Копия:
Судья Шешуков Д.А. Дело № 33-3031/17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Солоняка А.В.
судей Константиновой М.Р., Коробейниковой Л.Н.
при секретаре Рогалевой Н.В.
рассмотрела в открытом заседании в г. Ижевске 3 июля 2017 года гражданское дело по иску Н.А.Л. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 24 апреля 2017 года, которым исковые требования Н.А.Л. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики удовлетворены.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики обязано предоставить Н.А.Л. в пользование безвозмездно однократно по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям города Глазова Удмуртской Республики жилое помещение не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Коробейниковой Л.Н., объяснения Н.А.Л., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Н.А.Л., относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась с иском к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения.
Стороны представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчиком представлен письменный отзыв на исковое заявления.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик - Министерство образования и науки Удмуртской Республики просит решение суда отменить, по делу вынести новое решение. В обоснование жалобы приведены доводы о неправильном применении судом норм материального права. Указывает, что в связи с изменением законодательства, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот производится в порядке, предусмотренном региональным законодательством, по заявлению таких лиц в соответствии со списком, сформированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по договору специализированного найма). Истец – Н.А.Л. в 2014 году включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым ей должно быть предоставлено жилое помещение. Законом не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. Предоставление истцу жилого помещения во внеочередном порядке повлечет нарушение прав других лиц указанной категории, состоящих в указанном списке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Судом 1 инстанции установлено, что Н.А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, так как мать Н.Е,В. умерла 24.12.2009 года, отец С.Л.Ю, умер 10.05.2003 года. С 2003 года до совершеннолетия находилась под опекой Н.Т.М.
Истица зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, является собственником <данные изъяты> доли указанной квартиры.
Министерством образования и науки Удмуртской Республики на основании заключения Администрации города Глазова от 10.12.2003 года № и представленных документов принято решение о невозможности проживания Н.А.Л. в жилом помещении по адресу: <адрес>
Нанимателем или членом семьи нанимателя жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма на территории муниципального образования г. Глазов не является.
Согласно уведомлению № от 06.03.2014 года Министерством образования и науки Удмуртской Республики включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Указанные обстоятельства подтверждены письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела и сторонами не оспариваются.
Суд 1 инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением как лицо, относящееся к числу детей-сирот, нуждающееся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанных в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержат статья 2 и часть 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики:
1) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (часть 3 статьи 3).
Установив, что Н.А.Л. включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, нуждается в предоставлении жилого помещения, проживает в г. Глазове, достигла возраста 18 лет, суд правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии предусмотренных законом оснований для предоставления жилого помещения истцу во внеочередном порядке, судебная коллегия находит несостоятельным.
Как указано ранее, истица включен в республиканский список, о чем была уведомлен Первым заместителем Министра образования и науки Удмуртской Республики письмом от 06.03.2014 года. Включение истца в указанный список не предполагает соблюдение очередности в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Такой вывод следует из системного анализа норм Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, установленный порядок реализации права на обеспечение жильем истцом соблюден, что явилось основанием для удовлетворения исковых требований.
Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 24 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования и науки Удмуртской Республики – без удовлетворения.
Председательствующий – п/п - А.В.Солоняк
Судьи – п/п - М.Р.Константинова, Л.Н.Коробейникова
Копия верна: судья Л.Н.Коробейникова