ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 2а- 620/2019
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Краснодар 02.06.2020
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В., судей: Иванова А.Е., Карасовой Н.Х.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО7 на решение Кировского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО7 к Администрации Приветненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, заинтересованные лица: Совет Министров Республики Крым, Министерство имущественных отношений и земельных отношений Республики Крым, Министерство транспорта Республики Крым, Государственное казанное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» об оспаривании действий органа местного самоуправления. Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., объяснения представителя ФИО7 по доверенности – ФИО8, поддержавшую кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО7 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, сославшись в обоснование требований на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ФИО9‚ площадью 3000 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на вышеуказанный земельный участок признано за истцом в порядке наследования по закону после смерти его отца – ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, который приобрел право собственности на участок на основании решения исполнительного комитета Приветненского сельского Совета депутатов <адрес> Автономной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации земель приусадебных участков по Приветненскому сельскому Совету».
ДД.ММ.ГГГГ административному истцу стало известно о том, что ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик согласовал проектную документацию по строительству трассы «Таврида», которая проходит через земельный участок ФИО7
ФИО7 считает действия Администрации Приветненского сельского поселения <адрес> Республики Крым по согласованию документации по объекту «Строительство и реконструкция автомобильной дороги ФИО2-ФИО2-ФИО2-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь (граница <адрес>)» незаконными, нарушающими его права, как собственника земельного участка.
Ссылаясь на изложенное, ФИО7 просил признать вышеуказанные действия административного ответчика незаконными.
Решением Кировского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске оказано.
В кассационной жалобе ФИО7 просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, приведшим к принятию неправильного решения и направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы выражает несогласие с выводами судов о том, что на момент оспариваемого согласования его право на земельный участок не было зарегистрировано, а сам участок не был сформирован. В подтверждение данного довода административный истец ссылается на архивную выписку из Решения исполнительного комитета Приветненского сельского Совета депутатов <адрес> Автономной Республики Крым от 30.12.1997 № «О приватизации земель приусадебных участков по Приветненскому сельскому Совету», выданную <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №.04-05/02/682, из которой следует, что земельный участок площадью 0,30 га, находящийся по адресу: <адрес> передан в собственность ФИО1 с указанием площади данного земельного участка.
Судами, по мнению подателя жалобы, неправильно истолкован материальный закон, а именно: часть 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), поскольку в деле нет сведений о том, что принадлежащий ФИО7 земельный участок подлежит изъятию либо изъят для государственных или муниципальных нужд.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В целях реализации указанных конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
При отсутствии указанной выше совокупности условий суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска. Отказывая в административном иске, суд первой инстанции и согласившаяся с ним судебная коллегия, пришли к выводу о том, что оспариваемое распоряжение органа местного самоуправления вынесено в пределах его полномочий в соответствии с действующим законодательством и не является решением, принятым против законных прав и интересов административного истца. При этом суды не приняли признание административного иска представителем административного ответчика, как противоречащее закону. С такими выводами судов надлежит согласиться.
Проект планировки территории относится к документации по планировке территории, подготавливается в том числе для установления зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 5 статьи 41, части 1, 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, здесь и далее –ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены утверждать документацию по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных ГрК РФ (пункт 2 статьи 7 ГрК РФ). Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 1 статьи 45 ГрК РФ). Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов регионального значения (часть 3 статьи 45 ГрК РФ). Документация по планировке территории, подготовленная на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления муниципального района, до ее утверждения подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселения, городского округа, применительно к территориям которых разрабатывалась такая документация (часть 12.2 статьи 45 ГрК РФ).
К линейным объектам транспортной инфраструктуры относятся автомобильные дороги (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ‚ пункт 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно пункту 19 статьи 1, пункту 1 части 3 статьи 14 ГрК РФ автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения являются объектами регионального значения, которые подлежат отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах).
Судами установлено, что решением исполнительного комитета Приветненского сельского совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации земель приусадебных участков по Приветненскому сельскому совету» ФИО1 передан бесплатно в частную собственность земельный участок площадью 0,30 га, по адресу: Партизанская, 58.
Пунктом 3 указанного решения предписано гражданам оформить Государственные акты на право собственности на землю в соответствии с Декретом Кабинета министров Украины «О приватизации земельных участков».
Государственный акт на право собственности на указанный земельный участок, в установленном порядке не был оформлен, границы земельного участка не были установлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.082014 № утверждена федеральная целевая программа «Социально -экономическое развитие Республики Крым и <адрес> до 2022 года», которой предусмотрена реализация мероприятия «Строительство и реконструкция автомобильной дороги ФИО2-ФИО2-ФИО2-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь (граница <адрес>)».
ДД.ММ.ГГГГ разработчиком документации по планировке территории строительства и реконструкции автомобильной дороги ФИО2-Севастополь со строительством обхода г. ФИО2, обхода г. ФИО2 и третьей очереди обхода <адрес> – ООО «Институт Дорожно-Мостового проектирования» в адрес главы Администрации Приветненского сельского поселения для рассмотрения и согласования направлена документация по планировке территории строительства и реконструкции автомобильной дороги ФИО2, Севастополь со строительством обхода г. ФИО2, обхода г. ФИО2 и третьей очереди обхода <адрес>, которая поступила в Администрацию ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Приветненского сельского поселения <адрес> Республики Крым в адрес ООО «Институт Дорожно-Мостового проектирования» за исх. № направлена согласованная документация по планировке территории строительства и реконструкции автомобильной дороги ФИО2-Севастополь со строительством обхода г. ФИО2, обхода г. ФИО2 и третьей очереди обхода <адрес>, а также письменно сообщено о согласовании документации без каких-либо замечаний и предложений.
07.02. 2017 Советом министров Республики Крым принято распоряжение №-р «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта «Строительство и реконструкция автомобильной Дороги ФИО2 Симферополь Бахчисарай Севастополь (граница <адрес>)».
Решением Кировского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за административным истцом признано в порядке наследования по закону право собственности на земельный участок, площадью 3000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>., которое было зарегистрировано за ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости в разделе «особые отметки», указано на то, что границы названного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства до настоящего времени не установлены.
Таким образом, на момент оспариваемого согласования земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, сформирован не был, права административного истца на него не были оформлены и зарегистрированы в установленном законом порядке.
Согласно ответу из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 01.11. 2019 № сведения о наложении границ земельных участков с кадастровыми номерами ФИО10 в ЕГРН отсутствуют.
Отказывая в административном иске, суды пришли к правильному выводу о том, что при согласовании документации Администрация Приветненского сельского поселения <адрес> Республики Крым действовала в пределах предоставленных ей полномочий и в соответствии с действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений законодательством.
Таким образом, решения судов постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, в соответствии с обстоятельствами административного дела и с соблюдением процессуального закона. В этой связи оснований для отмены постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░7 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: