Решение по делу № 2-894/2017 от 23.08.2017

№ 2а-894/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сибай     12 октября 2017 года

Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Суфьяновой Л.Х.

при секретаре судебного заседания Гаскаровой В.В.,

с участием административного истца Хамитовой А.Р.,

представителя административного ответчика Каримова Ю.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в городе Сибай, Баймакском, Зианчуринском, Зилаирском, Хайбуллинском районах к Непубличному акционерному обществу «Башкирское шахтопроходческое управление» о защите прав неопределенного круга потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в городе Сибай, Баймакском, Зианчуринском, Зилаирском, Хайбуллинском районах обратился в суд с иском к НАО «Башкирское шахтопроходческое управление» о защите прав неопределенного круга потребителей. Свои исковые требования обосновывают тем, что являются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

ДД.ММ.ГГГГ с 10.00 часов до 17-20 часов была проведена плановая выездная проверка НАО «Башкирское шахтопроходческое управление» по адресу: <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований. Так,

- в нарушение п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не разработаны и не согласованы в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон для производственной базы (участок ) и Сибайского подземного рудника. Ответственность за выявленные нарушения возложена на юридическое лицо НАО «БШПУ». За выявленное нарушение составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ с назначением административного наказания в виде предупреждения;

- в нарушение требованиям п. 10.2 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно- эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» коэффициент естественного освещения в кабинете заместителя начальника и электромеханика у рабочего стола заместителя начальника составляет 1,4% при нормативной не менее 1,5%, ниже на 01,1% по представленному протоколу лабораторных испытаний ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в городе Сибай, Баймакском, Зилаирском, Зианчуринском и Хайбуллинском районах №ПР694 от ДД.ММ.ГГГГ;

- в нарушение требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96; п. 3.2 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» эквивалентный уровень звука в кабине МоАЗ , в кабине МоАЗ , в кабине экскаватора Хитачи УЕ не соответствует требованием санитарных нормативов. В кабине водителя МоАЗ эквивалентный уровень звука 82дБА при нормативной 70дБА, превышение на 12дБА. В кабине водителя МоАЗ эквивалентный уровень звука 75дБА при нормативной 70дБА, превышение на 5 дБА. В кабине водителя экскаватора Хитачи УЕ02 эквивалентный уровень звука 83 дБА при нормативной 70дБА, превышение на 13 дБА. По представленному протоколу лабораторных испытаний ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в городе Сибай, Баймакском, Зилаирском, Зианчуринском и Хайбуллинском районах №ПР691от ДД.ММ.ГГГГ;

- в нарушение СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» на рабочем месте в кабине водителя МоАЗ от сиденья эквивалентный корректированный уровень общей вибрация составляет 112-124 дБА при ПДУ 106бдБА - превышение на 6-18дБА. В кабине МоАЗ уровня общей вибрации от сиденья составляет 109-114 дБА, при нормативной 106дБА - превышение 3-8дБА. В кабине экскаватора Хитачи от сиденья 136-147 дБА при нормативной 112 - превышение на 24-35дБА. В кабине бульдозера от пола 109-1 110дБА при нормативной 106 дБА, превышение на 3-4дБА. От сиденья 112-119дБА при нормативной 106 дБА - превышение на 6-13дБА.

Ответственность за выявленные нарушения возложена на должностные лица: начальников участка ФИО1 и начальника участка ФИО2. За выявленные нарушения составлены протокола об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ и 26/17-182 вышеуказанные лица были привлечены к административной ответственности и подвергнуты административному наказанию в виде штрафа на сумму по 1 000 рублей. Постановления вступили в законную силу, обжалованы не были. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 произвели оплату штрафа, что подтверждается платежными поручениями №, 29715.

Юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность, одновременно выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан путем неукоснительного соблюдения положений санитарно-эпидемиологического законодательства и принятых в соответствии с ним стандартов и правил, и в случае выявления каких-либо недостатков при осуществлении деятельности, наличие которых создает угрозу причинения вреда гражданам, обязаны предпринять действия, направленные на их устранение. Учитывая, что допущенные нарушения санитарно-эпидемиологических требований создают угрозу жизни и здоровью людей, не соблюдение НАО «Башкирское шахтопроходческое управление» обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства явилось основанием для обращения в суд за защитой неопределенного круга потребителей.

Просят признать действия (бездействия) юридического лица НАО «Башкирское шахтопроходческое управление», выразившиеся в нарушении обязательных требований:

- ст. 12 п. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не разработаны и не согласованы в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон для производственной базы (участок ) и Сибайского подземного рудника;

- п. 10.2 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» коэффициент естественного освещения в кабинете заместителя начальника и электромеханика у рабочего стола заместителя начальника составляет 1,4% при нормативной не менее 1,5%, ниже на 01,1%;

- СН 2.2.4/2.1.8.562-96; п. 3.2 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» эквивалентный уровень звука в кабине МоАЗ , в кабине МоАЗ , в кабине экскаватора Хитачи УЕ не соответствует требованием санитарных нормативов. В кабине водителя МоАЗ эквивалентный уровень звука 82дБА при нормативной 70дБА, превышение на 12дБА. В кабине водителя МоАЗ эквивалентный уровень звука 75дБА при нормативной 70дБА, превышение на 5 дБА. В кабине водителя экскаватора Хитачи УЕ02 эквивалентный уровень звука 83 дБА при нормативной 70дБА, превышение на 13 дБА;

- СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» на рабочем месте в кабине водителя МоАЗ от сиденья эквивалентный корректированный уровень общей вибрация составляет 112-124 дБА при ПДУ ЮбдБА - превышение на 6-18 дБ А. В кабине МоАЗ уровня общей вибрации от сиденья составляет 109-114 дБА, при нормативной 106дБА - превышение 3-8дБА. В кабине экскаватора Хитачи от сиденья 136-147 дБА при нормативной 112 - превышение на 24-35дБА. В кабине бульдозера от пола 109-110дБА при нормативной 106 дБА, превышение на 3-4дБА, от сиденья 112-119дБА при нормативной 106 дБ А - превышение на 6-13дБА, противоправными.

Обязать НАО «Башкирское шахтопроходческое управление» в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить противоправные действия и выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений обязательных требований, а именно:

- разработать и согласовать в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон для производственной базы (участок ) и Сибайского подземного рудника в соответствии со ст. 12 п. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не разработаны и не согласованы в установленном порядке;

- коэффициент естественного освещения в кабинете заместителя начальника и электромеханика у рабочего стола заместителя начальника привести в соответствие с требованиями указанными в п. 10.2 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»;

- эквивалентный уровень звука в кабине МоАЗ , в кабине МоАЗ , в кабине экскаватора Хитачи УЕ привести в соответствие с СН 2.2.4/2.1.8.562-96; п. 3.2 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»;

- эквивалентный корректированный уровень общей вибрация на рабочем месте в кабине водителя МоАЗ от сиденья, в кабине МоАЗ от сиденья, в кабине экскаватора Хитачи от сиденья, в кабине бульдозера от пола от сиденья привести в соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».

Представитель административного истца Хамитова А. Р. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель административного ответчика Каримов Ю. Б. в судебном заседании исковые требования не признал.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно абзацу второму и десятому статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;.

Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

На основании пунктом 1 и 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ).

Согласно ст. 11 вышеуказанного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 ФЗ № 52-ФЗ).

Под санитарно-эпидемиологическими требованиями в силу ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В соответствии с ст. 25 Федерального закона № 52-ФЗ условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (ч. 2 ст. 24 ФЗ № 52-ФЗ).

Как установлено в судебном заседании, и подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ истцом установлены факты нарушения обязательных требований:

- в нарушение п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не разработаны и не согласованы в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон для производственной базы (участок ) и Сибайского подземного рудника. Ответственность за выявленные нарушения возложена на юридическое лицо НАО «БШПУ». За выявленное нарушение составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ с назначением административного наказания в виде предупреждения;

- в нарушение требованиям п. 10.2 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно- эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» коэффициент естественного освещения в кабинете заместителя начальника и электромеханика у рабочего стола заместителя начальника составляет 1,4% при нормативной не менее 1,5%, ниже на 01,1% по представленному протоколу лабораторных испытаний ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в городе Сибай, Баймакском, Зилаирском, Зианчуринском и Хайбуллинском районах №ПР694 от ДД.ММ.ГГГГ;

- в нарушение требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96; п. 3.2 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» эквивалентный уровень звука в кабине МоАЗ , в кабине МоАЗ , в кабине экскаватора Хитачи УЕ не соответствует требованием санитарных нормативов. В кабине водителя МоАЗ эквивалентный уровень звука 82дБА при нормативной 70дБА, превышение на 12дБА. В кабине водителя МоАЗ эквивалентный уровень звука 75дБА при нормативной 70дБА, превышение на 5 дБА. В кабине водителя экскаватора Хитачи УЕ02 эквивалентный уровень звука 83 дБА при нормативной 70дБА, превышение на 13 дБА. По представленному протоколу лабораторных испытаний ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в городе Сибай, Баймакском, Зилаирском, Зианчуринском и Хайбуллинском районах №ПР691от ДД.ММ.ГГГГ;

- в нарушение СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» на рабочем месте в кабине водителя МоАЗ от сиденья эквивалентный корректированный уровень общей вибрация составляет 112-124 дБА при ПДУ 106бдБА - превышение на 6-18дБА. В кабине МоАЗ уровня общей вибрации от сиденья составляет 109-114 дБА, при нормативной 106дБА - превышение 3-8дБА. В кабине экскаватора Хитачи от сиденья 136-147 дБА при нормативной 112 - превышение на 24-35дБА. В кабине бульдозера от пола 109-1 110дБА при нормативной 106 дБА, превышение на 3-4дБА. От сиденья 112-119дБА при нормативной 106 дБА - превышение на 6-13дБА.

Ответственность за выявленные нарушения возложена на должностные лица: начальников участка ФИО1 и начальника участка ФИО2. За выявленные нарушения составлены протокола об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ.

    Факт наличия нарушений подтверждается материалами делами и сторонами по делу в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

Согласно статьи 12 п. 2 Федерального Закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно статьи 24 Федерального Закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно статьи 27 Федерального Закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями и дополнениями) несоблюдение нормативно - правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), создают угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность, одновременно выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан путем неукоснительного соблюдения положений санитарно-эпидемиологического законодательства и принятых в соответствии с ним стандартов и правил, и в случае выявления каких-либо недостатков при осуществлении деятельности, наличие которых создает угрозу причинения вреда гражданам, обязаны предпринять действия, направленные на их устранение.

С учетом анализа вышеприведенных норм, суд приходит к выводу об обязанности ответчика разработать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитных зон для производственной базы (участок ) Сибайского подземного рудника.

Кроме того, суд полагает подлежащим удовлетворению требования истца об обязании ответчика привести рабочее место заместителя начальника и электромеханика у рабочего стола по коэффициенту естественного освещения в кабинете заместителя начальника, водителя в кабине МоАЗ по эквивалентному уровню звука, водителя в кабине МоАЗ , водителя в кабине экскаватора Хитачи УЕ по эквивалентному корректированному уровню общей вибрации.

Пункт 1 ст.20 Конституции РФ предусматривает право каждого человека на жизнь, п. 1 ст. 41 - на охрану здоровья, ст. 42 - на благоприятную окружающую среду, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды;

- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Исходя из изложенного возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением НАО «БШПУ» требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

    В соответствии с частью 1 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению в натуре.

При таких обстоятельствах, поскольку имеют место нарушения санитарных правил, соблюдение которых является обязательным в силу закона, судом приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.

    Наличие предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, а также факт привлечения ответчика к административной ответственности, не является препятствием к защите Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в городе Сибай, Баймакском, Зианчуринском, Зилаирском, Хайбуллинском районах прав неопределенного круга лиц в порядке гражданского судопроизводства путем предъявления искового заявления об обязании совершить действия, необходимые для устранения нарушенного права.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в городе Сибай, Баймакском, Зианчуринском, Зилаирском, Хайбуллинском районах о защите прав неопределенного круга потребителей удовлетворить.

    Признать противоправными действия (бездействия) Непубличного акционерного общества «Башкирское шахтопроходческое управление», выразившиеся в нарушении обязательных требований:

- ст. 12 п. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не разработаны и не согласованы в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон для производственной базы (участок ) и Сибайского подземного рудника;

- п. 10.2 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» коэффициент естественного освещения в кабинете заместителя начальника и электромеханика у рабочего стола заместителя начальника составляет 1,4% при нормативной не менее 1,5%, ниже на 01,1%;

- СН 2.2.4/2.1.8.562-96; п. 3.2 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» эквивалентный уровень звука в кабине МоАЗ , в кабине МоАЗ , в кабине экскаватора Хитачи УЕ не соответствует требованиям санитарных нормативов. В кабине водителя МоАЗ эквивалентный уровень звука 82дБА при нормативной 70дБА, превышение на 12дБА. В кабине водителя МоАЗ эквивалентный уровень звука 75дБА при нормативной 70дБА, превышение на 5 дБА. В кабине водителя экскаватора Хитачи УЕ02 эквивалентный уровень звука 83 дБА при нормативной 70дБА, превышение на 13 дБА;

- СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» на рабочем месте в кабине водителя МоАЗ от сиденья эквивалентный корректированный уровень общей вибрация составляет 112-124 дБА при ПДУ ЮбдБА - превышение на 6-18 дБ А. В кабине МоАЗ уровня общей вибрации от сиденья составляет 109-114 дБА, при нормативной 106дБА - превышение 3-8дБА. В кабине экскаватора Хитачи от сиденья 136-147 дБА при нормативной 112 - превышение на 24-35дБА. В кабине бульдозера от пола 109-110дБА при нормативной 106 дБА, превышение на 3-4дБА, от сиденья 112-119дБА при нормативной 106 дБ А - превышение на 6-13дБА, противоправными.

Обязать Непубличное акционерное общество «Башкирское шахтопроходческое управление» в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить противоправные действия и выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений обязательных требований, а именно:

- разработать и согласовать в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон для производственной базы (участок ) и Сибайского подземного рудника в соответствии со ст. 12 п. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не разработаны и не согласованы в установленном порядке;

- коэффициент естественного освещения в кабинете заместителя начальника и электромеханика у рабочего стола заместителя начальника привести в соответствие с требованиями указанными в п. 10.2 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»;

- эквивалентный уровень звука в кабине МоАЗ , в кабине МоАЗ , в кабине экскаватора Хитачи УЕ привести в соответствие с СН 2.2.4/2.1.8.562-96; п. 3.2 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»;

- эквивалентный корректированный уровень общей вибрация на рабочем месте в кабине водителя МоАЗ от сиденья, в кабине МоАЗ от сиденья, в кабине экскаватора Хитачи от сиденья, в кабине бульдозера от пола от сиденья привести в соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий:              Л.Х. Суфьянова

2-894/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по РБ - Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав п
Ответчики
НАО "Башкирское шахтопроходческое управление"
Суд
Сибайский городской суд Республики Башкортостан
Дело на сайте суда
sibaisky.bkr.sudrf.ru
23.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2017Передача материалов судье
28.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2017Подготовка дела (собеседование)
15.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2017Судебное заседание
17.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее