ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2016 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного курага лиц к Индивидуальному предпринимателю Дабаевой Е. Д. об устранении нарушений федерального законодательства об отходах
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать ИП Дабаеву Е.Д. устранить нарушения федерального законодательства об отходах на территории пункта приема и отгрузки древесины, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, путем оборудования навесом места хранения опилок и оборудования площадки с водонепроницаемым покрытием.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проверки осуществления предпринимательской деятельности Дабаевой Е.Д. в период с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ответчик осуществляет деятельность по приемке и отгрузке древесины в пункте, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №. При осуществлении своей деятельности ответчик должен соблюдать требования Федерального Закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона « 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности», а также СанПиН 2.1.ДД.ММ.ГГГГ-03. В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства и санитарных правил в ходе выездной проверки установлено, что отходы лесопиления (опилки) в объеме <данные изъяты> складируются на грунт на территории пункта приема и отгрузки древесины, отсутствует площадка с водонепроницаемым покрытием; поверхность хранящихся отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров. Хранение отходов лесопереработки на территории пункта приема и отгрузки древесины, расположенного в <адрес>, граничащего с территорией лесного фонда, с нарушением требований законодательства, создает угрозу возникновения и быстрого распространения пожаров, в том числе с переходом как с территории населенного пункта в лесной фонд, так и из лесного фона на территорию поселения.
В судебном заседании помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Алиев Р.С-О., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме и дал пояснения суду так, как они изложены в исковом заявлении.
Представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования в суд не явился, извещен надлежаще.
Ответчик ИП Дабаева Е.Д. в судебное заседание также не явилась, надлежащим образом извещалась о времени, месте рассмотрения гражданского дела. О причинах неявки суду не сообщала, не просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, об отложении рассмотрения дела по существу не ходатайствовала.
С согласия представителя истца судом определено о рассмотрении дела на основании ст.233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Выслушав помощника Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Как следует из ст. 1 Федерального закона « 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 Вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих основополагающих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.
В силу ст. 4 вышеуказанного закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с ч.2 ст. 51 вышеуказанного закона запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 11 Федерального Закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Как следует из ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.3.7 санитарных правил - СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 (вместе с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Как следует из п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ «ППБО-157-90. Правила пожарной безопасности в лесной промышленности» (утв. Министерством промышленности РФ ДД.ММ.ГГГГ) кучи технологической щепы и опилок должны укладываться на площадки с основанием, выполненным из несгораемых материалов и обеспечивающих возможность полной очистки от хранившейся щепы и опилок по мере освобождения площадок и особенно перед повторной укладкой новой щепы и опилок. Основания для куч не должны иметь пустот и пористости во избежание подсоса воздуха под кучи. При хранении древесного сырья в кучах должны быть предусмотрены средства механизации для их обрушения. Обрушение куч с помощью взрывов запрещается. Отходы древесины следует собирать в определенные места и затем с учетом местных условий направлять на переработку или сжигание.
Судом установлено, что в ходе выездного обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, выявлено, что на принадлежащей ИП Дабаевой Е.Д. территории, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, осуществляется прием, отгрузка и распиловка древесины на основании свидетельства о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины № от ДД.ММ.ГГГГ На момент проверки осуществлялась распиловка древесины, на территории пункта приема и отгрузки древесины размещены круглый лес объемом <данные изъяты> куб. м., на пункте приема и отгрузки древесины размещены опилки натуральной чистоты древесины примерным объемом <данные изъяты> куб.м., код отхода по <данные изъяты>. Опилки натуральной части древесины складированы на юго-восточной стороне территории пункта приема и отгрузки древесины на открытом грунте, отсутствует площадка с водонепроницаемым покрытием и поверхность хранящихся опилок не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.
Таким образом судом установлено и подтверждено материалам дела, что в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства и санитарных правил отходы лесопиления (опилки) в объеме около <данные изъяты> куб. м. складируются на грунт на территории пункта приема и отгрузки древесины, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, при отсутствии площадки с водонепроницаемым покрытием, поверхность хранящихся отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров. Доказательств обратного суду ответчиком в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание пожароопасную обстановку на территории Республики Бурятия, суд считает необходимым обязать ответчика устранить нарушения федерального законодательства об отходах на территории пункта приема и отгрузки древесины, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, путем оборудования навесом места хранения опилок и оборудования площадки с водонепроницаемым покрытием.
В соответствии с ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований; стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, а судом заявленный иск удовлетворен, то в данном случае с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера истец как физическое лицо.
По настоящему делу иск заявлен к ИП Дабаевой Е.Д., не освобожденной от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ должен быть определен в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Индивидуальному предпринимателю Дабаевой Е. Д. об устранении нарушений федерального законодательства об отходах удовлетворить.
Обязать Индивидуального предпринимателя Дабаеву Е. Д. устранить нарушения федерального законодательства об отходах на территории пункта приема и отгрузки древесины, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, путем оборудования навесом места хранения опилок и оборудования площадки с водонепроницаемым покрытием.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Дабаевой Е. Д. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городского округа <адрес> в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Кузубова Н.А.