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия определены Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) и от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ).
Учреждения и объекты культуры в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № отнесены к муниципальной собственности.
ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № к названному постановлению.
Распоряжением Правительства ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №-р органам местного самоуправления рекомендовано во взаимодействии с комитетом Правительства Чеченской Республики по охране и использованию культурного наследия внести в реестры муниципального имущества соответствующие объекты культурного наследия, выполнить в отношении них мероприятия, связанные с государственной регистрацией права муниципальной собственности.
Исходя из норм закона мероприятия, связанные с осуществлением государственной регистрации права на объекты культурного наследия, обязаны выполнить органы местного самоуправления муниципального района и городского поселения (округа).
Основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на такие объекты, является выписка из реестра муниципального имущества, декларации на такие объекты, технические и межевые планы, а также постановление Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ
№, ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжение Правительства ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №-р, подтверждающие возникновение и существование таких объектов до 1991 года.
В соответствии с постановлением Правительства ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> расположено 6 объектов культурного наследия, подлежащих учету в реестре муниципального имущества, государственному учету и государственной регистрации права муниципальной собственности.
Между тем Администрацией работы по учету и государственной регистрации права муниципальной собственности на 2 объекта культурного наследия (Братская могила защитников села, погибших в боях с белогвардейцами и Зиярт Ибрагим - Хаджи), не проведены, что является правовым препятствием для проведения мероприятий по разработке и утверждению предметов охраны, границ территорий объектов культурного наследия, зон охраны и градостроительных регламентов в их границах, отнесенных в компетенции комитета Правительства ЧР по охране и использованию объектов культурного наследия, а также занесению сведений о них в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости.
Следует отметить, что в ходе проверки, проведенной в октябре 2019 г., в связи с выявленными нарушениями законодательства в обозначенной сфере ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации было внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения.
Однако, в ходе повторной проверки было установлено, что Администрацией каких-либо мер к устранению отмеченных в акте прокурорского реагирования недостатков до настоящего времени не приняты вовсе.
Принимая во внимание, что после принятой ранее меры прокурорского реагирования Администрацией добровольно нарушения не устранены, и адекватных мер к устранению этих нарушений не принято в связи, с чем возникла необходимость в решении этого вопроса не иначе как в судебном порядке.
Интересы неопределенного круга лиц заключаются в сохранении объектов культурного наследия, возникших в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Просит обязать администрацию Урус-Мартановского муниципального района ЧР произвести государственную регистрацию в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чеченской Республике права муниципальной собственности объектов культурного наследия - Братская могила защитников села, погибших в боях с белогвардейцами и Зиярт Ибрагим - Хаджи и их учет в реестре муниципального имущества, в течение 30 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ЧР - ФИО3 административный иск поддержал, сославшись на доводы изложенные, в административном исковом заявлении и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела.
С учетом мнения представителя административного истца суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, выслушав административного истца, изучив представленные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре» и ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов РФ.
Интересы неопределенного круга лиц заключаются в сохранении объектов культурного наследия, возникших в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (без действий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (без действий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Судом установлено, что на территории Урус-Мартанговского муниципального района ЧР расположены объекты культурного наследия регионального значения, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Проведенной прокуратурой <адрес> ЧР были установлены нарушения требований действующего законодательства в части принятия Администрацией необходимых мер, предусмотренных законодательством, по учету и государственной регистрации права муниципальной собственности на 2 объекта культурного наследия (Братская могила защитников села, погибших в боях с белогвардейцами и Зиярт Ибрагим – Хаджи) проведения мероприятий по разработке и утверждению предметов охраны, границ территорий объектов культурного наследия, зон охраны и градостроительных регламентов в их границах, а также занесению сведений о них в реестр Единого государственного реестра недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации внесено Представление об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия и государственной регистрации недвижимости, по результатам рассмотрения никто не привлечен к дисциплинарной ответственности, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объекты культурного наследия, расположенные на территории Урус-Мартановского муниципального района ЧР, а также земельные участки, на которых они расположены, их охранные зоны не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, право собственности на них не оформлено.
Согласно ст. 9.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" устанавливает, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.
В силу п. 5 и 6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В силу статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным и дополнительным сведениям, в частности, относятся кадастровый номер, описание местоположении границ земельного участка, его площадь, категория земель, к которой отнесен земельный участок и его разрешенное использование.
Таким образом, судом установлено, что формирование земельных участков под объектами культурного наследия, проведение государственной регистрации права собственности на земельные участки, а также на сами объекты культурного наследия, на которых они находятся, входит в компетенцию административного ответчика.
Таким образом, поскольку истцом доказана неправомерность бездействия ответчика, в судебном заседании нашел подтверждение факт невыполнения ответчиком обязанности по проведению государственной регистрации права собственности на земельные участки, а также на сами объекты культурного наследия, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по данному гражданскому делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора <адрес> ЧР ФИО4 в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Административному ответчику администрации Урус-Мартановского муниципального района ЧР об обязании администрацию Урус-Мартановского муниципального района ЧР произвести государственную регистрацию в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чеченской Республике права муниципальной собственности объектов культурного наследия - Братская могила защитников села, погибших в боях с белогвардейцами и Зиярт Ибрагим – Хаджи и их учет в реестре муниципального имущества - удовлетворить.
Обязать администрацию Урус-Мартановского муниципального района ЧР произвести государственную регистрацию в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чеченской Республике права муниципальной собственности объектов культурного наследия - Братская могила защитников села, погибших в боях с белогвардейцами и Зиярт Ибрагим – Хаджи и их учет в реестре муниципального имущества, в течение 30 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда ЧР через Урус-Мартановский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Копия верна: судья И.Э. Джабраилов
Решение вступило в законную силу:___________________
Судья: