Дело № 2-806/2017 Председательствующий судья – Петряков А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 33-3393/2017
г. Брянск 29 августа 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Мариной Ж.В.,
судей Кулешовой Е.В., Киселевой Е.А.,
при секретаре Голодухиной А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Румянцевой Г.В. на решение Брянского районного суда Брянской области от 01 июня 2017 года по иску Румянцевой Галины Васильевны, действующей в интересах Михайловой Александры Николаевны к Муниципальному учреждению Снежская сельская администрация Брянского района Брянской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.В., объяснения истца Румянцевой Г.В., действующей в интересах Михайловой А.Н., представителя истца Маслова С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Румянцева Г.В., являясь законным представителем своей матери Михайловой Александры Николаевны, 30 марта 1924 года рождения - участницы Великой Отечественной войны, а также вдовы участника ВОВ, обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что повторно обращалась в МУ Снежская сельская администрация с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся Михайловой А.Н. в жилом помещении, в чем ей распоряжением от 13 февраля 2017 года было отказано со ссылкой на то, что представленные ею документы не подтверждают право состоять на жилищном учете.
Полагая, что предусмотренные законом основания для такого отказа отсутствуют, Румянцева Г.В., с учетом уточнения требований просила суд признать Михайлову А.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета. Признать отказ Снежской сельской администрации Брянского района в постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Михайловой А.Н. незаконным.
В судебном заседании истец и его представитель Маслов С.В. уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Ответчик МУ Снежской сельская администрация Брянского района Брянской области, будучи надлежащим образом извещенным, явку своего представителя не обеспечило.
01 июня 2017 года Брянский районный суд Брянской области постановил решение, которым отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец Румянцева Г.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
Указывает, что суд не принял во внимание отсутствие у истца жилого помещения, факт непригодности для проживания ранее имевшегося жилого помещения, проживание в доме на основании договора соцнайма.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Румянцевой Г.В., действующей в интересах Михайловой А.Н., представителя истца Маслова С.В., судебная коллегия приходит к выводу, что не имеется оснований для отмены постановленного судом решения.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Михайлова А.Н., 30 марта 1924 года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны.
13 июня 2013 года Румянцева Г.В., являясь опекуном Михайловой А.Н., обратилась в Снежскую сельскую администрацию с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилых помещений Михайлову А.Н., как ветерана ВОВ. Решением от 24 июня 2013 года в постановке на учет Михайловой А.Н. отказано, по причине того, что на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 11 августа 2011 года, последняя отказалась от жилого дома, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, дер. Стеклянная Радица, ул. Комсомольская, д.16, общей площадью 41 кв.м., чем ухудшила свои жилищные условия с намерением приобрести права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. О признании дома ветхим (аварийным) документов не представлено.
02 февраля 2017 года, по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий, Румянцева Г.В. вновь обратилась в Снежскую сельскую администрацию с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилых помещений Михайлову А.Н., в чем ей распоряжением № 13-р от 14 марта 2017 года было отказано со ссылкой на то, что представленные ею документы не подтверждают право состоять на жилищном учете.
Так, жилищной комиссией по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при Снежской сельской администрации установлено, что Михайлова А.Н. зарегистрирована по адресу: Брянская область, Брянский район, пос. Кузьмино, ул. Грибоедова, д.50, в качестве члена семьи у дочери Румянцевой Г.В., которой принадлежит данный жилой дом на праве собственности общей площадью 167,4 кв.м. В данном жилом помещении зарегистрировано 2 человека: Румянцева Г.В., Михайлова А.Н. Обеспеченность на каждого члена семьи общей площадью составляет 83,7 кв.м., исходя из общей площади квартиры 167 кв.м. : 2 жильца.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что истец, будучи членом семьи собственника и имея право пользования квартирой наравне с Румянцевой Г.В., обеспечен общей площадью жилого помещения сверх учетной нормы, что не порождает субъективного права на признание Михайловой А.Н. нуждающейся в жилом помещении. Поскольку факт нуждаемости истца в жилом помещении не доказан, основания для признания незаконным отказа Снежской сельской администрации в постановке Михайловой А.Н. как участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в силу следующего.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Законодатель не ставит обеспечение жилым помещением участников Великой Отечественной войны в зависимость от их имущественного положения, однако не сделал в отношении них исключений из общих правил признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Критерий нуждаемости в улучшении жилищных условий законодательством Российской Федерации о ветеранах не установлен, а содержится в жилищном законодательстве.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Установлено, что по истечении пять лет со дня купли-продажи жилого дома и земельного участка от 11 августа 2011 года Румянцева Г.В. обратилась в Снежскую сельскую администрацию с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилых помещений.
Распоряжением № 13-р от 14 марта 2017 года истцу отказано в постановке на жилищный учет поскольку представленные ею документы не подтверждают право состоять на жилищном учете.
Михайлова А.Н. зарегистрирована в качестве члена семьи у дочери Румянцевой Г.В., которой принадлежит жилой дом по адресу: Брянская область, Брянский район, пос. Кузьмино, ул. Грибоедова, д.50, общей площадью 167,4 кв.м. В жилом помещении зарегистрировано 2 человека: Румянцева Г.В., Михайлова А.Н.
При определении нуждаемости в жилых помещениях в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 51 ЖК РФ необходимо исходить из суммарной общей площади всех жилых помещений, т.е. квартиры, принадлежащей дочери истца Румянцевой Г.В.(167,4 кв.м.). Исходя из этой площади на каждого члена семьи приходится по 83,7 кв.м. общей площади (167,4 кв.м. : 2), что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную Брянского района Брянской области и исключает возможность признания Михайловой А.Н. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы жалобы об отсутствии у истца жилого помещения, проживание в доме на основании договора соцнайма, непригодности для проживания ранее имевшегося жилого помещения, основаны на неверном толковании норм материального права.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм действующего законодательства, а потому не могут служить основанием к отмене либо изменению судебного решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Брянского районного суда Брянской области от 01 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Румянцевой Г.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Ж.В. Марина
Судьи Е.А. Киселева
Е.В. Кулешова