Решение по делу № 2а-1897/2019 от 02.09.2019

        Дело а-1897/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>         03 сентября 2019 года

Ломоносовский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,

при секретаре Васёнкиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Бутакова Дмитрия Витальевича к местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> об оспаривании отказа в согласовании проведения публичного мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Истец Бутаков Д.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> (далее – местной администрации МО Горбунковское сельское поселение) об оспаривании отказа в согласовании проведения публичного мероприятия.

В обоснование исковых требований указал, что является исполнительным секретарем Ломоносовского Отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». ДД.ММ.ГГГГ как организатор публичного мероприятия направил в адрес ответчика уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, сообщив необходимую информацию о проведения мероприятия.

В ответном письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. местная администрация отказала в согласовании проведения публичного мероприятии, так как в уведомлении указано место, в котором проведение публичного мероприятия запрещается. Также было указано, что земельные участки у зданий торгового назначения имеют правообладателей - они находятся в аренде, а участок в <адрес> находится в непосредственной близости к автомобильной дороге с интенсивным движением, отмечается, что на указанные в уведомлении территории не имеется паспортов безопасности.

Административный истец считает отказ незаконным и необоснованным, противоречащим положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) и Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -оз «О проведении публичных мероприятий на территории <адрес>» (далее - Областной закон -оз).

Бутаков Д.В. ссылается на то, что местная администрация не направила обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения запланированного публичного мероприятия, обоснованного отказа в его согласовании, в связи с чем просил признать незаконным отказ местной администрации Горбунковское сельское поселение в согласовании проведения публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ исх. .

В судебном заседании административный истец Бутаков Д.В. поддержал заявленные исковые требования по изложенным доводам и основаниям.

Представитель административного ответчика местной администрации МО Горбунковское сельское поселение в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом – телефонограммой, с учетом сокращенных сроков рассмотрения дела настоящей категории.

Принимая во внимание положения ч. 4 ст. 226 КАС РФ о том, что административные дела, возбужденные в день проведения публичного мероприятия, подлежат рассмотрению в этот же день, а также надлежащее извещение представителя административного ответчика, не просившего об отложении рассмотрения дела и не представившего доказательств уважительности причин неявки своего представителя, суд нашел возможным рассмотреть дело без участия представителя местной администрации МО Горбунковское сельское поселение.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 4 ст. 219 КАС РФ).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли оспариваемое решение, действие (бездействие) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ дано понятие публичного мероприятия, согласно которому – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Пикетирование – это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции (п. 6 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ установлены обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия.

Одной из таких обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона № 54-ФЗ (п. 2 ч. 1 ст. 12).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина ФИО3", понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

В соответствии с руководящими разъяснениями, изложенными в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Исходя из этого не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона № 54-ФЗ, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

Судом установлено, что Бутаков Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является исполнительным секретарем Ломоносовского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», что подтверждается решением Президиума Регионального политического совета <адрес> регионального отделения указанной партии от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Бутаков Д.В. как организатор публичного мероприятия представил в местную администрацию МО Горбунковское сельское поселение уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции.

В уведомлении была указана следующая информация:

1. Цель проведения мероприятия - информирование жителей муниципального образования Ломоносовский муниципальный район о кандидатах, выдвинутых ВПП «Единая Россия» на выборы депутатов совета депутатов Горбунковское сельского поселения Ломоносовского муниципального района <адрес> четвертого созыва;

2. Места проведения публичного мероприятия:

- д.Горбунки, у <адрес> (у супермаркета «Пятерочка»),

- д.Горбунки, у <адрес> (у супермаркета «Магнит»),

- д.Разбегаево, <адрес> (у супермаркета «Магнит»).

3. Дата, время начала и окончания проведения публичного мероприятия:

- ДД.ММ.ГГГГ с 09 часов 00 минут (начало сбора) до 21 часа 00 минут;

- с 3 по ДД.ММ.ГГГГ (включительно): с 16 часов 00 минут (начало сбора) до 21 часа 00 минут (ежедневно).

4. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия: не более 30 человек (одновременно);

5. Формы и методы обеспечения общественного порядка, организации медицинской помощи: должная осторожность организаторов мероприятия, инструктирование участников публичного мероприятия, обеспечение участников информацией о номере вызова полиции и скорой помощи, вызов скорой помощи - при необходимости.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. за подписью и.о. главы местной администрации Руш П.А., сообщено, что в уведомлении о проведении публичного мероприятия указаны места, находящиеся в непосредственной близости магазинов. При этом земельные участки у магазинов имеют правообладателей - они находятся в аренде, а участок в <адрес> находится в непосредственной близости автомобильной дороги с интенсивным движением. Кроме того, отмечается, что на указанные в уведомлении территории не имеется паспортов безопасности. Местная администрация рекомендовал во избежание провокаций воздержаться от проведения мероприятий в предложенных местах.

Таким образам, местная администрация МО Горбунковское сельское поселение по существу отказала в согласовании проведения публичного мероприятия.

Учитывая, поступление административного искового заявления в суд ДД.ММ.ГГГГ, принятие его к производству и возбуждение дела ДД.ММ.ГГГГ, то 10-тидневный срок для обжалования отказа от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании проведения публичного мероприятия административным истцом не пропущен.

В контексте изложенных оснований отказа местной администрацией в проведении публичного мероприятия и с учетом положений ч.1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ, суд приходит к выводу, что после получения уведомления о проведении публичного мероприятия орган местного самоуправления был обязан предложить организатору публичного мероприятия Бутакову Д.В. не только устранить определенные несоответствия, но также изменить место и (или) время его проведения, обосновав соответствующее предложение.

Однако, местной администрацией не выполнена обязанность по направлению организатору публичного мероприятия обоснованного предложения с указанием возможного времени и (или) конкретного места его проведения. В материалах дела соответствующие документы отсутствуют.

Обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия не содержит оспариваемое решение местной администрации МО Горбунковское сельское поселение, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. за подписью и.о. главы местной администрации Руш П.А., что свидетельствует о незаконности оспариваемого решения и нарушении административным ответчиком права Бутакова Д.В. на проведение публичного мероприятия.

Кроме того, суд не усматривает правовых оснований согласиться с позицией, изложенной в оспариваемом отказе местной администрации о том, что в предполагаемых местах проведения публичных мероприятий (территория перед здания торгового назначения) осуществляется интенсивное движение автотранспорта, поскольку доказательств этому суду ответчиком не представлено, а указанные в уведомлении места проведения публичных мероприятий (у зданий супермаркетов) не являются местами, в которых запрещается проведение публичного мероприятия, как Федеральным законом № 54-ФЗ, так и Областным законом -оз.

Ссылка местной администрации МО Горбунковское сельское поселение в оспариваемом отказе на положения п. 2 ч. 2 ст. 8 Федеральным законом № 54-ФЗ является несостоятельной, поскольку указанной нормой к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи. Таким образом, территории перед зданиями торгового назначения указанным федеральным законом не отнесены к местам, где запрещается проведение публичного мероприятия.

То обстоятельство, что в силу ст. 6 Областного закона -оз запрещается проведения публичных мероприятий на участках территорий перед зданиями торгового назначения в случае, если участники предполагаемого публичного мероприятия заполнят более четверти всего участка, не свидетельствует о правомерности оспариваемого отказа в проведении мероприятия, поскольку ответчиком не представлено доказательств соответствующего заполнения земельного участка перед зданиями торгового назначения, исходя из заявленной численности. Тогда как территорией, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, являются земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства (п. 9 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ). Вместе с тем из оспариваемого отказа не усматривается, что в проведении публичного мероприятия было отказано именно по этому основанию.

Что касается указания о том, что территории, где планировалось проведении публичного мероприятия, не имеется паспортов безопасности, то оно не основано на требованиях Федерального закона № 54-ФЗ и Областного закона -оз об основаниях для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, согласно статьям 62 и 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагаются на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, однако указанная обязанность ответчиком не выполнена, соответствующих доказательств суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности ответа местной администрации МО Горбунковское сельское поселение, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. за подписью и.о. главы местной администрации Руш П.А., на уведомление о проведении публичного мероприятия – пикетирования группой лиц с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, с целью информирования жителей муниципального образования Ломоносовский муниципальный район о кандидатах, выдвинутых ВПП «Единая Россия» на выборы депутатов совета депутатов Горбунковское сельского поселения Ломоносовского муниципального района <адрес> четвертого созыва, назначенного к проведению в период с 3 по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) с 16 часов 00 минут (начало сбора) до 21 часа 00 минут (ежедневно), места проведения:

- д.Горбунки, у <адрес> (у супермаркета «Пятерочка»),

- д.Горбунки, у <адрес> (у супермаркета «Магнит»),

- д.<адрес>, у <адрес> (у супермаркета «Магнит»).

В целях устранения нарушения допущенного нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца суд полагает необходимым обязать местную администрацию МО Горбунковское сельское поселение не препятствовать проведению публичного мероприятия в указанные дату и время, учитывая, что на момент рассмотрения дела и принятия решения истекли сроки проведения публичного мероприятия, запланированного на ДД.ММ.ГГГГ

С учетом положений ч. 8 ст. 227 КАС РФ настоящее решение суда следует обратить к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Бутакова Дмитрия Витальевича.

Признать незаконным ответ местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес>, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. за подписью и.о. главы местной администрации Руш П.А., на уведомление о проведении публичного мероприятия – пикетирования группой лиц с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, с целью информирования жителей муниципального образования Ломоносовский муниципальный район о кандидатах, выдвинутых ВПП «Единая Россия» на выборы депутатов совета депутатов Горбунковского сельского поселения Ломоносовского муниципального района <адрес> четвертого созыва, назначенного к проведению в период с 3 по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) с 16 часов 00 минут (начало сбора) до 21 часа 00 минут (ежедневно), места проведения:

- д.Горбунки, у <адрес> (у супермаркета «Пятерочка»),

- д.Горбунки, у <адрес> (у супермаркета «Магнит»),

- д.<адрес>, у <адрес> (у супермаркета «Магнит»).

Обязать местную администрацию муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> не препятствовать проведению публичного мероприятия в указанные дату и время.

Обратить настоящее решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                             Смирнов А.С.

2а-1897/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бутаков Дмитрий Витальевич
Ответчики
МА МО Горбунковское сельское поселение
Суд
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
Судья
Смирнов Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
lomonosovsky.lo.sudrf.ru
02.09.2019Регистрация административного искового заявления
03.09.2019Передача материалов судье
03.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
03.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2019Судебное заседание
04.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее