Решение по делу № 3а-87/2017 от 04.07.2017

№ 3а-87/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург                                 31 октября 2017 года

Оренбургский областной суд в составе:

судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,

при секретаре Гатченко О.О.,

с участием представителя административного истца Черемухиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Оренбургское хлебоприемное предприятие» к Управлению Росреестра по Оренбургской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», администрации г.Оренбурга об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Общество «Оренбургское хлебоприемное предприятие» обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес)

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена в размере 303 903 795,58 рублей по состоянию на 01 января 2016 года. В соответствии с отчетом № 006.2/17 от 27 апреля 2017 года рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере 46 013 950 рублей.

Завышение кадастровой стоимости земельного участка приводит к нарушению права административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.

Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года в размере 46 013 950 рублей.

Определением Оренбургского областного суда от 05 июля 2017 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Представитель административного истца Черемухина Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала, дополнительно просила взыскать с административных ответчиков судебные расходы по оплате госпошлины.

Представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», Управления Росреестра по Оренбургской области, администрации г. Оренбурга, представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности») и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Постановлением администрации г.Оренбурга от 29 ноября 2016 года №3698-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав МО г.Оренбург, по состоянию на 1 января 2016 года.

Из материалов дела следует, что ПАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14 июня 2013 года.

Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23 июня 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 01 января 2016 года в размере 303 903 795,58 рублей.

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей выкупа, расчёта арендной платы и налогообложения в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет № 006.2/17 от 27 апреля 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный экспертом-оценщиком С.., являющейся членом Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свободный Оценочный Департамент».

Указанным отчётом по состоянию на 01 января 2016 года определена рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 46 013 950 рублей.

ПАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» с соблюдением требований статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» 22 мая 2017 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Оренбургской области (далее – Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

Решением Комиссии от 16 июня 2017 года №287 отказано в удовлетворении заявления.

В решении Комиссии указаны следующие основания для отказа: оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Для устранения возникших сомнений в правильности отчёта, учитывая имеющиеся в деле замечания к отчету, определением Оренбургского областного суда от 22 августа 2017 года назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Центр экономических и юридических экспертиз» М.. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В соответствии с заключением эксперта №207/17 от 18 октября 2017 года отчет № 006.2/17 от 27 апреля 2017 года, составленный ИП С.., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности. Заключение судебной экспертизы никем не оспаривалось, составлено лицом, обладающим правом на проведение судебных экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. Эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Оценив заключение эксперта от 18 октября 2017 года по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.

Выводы эксперта опровергают доводы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Указанные в решении комиссии замечания не повлияли на определение размера рыночной стоимости указанного выше земельного участка.

Анализ рынка земельных участков города Оренбурга, использованные при этом аналоги, приведённые в представленном суду отчёте, не опровергнуты какими-либо другими доказательствами, суду не представлены иные отчёты или расчёты рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего административному истцу.

Таким образом, суд приходит к выводу, что информация, использованная оценщиком в отчете №006.2/17 от 27 апреля 2017 года при определении рыночной стоимости объекта оценки обоснована, что позволяет делать вывод о ее достоверности, все расчеты выполнены верно, без методических и арифметических ошибок.

Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения его кадастровой стоимости.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Поскольку общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 22 мая 2017 года, датой подачи заявления следует считать 22 мая 2017 года.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Разрешая требования административного истца о взыскании с административных ответчиков судебных расходов, суд руководствуется следующим.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

Из материалов дела усматривается, что административными ответчиками непосредственно не оспаривались наличие у ПАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» права на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной и указанный им в заявлении размер рыночной стоимости. Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка никем не оспорен, судебная оценочная экспертиза по делу не назначалась.

Из отзыва Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области следует, что все возражения Управления сводятся к оценке представленных административным истцом доказательств, при этом со своей стороны доказательства не представляло, о проведении судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости земельного участка не ходатайствовало.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области» в отзыве просит отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на соблюдение Кадастровой палатой предусмотренной законом процедуры установления кадастровой стоимости, но размер заявленной рыночной стоимости не оспаривает.

В свою очередь со стороны администрации г.Оренбурга отзыва на административное исковое заявление не поступило.

Следовательно, принятое по настоящему делу решение суда об удовлетворении требований ПАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» не может расцениваться как принятое против административных ответчиков.

Установленная кадастровая стоимость, принадлежащего истцу земельного участка судом недостоверной не признана.

Ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами представленный истцом отчет рыночной стоимости земельного участка не оспаривался, судебная экспертиза назначалась при разрешении судом вопроса о целесообразности назначения судебной оценочной экспертизы по ходатайству ПАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие», решение вынесено в пользу административного истца, который реализовал установленное федеральным законодательством право на установление кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере рыночной стоимости, вина ответчиков или заинтересованных лиц не установлена, дело рассмотрено в установленные законодательством сроки.

Изложенное свидетельствует, что ответчики и заинтересованные лица прав и законных интересов истца не нарушали, а потому суд не находит оснований для удовлетворения заявления ПАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» о взыскании с них судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Оренбургское хлебоприемное предприятие» к Управлению Росреестра по Оренбургской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», администрации г.Оренбурга об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года в размере 46 013 950 рублей на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 22 мая 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда                              И.Ф. Селютина

3а-87/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
ПАО "Оренбургское хлебоприемное предприятие"
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице фили
Администрация г.Оренбурга
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Другие
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
04.07.2017[Адм.] Передача материалов судье
04.07.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.07.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.07.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.08.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
15.08.2017[Адм.] Судебное заседание
22.08.2017[Адм.] Судебное заседание
31.10.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
31.10.2017[Адм.] Судебное заседание
01.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее