Решение по делу № 2-357/2019 от 15.11.2019

Дело № 2а-357/2019.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 декабря 2019 года                            город Чадан

Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Чалзап Н.К., при секретаре Дыртык Ш.Ю., с участием помощника прокурора Дзун-Хемчикского района Ондар О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзун-Хемчикского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности обеспечить безопасность гидротехнического сооружения, суд

установил:

прокурор Дзун-Хемчикского района обратился в суд с иском к Администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности обеспечить безопасность гидротехнического сооружения (далее - ГТС). В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки исполнения природоохранного законодательства, выявлены нарушения ответчиком этих требований в части обеспечения безопасности указанных ГТС, в связи с чем, 17 июля 2019 года в адрес Администрации муниципального района направлено представление № 6-594в-2019 об устранении выявленных нарушений. Ответчиком выявленные нарушения до настоящего времени не устранены. В этой связи, ссылаясь на указанные обстоятельства, просил возложить обязанность принять меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений – защитной дамбы г.Чадан на реке Чадан местоположение: Республика Тыва Дзун-Хемчикский район с южной стороны города вдоль реки Чадан до моста; берегоукрепления на реке Чыргакы с.Хорум-Даг местоположение Республика Тыва Дзун-Хемчикский район от южной стороны села Хорум-Даг до восточной стороны с.Хорум-Даг; берегоукрепления на реке Хемчик с.Баян-Тала местоположение Республика Тыва Дзун-Хемчикский район в 2,5 км. юго-западнее с.Баян-Тала, а именно: разработать и утвердить в установленном законом порядке декларацию безопасности на каждое ГТС; утвердить в установленном законом порядке экспертизу декларации безопасности на каждое ГТС; разработать критерии безопасности на каждое ГТС и утвердить их в установленном законом порядке; получить разрешение на эксплуатацию на каждое ГТС; разработать и согласовать с Енисейским межрегиональным управлением Ростехнадзора правила эксплуатации на каждое ГТС; организовать службу эксплуатации каждое ГТС с наличием персонала, имеющего соответствующую квалификацию и аттестованного в территориальной аттестационной комиссии Енисейского межрегионального управления Ростехнадзора; разработать план действий по локализации и ликвидации опасных повреждений и аварий на каждое ГТС, а также их последствий; разработать паспорт безопасности опасного объекта на каждое ГТС; создать материальные резервы, предназначенные для ликвидации авари на каждое ГТС; разработать проект мониторинга безопасности на каждое ГТС. По берегоукреплению на реке Хемчик с.Баян-Тала местоположение Республика Тыва Дзун-Хемчикский район в 2,5 км. юго-западнее с.Баян-Тала произвести капитальный ремонт, связанные с восстановительными работами.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал полностью, и просил удовлетворить по указанным в исковом заявлении основаниям.

Представитель административного в судебное заседание не явился, хотя был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, выслушав прокурора, исследовав приобщенные к делу письменные доказательства, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на территории Администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» находятся гидротехнические сооружения: защитная дамба г.Чадан на реке Чадан местоположение: Республика Тыва, Дзун-Хемчикский район с южной стороны города вдоль реки Чадан до моста; берегоукрепление на реке Чыргакы с.Хорум-Даг местоположение: Республика Тыва, Дзун-Хемчикский район от южной стороны села Хорум-Даг до восточной стороны с.Хорум-Даг; берегоукрепление на реке Хемчик с.Баян-Тала местоположение: Республика Тыва, Дзун-Хемчикский район в 2,5 км. юго-западнее с.Баян-Тала.

17 июля 2019 года прокурором Дзун-Хемчикского района в адрес Администрации Дзун-Хемчикского кожууна направлено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно данному представлению, в ходе проведенной в отношении ответчика проверки установлено, что Администрация муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» эксплуатирует ГТС, расположенные на ее территории с нарушением требований законодательства, в частности: не разработана и не утверждена в установленном законом порядке декларация безопасности ГТС; не утверждена в установленном законом порядке экспертиза деклараций безопасности ГТС; не обеспечена разработка (уточнение) критериев безопасности ГТС и утверждение их в установленном законом порядке (в составе деклараций безопасности ГТС); ГТС эксплуатируются без разрешения на эксплуатацию ГТС; не разработаны и не согласованы с Енисейским межрегиональным управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС, с учетом принятых изменений требований к их содержанию; не организована служба эксплуатации ГТС с наличием персонала, имеющего соответствующую квалификацию и аттестованного в территориальной аттестационной комиссии Енисейского межрегионального управления Ростехнадзора; отсутствует план действий по локализации ликвидации опасных повреждений и аварий на ГТС, а также их последствий на ГТС; отсутствует паспорт безопасности опасного объекта ГТС; не созданы материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие наличие строительных материалов (песок, щебень и т.д.) для ликвидации возможной аварий на ГТС; не обеспечен надлежащий контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС в части ведения визуальных наблюдений за ГТС с записью результатов осмотра в журнале визуальных наблюдений, журналы визуальных наблюдений за ГТС отсутствуют.

Согласно ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу ст.8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

В силу ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 6 ноября 1998 года № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией (далее именуются - декларанты).

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации (ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).

Приказом Ростехнадзора от 2 июля 2012 года № 377 утверждена Форма декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), в которой отражаются, в том числе и сведения, характеризующие безопасность ГТС (п.10).

По инициативе собственников гидротехнических сооружений и (или) эксплуатирующих организаций, проводится государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений. Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения (ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).

Согласно ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о ГТС вносятся в Регистр и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС (Ространснадзором), декларации безопасности ГТС. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов опасности в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.

Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения (ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).

Как установлено судом, до настоящего времени указанные в представлении прокуратуры от 17 июля 2019 года нарушения ответчиком не устранены, доказательств обратного материалы дела не содержат, администрацией в нарушение положений ст.56 ГПК РФ представлено не было.

При этом, как указано в ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением, эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

Сведений о передаче собственником - ответчиком, спорных ГТС на баланс какой-либо из организаций, материалы дела не содержат, соответственно обязанность по составлению декларации безопасности и принятию ряда мер, направленных на обеспечение безопасности ГТС несет в силу приведенных правовых норм Администрация муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва».

В этой связи, установив вышеприведенные по делу обстоятельства на основании исследованных по правилам ст.67 ГПК РФ доказательствах, руководствуясь приведенными законоположениями, суд приходит к выводу, что именно ответчик, как собственник спорных ГТС, несет обязанность по надлежащему содержанию сооружений и принятию предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» мер по обеспечению их безопасности, в том числе по составлению декларации безопасности.

В связи с ненадлежащим исполнением прямо предусмотренных названными законоположениями обязанностей, нашедшим подтверждение по результатам прокурорской проверки, данные которой ответчиком не опровергнуты, суд признает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению,

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности обеспечить безопасность гидротехнического сооружения, удовлетворить.

На Администрацию муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» возложить обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность гидротехнических сооружений и принять меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений - защитной дамбы г.Чадан на реке Чадан местоположение: Республика Тыва Дзун-Хемчикский район с южной стороны города вдоль реки Чадан до моста;

- берегоукрепления на реке Чыргакы с.Хорум-Даг местоположение Республика Тыва Дзун-Хемчикский район от южной стороны села Хорум-Даг до восточной стороны с.Хорум-Даг;

- берегоукрепления на реке Хемчик с.Баян-Тала местоположение Республика Тыва Дзун-Хемчикский район в 2,5 км юго-западнее с.Баян-Тала, а именно: разработать и утвердить в установленном законом порядке декларацию безопасности на каждое ГТС; утвердить в установленном законом порядке экспертизу декларации безопасности на каждое ГТС; разработать критерии безопасности на каждое ГТС и утвердить их в установленном законом порядке; получить разрешение на эксплуатацию на каждое ГТС; разработать и согласовать с Енисейским межрегиональным управлением Ростехнадзора правила эксплуатации на каждое ГТС; организовать службу эксплуатации каждое ГТС с наличием персонала, имеющего соответствующую квалификацию и аттестованного в территориальной аттестационной комиссии Енисейского межрегионального управления Ростехнадзора; разработать план действий по локализации и ликвидации опасных повреждений и аварий на каждое ГТС, а также их последствий; разработать паспорт безопасности опасного объекта на каждое ГТС; создать материальные резервы, предназначенные для ликвидации авари на каждое ГТС; разработать проект мониторинга безопасности на каждое ГТС.

По берегоукреплению на реке Хемчик с.Баян-Тала местоположение Республика Тыва Дзун-Хемчикский район в 2,5 км юго-западнее с.Баян-Тала произвести капитальный ремонт, связанные с восстановительными работами.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва через Дзун-Хемчикский районный суд в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 5 декабря 2019 года.

Председательствующий __________________ Чалзап Н.К.

Копия верна ____________________________

2-357/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Дзун-Хемчикского района
Ответчики
Администрация муниципального района "Дзун-Хемчикский кожуун РТ"
Суд
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва
Дело на странице суда
dzun-hemchikskiy.tva.sudrf.ru
20.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2020Передача материалов судье
20.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2020Судебное заседание
20.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2020Дело оформлено
12.02.2020Дело передано в архив
04.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее