Дело № 77-279/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 27 мая 2020 года
Судебная коллегия по уголовным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Любенко С.В.,
судей Васильева А.П.,
Хроминой Н.Ю.,
при помощнике судьи Герасимчук А.С.,
с участием прокурора Луговской И.С.,
адвоката Попкова Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя (по доверенности) Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Анадырский» Мутуловой Е.И. на постановление Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 18 декабря 2019 года и апелляционное постановление суда Чукотского автономного округа от 11 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Любенко С.В., изложившей обстоятельства дела, содержание судебных решений, доводы кассационной жалобы, выступление прокурора Луговской И.С., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене, адвоката Попкова Д.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 31 мая 2019 года
Кейтук ФИО9, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, совершивший общественно опасные деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 111, п. «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ, в состоянии невменяемости, освобожден от уголовной ответственности в соответствии со ст. 21 УК РФ.
На основании п. «г» ч. 1 ст. 99 УК РФ к нему применена принудительная мера медицинского характера в виде принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Постановление суда вступило в законную силу11 июня 2019 года.
Постановлением Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 18 декабря 2019 года по представлению исполняющего обязанности Анадырского межрайонного прокурора Чукотского автономного округа разъяснены сомнения и неясности, возникшие при исполнении постановления в отношении Кейтука O.Л. от 31 мая 2019 года:
на МОМВД России «Анадырский» возложена обязанность оказать содействие Департаменту здравоохранения Чукотского автономного округа в доставлении Кейтука О.Л. к месту принудительного лечения.
Апелляционным постановлением суда Чукотского автономного округа от 11 февраля 2020 года постановление Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 18 декабря 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель МОМВД России «Анадырский» УМВД России по Чукотскому автономному округу Мутулова Е.И. ставит вопрос об отмене постановления Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 18 декабря 2019 года и апелляционного постановления суда Чукотского автономного округа от 11 февраля 2020 года. Считает, что сопровождение и передача в психиатрический стационар лиц, которым назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре, должны осуществляться силами и средствами уголовно-исполнительной системы с привлечением медицинского персонала учреждений уголовно-исполнительной системы.
Проверив судебные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с ч.1 ст. 40115 УПК РФ, основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Согласно ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановления судьи должны быть законными, обоснованными и мотивированными, то есть соответствовать требованиям уголовного и уголовно-процессуального законов и содержать основанные на материалах дела выводы по обстоятельствам, относящимся к предмету разрешаемых вопросов.
Обжалованные постановления этим требованиям закона не соответствуют.
В силу п. 35 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и ст. 30 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» сотрудники полиции обязаны оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации; участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений, оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия доступа к этим лицам и их осмотра. Сотрудники полиции в случае необходимости принимают меры для предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих со стороны госпитализируемого лица или других лиц, а также при необходимости розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации.
Таким образом, в обязанность полиции входит помощь медицинским работникам в случае необходимости неотложной госпитализации лиц, которые не находятся в сфере уголовно-правовых отношений.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.05.2009 № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением» обеспечение охраны психиатрического стационара и безопасности находящихся на его территории лиц, сопровождения и охраны лиц, которым назначено принудительное лечение в указанном стационаре, производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно ст. 6 указанного закона при переводе из учреждений уголовно-исполнительной системы лиц, которым назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре, сопровождение и передача указанных лиц в психиатрический стационар осуществляются силами и средствами уголовно-исполнительной системы с привлечением медицинского персонала учреждений уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с п. 5.1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, в числе основных задач, возложенных на ФСИН, указана охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи.
Суд первой инстанции при вынесении постановления о возложении на МОМВД России «Анадырский» обязанности оказать содействие Департаменту здравоохранения Чукотского автономного округа в доставлении Кейтука О.Л. к месту принудительного лечения не учёл вышеуказанные требования и принял решение о возложении обязанности по исполнению постановления Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 31 мая 2019 года на МОМВД России «Анадырский» УМВД России по Чукотскому автономному округу.
Суд апелляционной инстанции указанные нарушения закона не устранил.
Кроме того, при вынесении обжалуемых решений не учтено, что в соответствии с положениями главы 15 УК РФ суд назначает применение принудительных мер медицинского характера. Согласно ч.3 ст. 97 УК РФ порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами. Определение порядка исполнения судебного решения о применении меры медицинского характера не входит в предмет судебного разбирательства.
Таким образом, оснований для рассмотрения по существу представления исполняющего обязанности Анадырского межрайонного прокурора Чукотского автономного округа о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении судебного постановления, не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 4011, 40113, 40114 УПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
кассационную жалобу представителя Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Анадырский» Мутуловой Е.И. удовлетворить.
Постановление Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 18 декабря 2019 года и апелляционное постановление суда Чукотского автономного округа от 11 февраля 2020 года отменить.
Производство по представлению исполняющего обязанности Анадырского межрайонного прокурора Чукотского автономного округа о разъяснении сомнений и неясностей, возникших при исполнении постановления суда в отношении Кейтука Oлега Леонидовича от 31 мая 2019 года прекратить.
Председательствующий С.В. Любенко
Судьи А.П. Васильев
Н.Ю. Хромина