Судья: Васенина О.А. Дело № 33-7940
Докладчик: Сучкова И.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 августа 2017 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Сучковой И.А.,
судей: Зайцевой Е.Н., Овчаренко О.А.
при секретаре: Борисовой И.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой И.А. гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Коммунальщик» в лице директора Саклакова О.М.
на решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 04 мая 2017 года
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице начальника территориального отдела Роспотребнадзора в г. Березовском, г.Топки, Кемеровском и Топкинском районах обратилось с иском к ООО «Коммунальщик» о понуждении к действию.
Требования мотивированы тем, что на основании требования заместителя прокурора города Топки территориальным отделом Роспотребнадзора по г.Березовскому, г. Топки, Кемеровскому и Топкинскому районам был проведен отбор пробы смешанных неочищенных сточных вод от выпуска № 1 городской канализационной сети г. Топки. По исследованным микробиологическим показателям отобранные пробы сточных вод не соответствуют требованиям СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Сброс сточных вод с содержанием микроорганизмов выше допустимого уровня в водные объекты имеет негативное воздействие на окружающую среду.
Просит суд обязать ООО «Коммунальщик» разработать программу контроля состава и свойств сточных вод от объектов Топкинского городского поселения; обеспечить сброс хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов Топкинского городского поселения на выпусках № 1, 2 в р. Черемшанка с показателями по микробиологическому составу не превышающими требования санитарного законодательства Российской Федерации, в срок до 01.09.2017 года.
Представитель истца Кутькин Ю.А., действующий на основании доверенности № <…> от 30.12.2016г., в судебном заседании обстоятельства и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика ООО «Коммунальщик», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщил суду о причинах неявки, не заявил ходатайства об отложении судебного заседания, а также не представил суду возражений на исковое заявление.
Решением Топкинского городского суда Кемеровской области от 04 мая 2017 года исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе ООО «Коммунальщик» в лице директора Саклакова О.М. просит решение суда отменить в части совершения ими определенных действий по водоотведению в срок до 01.09.2017 года, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
Считает, что разумность, достаточность и обоснованность установленного судом срока совершения ими определенных действий по водоотведению – до 01.09.2017 года, в решении не мотивирована.
Только после определения окончательной стоимости проектирования и строительства очистных сооружений, возможно произвести расчет и экономическое обоснование сроков получения необходимых денежных средств для реализации всех мероприятий. Поскольку деятельность по водоснабжению и водоотведению является регулируемой и осуществляется на основании утвержденных компетентным государственным органом тарифов, данные затраты должны быть заложены в тариф.
Кроме того, для разработки проекта очистных сооружений необходимо получить нормативы допустимых сбросов (НДС), с учетом которых определяется технологическая особенность очистных сооружений.
Таким образом, достаточный срок на получение необходимой разрешительной документации, проектирования очистных сооружений и их строительства определяется ими не менее трех лет (при наличии финансирования).
Относительно доводов апелляционной жалобы территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области по г.Березовскому, г. Топки, Кемеровскому и Топкинскому районам в лице начальника Карамнова В.В. принесены возражения.
В заседании апелляционной инстанции представитель ответчика ООО «Коммунальщик» Кривошеева А.С., действующий на основании доверенности от 11.01.2016 года доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме. Просила предоставить срок для выполнения установленных судом требований не менее 3-х лет.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле: Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть в их отсутствие, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителя ООО «Коммунальщик», проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим изменению по следующим основаниям.
В силу ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», несоблюдение государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих санитарно эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), создаёт угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ст. 11 указанного Федерального закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Частью 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (п. 1) Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (п. 2). Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (п. 3).
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона № 52-ФЗ проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В порядке пункта 5 статьи 18 названного Закона границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно п. 1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» устанавливают гигиенические требования, а именно: к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования; к условиям отведения сточных вод в водные объекты; к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды водных объектов.
Согласно положений Раздела 3 п. 3.4. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны обеспечить разработку и реализацию водоохранных мероприятий, осуществление контроля за использованием и охраной вод, принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов, в т.ч. и вследствие залпового или аварийного сброса.
В соответствии с п. 4.1 - 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00 в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые: могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве; содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100.
Как следует из смысла ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течении которого решение суда может быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением главы администрации Топкинского муниципального района от 01.12.2016г. № <…> в связи с оптимизацией систем водоснабжения и водоотведения Топкинского муниципального района и повышения его эффективности, с целью повышения качества обслуживания населения до момента государственной регистрации права бесхозяйные водопроводные сети и сети водоотведения, расположенные на территории г. Топки, а также технический водовод Азот-Топки, переданы для обслуживания, эксплуатации и содержания ООО «Коммунальщик».
На основании требования заместителя прокурора города Топки от 18.01.2017 года территориальным отделом Роспотребнадзора по г.Березовскому, г. Топки, Кемеровскому и Топкинскому районам был проведен отбор пробы смешанных неочищенных сточных вод от выпуска № 1 городской канализационной сети г. Топки.
В соответствии с результатами лабораторных испытаний, согласно протоколу лабораторных испытаний филиала Федерального Бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» от 23.01.2017г. № <…> представленный образец смешанных сточных вод выпуск № 1 перед сбросом в р. Черемшанка по исследованным микробиологическим показателям не соответствуют требованиям п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании анализа представленных доказательств, установив факт совершения ответчиком нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
Принимая решение о возложении на ответчика обязанности по разработке программы контроля состава и свойств сточных вод от объектов Топкинского городского поселения; обеспечения сброса хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов Топкинского городского поселения на выпусках № 1, 2 в р. Черемшанка с показателями по микробиологическому составу не превышающими требования санитарного законодательства Российской Федерации, суд первой инстанции, с учетом положений части 2 статьи 206 ГПК РФ, установил ответчику срок для исполнения решения суда – до 01.09.2017 года.
При этом установленный судом первой инстанции в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, срок для исполнения решения суда является разумным и достаточным, с учетом уже принятых ответчиком фактических действий по подготовке разрешительной документации.
Из материалов дела усматривается, что между ООО «ЭкоСиб» и ООО «Коммунальщик» заключены договоры №№ <…> от 15.02.2017 года по оказанию услуг по подготовке разрешительной документации, а также с ООО «Комплекс-Инвест-Строй» 19.04.2017г. заключен договор подряда № <…> на выполнение проектных работ (л.д. 30-31, 41-44).
При этом, судебная коллегия не считает возможным согласиться с доводами ответчика об установлении срока продолжительностью не менее трех лет и полагает необходимым установить его до 01 апреля 2018 года.
Указанный срок с учетом характера и объема действий ответчика, необходимых для исполнения решения суда, по мнению судебной коллегии, является разумным для реального исполнения ответчиком принятого судом решения.
Более того само по себе приобщенное к материалам дела решение о предоставлении водного объекта в пользовании от 29.06.2017 года не является безусловным основание к продлению срока по обеспечению сброса хозяйственно-бытовых вод от объектов Топкинского городского поселения на выпусках № 1,2 в р. Черемшанка с показателями не превышающими требования санитарного законодательства Российской Федерации.
Ввиду изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства и суд дал им надлежащую оценку в решении, считать которую неверной у судебной коллегии нет оснований, причиной отмены судебного решения они не являются.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется и его законность и обоснованность в силу требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией не проверяется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 04 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» – без удовлетворения.
Председательствующий: И.А. Сучкова
Судьи: Е.Н. Зайцева
О.А. Овчаренко