Дело № 2а-491/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 марта 2019 года Северский городской суд Томской области в составе
председательствующего судьи Кокаревич И.Н.
при секретаре Масликовой А.Л.,
с участием помощника прокурора ЗАТО г. Северск Кошеля П.А., представителя административного истца Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО Северск Томской области Исаковой Н.И., действующей на основании доверенности от 03.01.2019 № **, сроком действия по 31.12.2019, имеющей высшее юридическое образование, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Северске административное дело по административному иску Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО Северск Томской области к Григорьеву А.Г. об установлении административного надзора,
установил:
Управление Министерства внутренних дел России по ЗАТО Северск Томской области (далее - УМВД России по ЗАТО Северск) обратилось в суд с административным иском к Григорьеву А.Г., в котором просит установить в отношении Григорьева А.Г., **.**.**** г.р., административный надзор на срок шесть лет с момента постановки на учет Григорьева А.Г. в органе внутренних дел по избранному месту жительства или месту пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, возложив на него до истечения указанного срока следующие ограничения: обязательная явка 2 (Два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета выезда за пределы муниципального образования городской округ - закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области, без предварительного разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица.
В обоснование требований административный истец указал, что приговором Октябрьского районного суда г. Томска от 21.05.2012 Григорьев А.Г., **.**.**** г.р., признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «г» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 8 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Вышеуказанным приговором в действиях Григорьева А.Г. установлен опасный рецидив. Постановлением Асиновского городского суда Томской области от 15.02.2013 на основании части 5 статьи 69 УК РФ окончательное наказание Григорьеву А.Г. определено путем частичного сложения наказаний, назначенных по приговору Томского районного суда Томской области от 01.06.2012 и приговору Октябрьского районного суда г. Томска от 21.05.2012, и назначено в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Асиновского городского суда Томской области от 30.07.2014 неотбытая часть наказания в виде лишения свободы Григорьеву А.Г. заменена наказанием в виде исправительных работ сроком на два года с удержанием заработка 10 % в доход государства. Согласно справке начальника филиала по ЗАТО Северск ФКУ УИИ УФСИН России по Томской области Григорьев А.Г. отбыл наказание в виде исправительных работ сроком два года по постановлению Асиновского городского суда Томской области от 30.07.2014 и снят с учета 07.12.2016 по отбытию наказания. В силу требований части 4 статьи 15 УК РФ преступление, совершенное Григорьевым А.Г. (приговор Октябрьского районного суда г. Томска от 21.05.2012), относится к категории тяжких. Учитывая, что тяжкое преступление, за которое был осужден Григорьев А.Г., совершены им в совершеннолетнем возрасте, то срок погашения судимости в данном случае составляет шесть лет после отбытия наказания. Основанием для установления административного надзора является сам факт совершения тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений лицом, осужденным к лишению свободы. Григорьев А.Г. состоит на списочном учете у участкового уполномоченного полиции как лицо, освободившееся из мест лишения свободы, за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. Учитывая изложенные выше обстоятельства, а также тот факт, что Григорьев А.Г., отбывший уголовное наказание в виде лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, имеются правовые и фактические обстоятельства для установления в отношении Григорьева А.Г. административного надзора на срок 6 лет с момента постановки на учет Григорьева А.Г. в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, возложении на него до истечения указанного срока ограничений в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета выезда за пределы муниципального образования- городской округ - закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области, без предварительного разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица.
В судебном заседании представитель административного истца - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО Северск Томской области Исакова Н.И., действующая на основании доверенности от 03.01.2019 № **, сроком действия по 31.12.2019, имеющая высшее юридическое образование (диплом **, регистрационный номер № **, выданный 10.10.2014 аккредитованным образовательным частным учреждением высшего профессионального образования «**», г. Москва) поддержала административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске и в дополнительных пояснениях, согласно которым при выборе вышеуказанных ограничений в отношении Григорьева А.Г. УМВД России по ЗАТО Северск Томской области исходит из следующего: Григорьев А.Г. законом отнесен к числу лиц, в отношении которых установление административного надзора является обязательным и безусловным, так как им совершено преступление при опасном рецидиве преступлений. Григорьевым А.Г. совершено тяжкое преступление корыстной направленности. Из вступившего в законную силу приговора Октябрьского районного суда г. Томска от 21.05.2012 следует, что Григорьев А.Г. совершил преступление на территории другого муниципального образования (пос. Светлый г. Томска). После отбытия наказания Григорьев А.Г. допускал совершение административных правонарушений (07.09.2016 – по ст. 20.21. КоАП РФ, 25.01.2017 - по ч. 1. ст. 20.20 КоАП РФ, 13.03.2018 - по ст. 20.21. КоАП РФ). Все совершенные Григорьевым А.Г. административные правонарушения посягают на общественный порядок и общественную безопасность. Таким образом, предлагаемые УМВД России по ЗАТО Северск к избранию судом в отношении Григорьева А.Г. административные ограничения соответствуют перечню, приведенному в ч. 1 ст. 4 Закона, учитывают характер и степень общественной опасности совершенного преступления, его личность и поведение после отбытия наказания, направлены на предупреждение совершения Григорьевым А.Г. новых преступлений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Административный ответчик Григорьев А.Г., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
Представитель административного ответчика Григорьева А.Г. – адвокат Тельной Д.А., действующий на основании ордера от 06.03.2019 № **, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не представил доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО Г. Северск Кошель П.А. полагал, что административные исковые требования об установлении административного надзора в отношении Григорьева А.Г. подлежат удовлетворению. В части установления административных ограничений в отношении Григорьева А.Г. полагал, что необходимо установить административные ограничения в виде явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту пребывания, просил отказать в установлении ограничения в виде запрета выезда за пределы ЗАТО Северск в связи с необоснованностью данной меры.
На основании ст. 150, 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного ответчика, его представителя.
Заслушав объяснения представителя административного истца УМВД России по ЗАТО Северск, заключение прокурора, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Как следует из положений статьи 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон, Закон), административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 2 Федерального закона основной задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3.
Таким образом, совершеннолетие лица и наличие у него непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений является безусловным основанием для установления административного надзора в соответствии с указанным положением закона.
Из приведенных предписаний следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления при опасном рецидиве лицом, осужденным к лишению свободы. Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона № 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 этого же Федерального закона).
В судебном заседании установлено, что Григорьев А.Г., **.**.**** года рождения, в отношении которого ставится вопрос об установлении административного надзора, является совершеннолетним.
Приговором Октябрьского районного суда г. Томска от 21.05.2012 Григорьев А.Г., **.**.**** г.р., признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «г» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (Два) года 8 (Восемь) месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Тем же приговором в действиях Григорьева А.Г. был установлен опасный рецидив преступлений.
В соответствии с постановлением Асиновского городского суда Томской области от 15.02.2013, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ назначено окончательное наказание Григорьеву А.Г. путем частичного сложения наказаний, назначенных по приговору Томского районного суда Томской области от 01.06.2012 и приговору Октябрьского районного суда г. Томска от 21.05.2012, в виде 4-х лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В силу требований ч. 4 ст. 15 УК РФ совершенное Григорьевым А.Г. преступление, предусмотренное п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ как на момент совершения преступления, так и на момент вынесения решения, относится к категории тяжких.
Постановлением Асиновского городского суда Томской области от 30.07.2014 от 30.07.2014 удовлетворено ходатайство осужденного Григорьева А.Г. о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Судом постановлено: заменить в отношении Григорьева А.Г. неотбытую часть наказания по приговору Томского районного суда Томской области от 01.06.2012 (с учетом постановления Асиновского городского суда Томской области от 15.02.2013) исправительными работами на срок 2 года с удержанием 10 % заработка в доход государства в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Согласно постановлению Асиновского городского суда Томской области от 16.07.2013 в удовлетворении ходатайства осужденного Григорьева А.Г. о внесении изменений в приговор Октябрьского районного суда г. Томска от 21.05.2012 и в приговор Томского районного суда Томской области от 01.06.2012 отказано.
Как следует из сообщения от 18.02.2019 № ** филиала по ЗАТО Северск ФКУ УИИ УФСИН России по Томской области, Григорьев А.Г., **.**.**** г.р., осужденный 01.06.2012 Томским районным судом Томской области по п. «а, б» ч. 2 ст. 158 (4 эпизода), ч. 2 ст. 69 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, постановлением Асиновского городского суда Томской области от 30.07.2014 неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена на исправительные работы на срок 2 года с удержанием 10 % в доход государства ежемесячно, 07.12.2016 снят с учета филиала по ЗАТО Северск ФКУ УИИ УФСИН России по отбытии наказания.
Таким образом, на момент установления Григорьеву А.Г. административного надзора срок оставшейся неотбытой им части наказания истек.
С учетом изложенных обстоятельств, положений закона, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований об установлении в отношении Григорьева А.Г. административного надзора.
Разрешая вопрос о сроке административного надзора, устанавливаемого в отношении Григорьева А.Г., суд исходит из следующего.
Из пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
В отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции от 01.03.2012, действовавшей на момент вынесения приговора) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 этого же Федерального закона срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Учитывая приведенные выше положения закона, суд приходит к выводу об установлении в отношении Григорьева А.Г. административного надзора сроком на шесть лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением данного срока со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Частью 1 статьи 4 Закона об административном надзоре установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
На основании ч. 8 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела об установлении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Разрешая вопрос об установлении Григорьеву А.Г. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 4 названного Закона установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В судебном заседании установлено, что постановлением от 16.09.2016 № ** по делу об административном правонарушении, вступившим в законную силу 21.11.2016, Григорьев А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб.
Постановлением от 25.01.2017 № ** по делу об административном правонарушении, вступившим в законную силу 07.02.2017, Григорьев А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 510 руб.
Как следует из постановления от 16.03.2018 № ** по делу об административном правонарушении, вступившего в законную силу 03.07.2018, Григорьев А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
Учитывая установленные выше сведения об образе жизни и поведении Григорьева А.Г., учитывая тот факт, что Григорьев А.Г. относится к числу лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющих непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении Григорьева А.Г. должен быть установлен административный надзор на срок 6 (шесть) лет с момента постановки на учет Григорьева А.Г. в органе внутренних дел по избранному месту жительства или по месту пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, возложив на него до истечения указанного срока следующие ограничения: обязательная явка 2 (Два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, что будет соответствовать целям административного надзора в отношении данного лица, предупреждению совершения им других преступлений и правонарушений, окажет на него профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов.
При этом суд считает, что избранное административным истцом в отношении Григорьева А.Г. административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания для регистрации соответствуют перечню, приведенному в части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», учитывают характер и степень общественной опасности совершенного Григорьевым А.Г. преступления, его личность и поведение в период после отбывания наказания, необходимо для предупреждения совершения указанным лицом новых преступлений и правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Разрешая требование административного истца об установлении в отношении Григорьева А.Г. административного ограничения в виде запрета выезда за пределы муниципального образования городского округа - ЗАТО Северск Томской области суд приходит к выводу о необоснованности установления такого ограничения.
Согласно исследованным в судебном заседании материалам дела, административным ответчиком Григорьевым А.Г. в период с 2016 по 2018 год были совершены три административных правонарушения на территории ЗАТО Северск Томской области, по двум из них административные штрафы погашены, что подтверждается представленными административным ответчиком чеками-ордерами от 19.04.2018. Административный ответчик проживает на территории ЗАТО Северск Томской области с супругой и несовершеннолетним ребенком, работает ** в ООО «**», где характеризуется положительно, что подтверждается представленной в материалы дела характеристикой. За время, истекшее после отбытия Григорьевым А.Г. наказания, не установлено фактов совершения им правонарушений за пределами ЗАТО Северск Томской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО Северск Томской области к Григорьеву А.Г. удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Григорьева А.Г. сроком на 6 (Шесть) лет.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет Григорьева А.Г. в органе внутренних дел по избранному месту жительства или по месту пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, возложив на него до истечения указанного срока административное ограничение в виде обязательной явки 2 (Два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий И.Н. Кокаревич