Копия № 2а-434/2019
УИД 24RS0044-01-2019-000415-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2019 года г. Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Заверуха О.С.,
при секретаре Богдановой Л.А.,
с участием представителя административного истца - Супруна В.И., ордер от 11.06.2019 года, доверенность от 22.04.2019 года
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фролова Андрея Анатольевича к администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края о признании отказа в продлении срока действия разрешения на строительство и внесении в него изменений незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Фролов А.А. обратился в суд с административным иском к администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края о признании отказа в продлении срока действия разрешения на строительство и внесении в него изменений незаконным, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано разрешение № RU № на строительство двухквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с внесением изменений в проектную документацию в части уменьшения площади застройки, срок строительства увеличился и фактически оно было завершено в феврале 2019 года. По окончанию строительства он обратился в администрацию города с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство в части уменьшения площади застройки, продления срока действия разрешения на строительство, но получил отказ в связи с нарушением срока обращения с указанным заявлением, установленного п. 8 ч. 21.15 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Полагает такой отказ незаконным, поскольку указанная норма действует лишь с ДД.ММ.ГГГГ. По указанным основаниям просит обязать администрацию города Заозерного продлить срок разрешения на строительство № RU № от ДД.ММ.ГГГГ и ввести в эксплуатацию двухквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, площадью 349 кв.м.
В судебное заседание административный истец Фролов А.А. не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещался своевременно по известному суду адресу, судебное извещение возвращено в суд за истечением срока хранения, доверил представление своих интересов адвокату Супруну В.И.
Представитель административного истца адвокат Супрун В.И., действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, кроме того просил признать отказ администрации в продлении срока разрешения на строительство и внесении в него изменений незаконным, пояснил, что Фролов А.А. начал строительство дома после получения разрешения на строительство в 2016 году, в настоящее время готовность объекта составляет 100%, однако, без продления срока действия разрешения и внесения в него изменений относительно площади объекта, Фролов А.А. лишен возможности ввести объект в эксплуатацию.
Представитель административного ответчика – администрации г. Заозерного Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомил, заявления об отложении судебного заседания не представил.
Представитель заинтересованного лица – ООО «Арбис» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомил, заявления об отложении судебного заседания не представил.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 указанной статьи строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 4 той же статьи установлено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно ч. 19 указанной статьи, разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
Положениями ч. 21.14 той же статьи предусмотрено, что в срок не более чем семь рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Фролов А.А. приобрел в свою собственность у администрации <адрес> объект незавершенного строительства, степень готовности 10%, площадь застройки 361,5 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 3000 кв.м., расположенные по адресу: Россия, <адрес> (л.д. 43-45).
Право собственности Фролова А.А. на приобретенные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47,48).
28.01.2016 года администрацией <адрес> Фролову А.А. выдано разрешение № RU № на строительство объекта капитального строительства – двухквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, общая площадь определена в размере 297,36 кв.м., объем – 2177,77 руб., площадь застройки - 385,3 кв.м., количество этажей – 2, количество подземных этажей – 1, объем – 2177,77 куб.м., срок действия разрешения установлен до 28.01.2017 года (л.д. 4-6).
Из пояснений представителя истца, технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что строительство вышеуказанного жилого дома завершено в 2019 году со следующими характеристиками: общая площадь 349 кв.м., количество надземных этажей – 1, количество подземных этажей – 0, строительный объем – 1312 куб.м. (л.д. 7-17).
Согласно справке ООО «АБРИС АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО» от ДД.ММ.ГГГГ №, построенный многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> соответствует проектной документации, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, предусмотренных проектом в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»; общая площадь здания – 349 кв.м., площадь застройки – 397,6 кв.м., строительный объем – 1312 куб.м. (л.д. 18).
02.04.2019 года Фролов А.А. обратился в администрацию города Заозерного с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство от 28.01.2016 года, без указания в нем на характер этих изменений (л.д. 33).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Заозерного уведомила Фролова А.А. об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство № RU № от 28.01.2016 года в связи с истечением 28.01.2017 года срока его действия со ссылкой на п. 8 ч. 21.15 ст. 51 ГрК РФ (л.д. 20).
ДД.ММ.ГГГГ Фролов А.А. обратился в администрацию г. Заозерного с заявлением о продлении на три месяца срока действия разрешения на строительство № RU № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52).
Письмом от 14.06.2019 года администрация города Заозерного уведомила Фролова А.А. об отказе в удовлетворении его заявления по тому же основанию (л.д. 51).
В соответствии с п. 8 ч. 21.15 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является, в том числе подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.
Указанная норма вступила в действие с 04.08.2018 года - п. 2 ст. 27 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Срок, выданного административному истцу разрешения на строительство, с заявлениями о внесении изменений в которое он обратился к административному ответчику 02.04.2019, 13.06.2019 года, истек 27.01.2017 года.
Вместе с тем, до введения в действие указанной нормы действовали (в период выдачи разрешения на строительство от 28.01.2016 года и на дату истечения его срока) положения ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, в соответствии с которой срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства (ч. 19 ст. 51 ГрК РФ).
Исходя из положений названной нормы, истечение срока действия разрешения на строительство при уже начатом строительстве объекта, пропуск срока обращения с заявлением о продлении данного разрешения не являются безусловными основаниями для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства к моменту истечения срока действия разрешения строительства.
Учитывая, что Фролов А.А. на основании договора купли-продажи приобрел объект незавершенного строительства со степенью готовности 10%, после получения разрешения на строительство приступил к его дальнейшему строительству, на дату обращения с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство и внесении в него изменений степень готовности объекта, расположенного по адресу: <адрес> составляла 100%, а также то, что факт строительства администрацией <адрес> не оспаривается, суд приходит к выводу о том, что отказ в продлении срока действия разрешения на строительство не соответствует градостроительному законодательству, действующему на дату выдачи разрешения на строительство и дату окончания его срока, поскольку в ч. 20 ст. 51 ГрК РФ (действующей в указанные периоды времени) установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия на строительство.
При установленных обстоятельствах отказ администрации г. Заозерного во внесении изменений в разрешение на строительство № RU № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным.
Принимая во внимание, что суд не вправе подменять орган, к компетенции которого законом отнесено принятие решения о продлении срока разрешения на строительство, суд считает необходимым удовлетворить требование истца и возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Фролова А.А. о продлении разрешения на строительство № RU № от ДД.ММ.ГГГГ и внесении в него изменений относительно площади застройки с учетом проектной документации – «многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес>», шифр: ЦУ-34/15-01.
В удовлетворении требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности ввести в эксплуатацию двухквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, площадью 349,0 кв.м. суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 указанной статьи, для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу части 3 той же статьи к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должен быть приложен ряд документов.
Положениями части 5 указанной статьи предусмотрено, что орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Судом установлено, что административный истец с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в администрацию г. Заозерного не обращался, что подтверждается заявлениями Фролова А.А., поданными в администрацию г. Заозерного, из которых следует, что Фролов А.А. просил о продлении срока разрешения на строительство и внесении в него изменений, сообщением администрации г. Заозерного от 27.06.2019 года, согласно которому с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> Фролов А.А. в администрацию не обращался. Таким образом, решение об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию администрацией г. Заозерного не принималось.
При установленных обстоятельствах у суда не имеется оснований для возложения на административного ответчика обязанности выдать разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Фролова Андрея Анатольевича к администрации г. Заозерного Красноярского края о признании отказа в продлении срока действия разрешения на строительство и внесении в него изменений незаконным, возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации г. Заозерного Красноярского края в продлении срока действия разрешения на строительство № RU № и внесении в него изменений, выданного Фролову Андрею Анатольевичу 28 января 2016 года.
Обязать администрацию <адрес> края повторно рассмотреть заявление Фролова Андрея Анатольевича о продлении разрешения на строительство № RU № от ДД.ММ.ГГГГ и внесении в него изменения относительно площади застройки с учетом проектной документации – «Многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес>», шифр: ЦУ-34/15-01.
В удовлетворении административных исковых требований Фролова Андрея Анатольевича об обязании ввести объект капитального строительства в эксплуатацию – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 09.07.2019 года.
Председательствующий: О.С. Заверуха
Копия верна.
Судья О.С. Заверуха