Решение по делу № 33-52/2020 от 04.12.2019

Дело в 1-й инст.№ 2-1639/2019                                         Судья суда 1 инстанции Е.М. Мох

        Дело апел. инст. № 33-52/2020                                            Судья-докладчик в суде апелляционной

                                                                   инстанции И.А. Анашкина

категория 2.113

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 января 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи         Григоровой Ж.В.,

судей Устинова О.И., Анашкиной И.А.,

при секретаре Дубравской А.И.,

с участием     истца                           Есина Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Есина Е. Е.ча к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица 1 отдел (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное отделение управление жилищного обеспечения» Минобороны России, ФГКУ Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Департамент капитального строительства города Севастополя, Есина Ю. В., Есина Н. Е. о признании права собственности в порядке приватизации,

с апелляционной жалобой ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 16 сентября 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

Есин Е.Е. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

                                                    В обоснование исковых требований указал, что он уволен с военной службы приказом командующего Черноморским флотом от 29 октября 2016 года №324 в запас по достижении предельного возраста пребывания на службе и 14 декабря 2016 года исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения. Общая продолжительность военной службы Есина Е.Е. составила 25 лет 10 мес. В период прохождения службы Есину Е.Е. и его членам его семьи: супруге – Есиной Ю.В., дочери – Есиной И.Е. согласно ордеру № была предоставлена двухкомнатная квартира, жилой площадью 35 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, пгт. Кача, <адрес>, в которой по настоящее время зарегистрированы и фактически проживают истец и члены его семьи. Есин Е.Е. принял решение о приватизации спорной квартиры. Супруга истца – Есина Ю.В. и дочь – Есина И.Е. осуществили нотариальный отказ от участия в приватизации. Какого-либо жилья в собственности на территории РФ до момента увольнения у истца не имелось, ранее в приватизации жилья он не участвовал. В целях реализации права на приватизацию истец обратился в Министерство обороны Российской Федерации, однако его заявление удовлетворено не было, поскольку спорная квартира в федеральную собственность для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации не передавалась. В связи с вышеизложенным истец обратился в суд с требованиями о признании за ним права собственности на спорную квартиру.

Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 16 сентября 2019 года исковые требования Есина Е.Е. удовлетворены. За Есиным Е.Е. признано право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную: <адрес>.

Не согласившись с решением суда, ответчик Министерство обороны РФ подало апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что спорное жилое помещение предоставлялось истцу в качестве служебного жилья. При этом истец не представил доказательства, подтверждающие, что квартира не является служебной или ее статус изменен. Решение о передаче помещения в муниципальную собственность Министерством обороны не принималось. Договор социального найма между истцом и уполномоченным органом Министерства обороны РФ не заключался.

В письменных возражения на апелляционную жалобу истец выражает несогласие с её доводами, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.

В суд апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства обороны РФ не явился, имеется ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил суд отменить решение суда, вынести новое решение, которым в удовлетворении иска Есина Е.Е. отказать.

Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Представитель ответчика ДИЗО г. Севастополя, третьи лица Есина Ю.В., Есина И.Е., представители ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департамента капитального строительства города Севастополя, надлежаще уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

    Руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, выслушав пояснения истца, явившегося в судебное заседание, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.

                                                    Как установлено судом и следует из материалов дела 29 ноября 2004 года на основании ордера -р в период службы в МО РФ Есину Е.Е. и членам его семьи была предоставлена в качестве служебного жилого помещения двухкомнатная квартира, расположенная в <адрес> (л.д. 17).

                                                    Как следует из ордера, он выдан на основании распоряжения председателя городской государственной администрации Севастополя от 29 ноября 2004 года № 1857-р.

В пункте 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» указано, что имущество Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований и органов является федеральной собственностью и закрепляется за учреждениями Министерства обороны РФ на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

                                                    Из материалов дела следует, что спорная квартира собственностью Российской Федерации никогда не являлась.

                                                    Есин Е.Е. уволен с военной службы приказом командующего Черноморским флотом от 29 октября 2016 года №324 в запас по достижении предельного возраста пребывания на службе и 14 декабря 2016 года исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения. Общая продолжительность военной службы Есина Е.Е. составила 25 лет 10 мес. При этом в приказе № 324 указано, что Есин Е.Е. на момент увольнения жилым помещением по нормам жилищного законодательства обеспечен (л.д. 11).

                                                    Вместе с тем из материалов дела следует, что иным жильем Есин Е.Е. не обеспечивался, жилых помещений в собственности не имеет, что подтверждается, в том числе, справкой № СПР/17-234 от 26.07.2017, согласно которой Есин Е.Е. участия в приватизации жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, пгт. <адрес> <адрес>, пгт. <адрес> <адрес>, пгт. <адрес>, <адрес>, не принимал (л.д. 23), а также уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных за истцом правах на объекты недвижимости (л.д. 18, 36-38).

                                                    Супруга истца Есина Ю.В. и дочь Есина И.Е. выразили согласие на приватизацию спорной квартиры Есиным Е.Е. единолично, отказались от участия в приватизации (л.д. 19).

                                                    В настоящее время согласно выписке из домовой книги в спорной квартире зарегистрирован и постоянно проживает Есин Е.Е. (л.д. 16).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 г. и действующего на территории города Севастополя с 21 марта 2014 года, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в частности, служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила), которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.

Пунктом 3 названных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Установлено, что Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 1 декабря 2017 года -РДИ <адрес> в <адрес> включена в реестр собственности города Севастополя (л.д. 50).

При этом доказательств приятия уполномоченным органом решения об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду материалы дела не содержат.

Согласно части 1 статьи 10 Закона города Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» в специализированный жилищный фонд не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона города Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного закона, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу вышеприведенных положений Закона города Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» спорная квартира утратила статус служебного жилого помещения.

Следовательно, к правоотношениям, связанным с правом пользования спорной квартирой применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

                                                    Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 17 декабря 2018 года Есину Е.Е. отказано в заключении (изменении) договора социального найма, поскольку согласно сведениям ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России от 28 ноября 2018 года , жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах земельного участка военного городска № К-1, который передан в федеральную собственность согласно распоряжению от 20 марта 2015 № 195- РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность».

                                                    Согласно ответу ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России от 27 февраля 2019 года г. , <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, пгт. <адрес> <адрес>, в федеральную собственность для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации не передавалась (л.д. 20).

Письмом Департамента имущественных отношений Минобороны России от 18 апреля 2019 года № 141/ДН-00326/1537 по вопросу передачи в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, сообщено, что в соответствии с Распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195- РП земельный участок военного городка К 1, на котором расположен указанный дом, передан в собственность Российской Федерации, однако сам жилой дом в федеральную собственность не передавался. В настоящее время за подведомственными Минобороны России учреждениями не закреплен и на балансовом учете не состоит. Истцу рекомендовано по вопросу передачи спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства (л.д. 21).

Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Поскольку спорная квартира к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации не относится, не является федеральной собственностью, включена в реестр собственности города Севастополя, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в настоящее время истец проживает в спорной квартире на условиях социального найма и имеет право приобрести данное жилое помещение в собственность бесплатно в порядке приватизации.

С 1998 года законодатель установил для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, специальное право. Так согласно п.6 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее также Закон о приватизации) граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. При этом доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона о приватизации).

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона о приватизации).

В силу ст.11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Поскольку спорное жилое помещение принадлежит на праве собственности городу Севастополю, утратило статус служебного жилого помещения в связи с принятием Закона города Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя», не находится на территории закрытого военного городка, истец ранее право на приватизацию жилого помещения не использовал, проживает в спорной квартире на условиях социального найма, члены семьи истца не возражают против приобретения им жилого помещения в личную собственность, препятствия для приобретения истцом в собственность спорной квартиры в порядке бесплатной приватизации отсутствуют, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Кроме того, принятое по делу решение прав Министерства обороны Российской Федерации не затрагивает, поскольку спорное жилое помещение собственностью Российской Федерации не является, договор о передаче жилого помещения в собственность в данном случае должен быть заключен уполномоченным органом от лица города Севастополя – третьим лицом по делу Департаментом капитального строительства города Севастополя.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 5 Постановления № 8 от 24 августа 2013 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

В пункте 8 Постановления указано, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.

Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащею правовую оценку представленным по делу доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и пришел к вводу об удовлетворении иска.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, а потому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 16 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции.

Председательствующий:                                             Ж.В. Григорова

Судьи:                                                          О.И. Устинов

                                                           И.А. Анашкина

33-52/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Есин Евгений Евгеньевич
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Есина Юлия Владимировна
Департамент капитального строительства города Севастополя
Федеральное государственное казенное учреждение Южное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны России 1 отдел (г. Севастополь)
Есина Инна Евгеньевна
Федеральное государственное казенное учреждение Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Анашкина Ирина Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
04.12.2019Передача дела судье
10.12.2019Судебное заседание
22.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
16.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее