Дело № 2-1549\2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 21 апреля 2015 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Дорошенко О.Н.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Волгограда к судебному приставу-исполнителю МО по ОИП УФССП по Волгоградской области Трофимовой А.Е., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области об уменьшении исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Волгограда обратилась в Ворошиловский районный суд г.Волгограда с иском к судебному приставу-исполнителю МО по ОИП УФССП по Волгоградской области Трофимовой А.Е., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области об уменьшении исполнительского сбора.
В обоснование требований указав, что решением Центрального районного суда г.Волгограда, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Волгограда возложена обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в признанном аварийным и подлежащим сносу <адрес>. На основании исполнительных листов судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по Волгоградской области в отношении администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №, предмет исполнения - обязать администрацию г.Волгограда предоставить ФИО5 на состав семьи <данные изъяты> человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому помещению – <адрес> многоквартирного <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по Волгоградской области вынесено постановление о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. Основанием для вынесения постановления послужило неисполнение администраций Волгограда требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено заключение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Кировского района Волгограда, которым многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением департамента по жилищной политике администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ сформированы списки собственников и нанимателей жилых помещений в указанном аварийном доме. Постановлением администрации Волгограда от 30.12.2013 года №2112 утверждена Муниципальная программа «Жилище» на 2014-2020 годы. В состав указанной программы включена подпрограмма «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья», <адрес> включен в перечень расселяемого жилья в рамках указанной подпрограммы. В рамках реализации Подпрограммы гражданам будут предоставлены равнозначные жилые помещения по договорам социального найма, расположенные на территории городского округа город-герой Волгоград. Конкретные сроки переселения будет определены в зависимости от объемов финансирования, выделяемых ежегодно на реализацию Подпрограммы. Распоряжением департамента по жилищной политике администрации г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены сроки переселения граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, признанных непригодными для проживания и многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. Срок переселения граждан, проживающих в <адрес> определен в <данные изъяты> году. В настоящее время жилых помещений требуемой номенклатуры для предоставления ФИО5 нет. Полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины администрации Волгограда в нарушении установленных судебным приставом-исполнителем сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, следовательно являются основанием для уменьшения размера исполнительского сбора по указанному исполнительному производству. Просит суд уменьшить размер исполнительского сбора в отношении Администрации Волгограда по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> до <данные изъяты> на основании ч.6,7 ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве».
Представитель истца – администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Ответчик судебный пристав-исполнитель МО по ОИП УФССП по Волгоградской области Трофимова А.Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель ответчика УФССП по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращался.
Иные лица участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (часть 2 статьи 112 Закона).
Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной нормы установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» РФ в целом признал не противоречащей Конституции РФ возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа и назвал исполнительский сбор мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Указал на то, что эта мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в названном Постановлении разъяснил, что исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем (судебным приставом или судом). В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
В судебном заседании установлено, что решением Центрального районного суда Волгограда, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Волгограда возложена обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в признанном аварийным и подлежащим сносу <адрес>.
На основании исполнительных листов судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по Волгоградской области в отношении администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №, предмет исполнения - обязать администрацию г.Волгограда предоставить ФИО5 на состав семьи <данные изъяты> человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому помещению – <адрес> многоквартирного <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по Волгоградской области вынесено постановление о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Основанием для вынесения постановления послужило неисполнение администраций Волгограда требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено заключение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Кировского района Волгограда, которым многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением департамента по жилищной политике администрации г.Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ сформированы списки собственников и нанимателей жилых помещений в указанном аварийном доме.
Постановлением администрации Волгограда от 30.12.2013 года №2112 утверждена Муниципальная программа «Жилище» на 2014-2020 годы.
В состав указанной программы включена подпрограмма «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья», <адрес> включен в перечень расселяемого жилья в рамках указанной подпрограммы. В рамках реализации Подпрограммы гражданам будут предоставлены равнозначные жилые помещения по договорам социального найма, расположенные на территории городского округа город-герой Волгоград.
Конкретные сроки переселения будет определены в зависимости от объемов финансирования, выделяемых ежегодно на реализацию Подпрограммы. Распоряжением департамента по жилищной политике администрации г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены сроки переселения граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, признанных непригодными для проживания и многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Срок переселения граждан, проживающих в <адрес> определен в <данные изъяты> году.
В настоящее время жилых помещений требуемой номенклатуры для предоставления ФИО5 нет.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в данный момент администрацией Волгограда предприняты должные меры для исполнения исполнительного документа, что существенно снижает степень вины должника.
С учетом вышеупомянутой правовой позиции Конституционного Суда РФ, принимая во внимание наличие уважительных причин несвоевременного исполнения вступившего в законную силу судебного акта, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, позволяющих снизить в установленных законом пределах размер исполнительского сбора, взыскиваемого с должника по исполнительному производству на одну четверть, с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Администрации Волгограда к судебному приставу-исполнителю МО по ОИП УФССП по Волгоградской области Трофимовой А.Е., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области об уменьшении исполнительского сбора - удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора в отношении Администрации Волгограда по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.
Председательствующий: О.Н.Дорошенко
Справка: Мотивированное решение суда составлено 21 апреля 2015 года.
Судья: