дело №2-182/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2019 года пгт.Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
с участием истца Сухицкого В.В., его представителя Сухицкой Е.Н.,
представителя ответчика Сидорченко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухицкого В.В, к администрации городского поселения «Троицко-Печорск», администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения, либо жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья,
установил:
Сухицкий В.В. изначально обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ к администрации городского поселения «Троицко-Печорск» (далее ответчик, АГП) о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения, либо жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья. Требования мотивировал тем, что проживает без регистрации у бывшей супруги по адресу: <адрес> является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, состоит на диспансерном наблюдении в связи с наличие тяжелой формы хронического заболевания, препятствующей совместном проживанию. При обращении к ответчику с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении истец получил отказ, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства или месту пребывания. Сухицкий В.В. полагает отказ незаконным.
С учетом возникшего спорного правоотношения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечен Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (далее Минстрой РК), соответчиком администрация муниципального района «Троицко-Печорский» (далее АМР).
В судебном заседании истец и его представитель Сухицкая Е.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить. В ходе рассмотрения дела истец пояснил, что неоднократно обращался в ЦСЗН Троицко-Печорского района с заявлениями о признании его малоимущим, первоначально ему было отказано по причине отсутствия регистрации по месту жительства или месту пребывания в Троицко-Печорском районе, однако, после того, как бывшая супруга временно зарегистрировала его на своей жилплощади, ЦСЗН приняла решение о признании его малоимущим, но данное обстоятельство никак не повлияло на решение АГП, которая отказала в признании истца малоимущим в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, мотивировав тем, что его среднемесячный доход, состоящий из пенсии по инвалидности и социальной доплаты к пенсии, превышает установленный минимальный размер. Отметил, что совместно с бывшей супругой проживать в одном жилом помещении не может по причине наличия психического заболевания. Просил предоставить ему жилое помещение или выделить жилищную субсидию на приобретение или строительство жилья. Представитель истца при рассмотрении дела в суде, пояснила, что ранее состояла с Сухицким В.В. в браке, который расторгнут в 2007 году. В период брака, в связи со сложившимися семейными обстоятельствами истец проживал по адресу: <адрес>. В 2003 году Сухицкий В.В. был принят на учет в АМР для улучшения жилищных условий, в т.ч. по категории инвалидов 1, 2 групп с составом семьи 1 человек. В дальнейшем истец проживал с семьей по адресу: <адрес> однако, в мае 2005 данный дом сгорел. Администрацией МР «Троицко-Печорский» семье была предоставлена денежная выплата в сумме 100000 рублей на приобретение жилья в связи с утратой прежнего, вследствие пожара. На указанные денежные средства, а также заемные средства, полученные в Сбербанке России, представитель истца приобрела жилое помещение по адресу: <адрес> где до настоящего времени проживает. В 2019 году в связи с обращением истца в АГП и ЦСЗН в целях признания малоимущим для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях временно зарегистрировала бывшего супруга в принадлежащем ей жилом помещении. Подтвердила, что сама с заявлением о постановке её на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий никогда и никуда не обращалась, по какой причине постановлением АМР от 30.12.2005 она была снята с данного учета, не известно. Денежная выплата на приобретение жилья в связи с утратой прежнего от пожара была выделена ее семье на состав 3 человека, включая истца, поскольку в то время он был зарегистрирован в сгоревшей квартире.
В судебное заседание представитель ответчика АГП, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, не явился, о причинах неявки суд не уведомил, представил письменные возражения на иск, суть которых сводиться к тому, что истцу обосновано отказано в признании малоимущим для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку его среднемесячный доход превысил установленный размер дохода, приходящегося на 1 члена семьи.
В судебном заседании представитель ответчика АМР Сидорченко С.А., действующий на основании доверенности, заявленные истцом требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Свои доводы мотивировал тем, что действительно в 2003 году Сухицкий В.В. состоял в АМР на учете на улучшение жилищных условий на общих основаниях и по категории инвалидов 1 и 2 групп. Вместе с тем, в связи с предоставлением семье истца денежной субсидии на приобретение жилья, выделенной в 2005 году в связи с уничтожением их квартиры в результате пожара, Сухицкий В.В. подлежал снятию с учета, что фактически и было сделано АМР, однако, в постановлении о снятии с учета от 30.12.2005 ошибочно была указана супруга истца Сухицкая Е.Н., которая никогда на соответствующем учете не состояла. В связи с устранением допущенной ошибки постановлением АМР от 28.10.2019 в постановление от 30.12.2005 внесены изменения и вместо Сухицкой Е.Н. указан подлежащий снятию с учета истец. Полагал, что предоставление семье Сухицких, в т.ч. на истца, денежной субсидии, повлекло утрату Сухицким В.В. оснований состоять на учете на улучшение жилищных условий. Таким образом, поскольку жилищные права истца, имевшиеся у него до 01.03.2005, реализованы, то в настоящее время Сухицкий В.В. подлежит постановке на учет на общих основаниях, чего до настоящего времени им не сделано.
В судебное заседание представитель третьего лица Минстроя РК извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, не явился, представил письменный отзыв на иск, суть которого сводиться к тому, что истец не относится к категории граждан, определенных Постановлением Правительства РФ, имеющим право на получение государственного жилищного сертификата, на соответствующем учете не состоит. ГЖС в рамках Жилищного кодекса РФ гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не предоставляются. Представитель третьего лица ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Статьей 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст.1, 2 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в т.ч. в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст.49, 51-52, 55-58 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.
Судом установлено, что Сухицкий В.В. состоял в браке с Сухицкой Е.Н. со ДД.ММ.ГГГГ, брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
В период с 1995 по 08.04.2005 истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 22.04.2004 по 08.04.2005 по адресу: <адрес>, с 08.04.205 по 24.04.2005 по адресу: <адрес>, с 24.04.2014 по 07.10.2015 по адресу: <адрес>
В настоящее время истец имеет временную регистрацию в период с 30.08.2019 по 26.08.2020 по адресу: <адрес>
Постановлением администрации МО «Троицко-Печорский район» от 15.10.2003 № в соответствии с п.8, 35 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 №190 Сухицкий В.В. принят на учет для улучшения жилищных условий на общих основаниях, а также на первоочередное предоставление жилья по категории инвалидов 1 и 2 групп.
Справкой ОГПН по Троицко-Печорскому району от 14.05.2005 подтверждено, что 07.05.2005 в жилом доме по адресу: <адрес> принадлежащем ФГУ «Троицко-Печорский лесхоз» произошел пожар, в результате которого дом поврежден на всей площади.
Согласно справке Троицко-Печорского лесхоза от 09.11.2005 в вышеуказанной квартире были зарегистрированы Сухицкая Е.Н., муж Сухицкий В.В. и дочь ФИО11.
Распоряжением администрации МО «Троицко-Печорский район» от 20.07.2004 № направлены средства, выделенные из республиканского бюджета на приобретение жилья гражданам, пострадавшим от пожара, в т.ч. в сумме до 100000 рублей, приобретающих 2-комнатную квартиру (7 семей).
По распоряжению от 12.12.2005 № Сухицкой Е.Н. как погорельцу из местного бюджета предоставлена субсидия в размере 100000 рублей, подлежащая перечислению на счет продавца квартиры ФИО5 в отделении Сбербанка.
25.11.2005 между Сухицкой Е.Н. и Сбербанком России был заключен кредитный договор № на сумму 70000 рублей.
30.01.2006 ФИО5, действующий за ФИО6 получил от Сухицкой Е.Н. в счет оплаты за продаваемую квартиру по адресу: <адрес>, 170000 рублей.
24.02.2006 УФРС по Республике Коми зарегистрировано право собственности Сухицкой Е.Н. на 2-комнатную квартиру по адресу: <адрес>
Постановлением администрации МО «Троицко-Печорский район» от 30.12.2005 №, с учетом внесенных в него постановлением от 28.10.2019 № изменений, Сухицкий В.В. исключен из списка очередников в связи с приобретением жилья.
В соответствии с ч.1, 2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.1, 3-6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
Поскольку истец является инвалидом <данные изъяты> группы, страдает хроническим психическим расстройством, включенным в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Минздрава РФ от 30.11.2012 №991н, что подтверждено протоколом №296 врачебной комиссии по амбулаторной службе ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» от 15.03.2019, на Сухицкого В.В. распространяются положения Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Согласно ст.17 вышеуказанного Федерального закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов РФ. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями ст.28.2 Федерального закона №181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ. Органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять законами субъектов РФ органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
На основании ст.1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 №69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Получение гражданином единовременной денежной выплаты, указанной в п.1 настоящей статьи, является основанием для снятия указанного гражданина с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Совокупность вышеуказанных норм права, применительно к существу рассматриваемого дела, свидетельствует о том, что жилищные права истца, вставшего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие Жилищного кодекса РФ, т.е. до 01.01.2005, принимая во внимание наличие у Сухицкого В.В. инвалидности и постановку его на учет по соответствующей категории лиц, подлежали реализации посредством предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Поскольку указанные права были реализованы путем предоставления семье истца, включая его самого, субсидии на приобретение жилья в 2005 году, Сухицкий В.В. подлежал снятию с учета, что фактически и было сделано администрацией МР «Троицко-Печорский» постановлением от 30.12.2005 №, с учетом внесенных в него постановлением от 28.10.2019 № изменений.
При этом суд исходит из того, что до настоящего времени вышеуказанные постановления истцом не оспорены, незаконными не признаны.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных Сухицким В.В. требований об обеспечении его жилым помещением в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ, в отсутствии совокупности обстоятельств, указанных в ст.49, 51 Жилищного кодекса РФ, а именно, не признание истца малоимущим, у суда не имеется.
При этом, установление Сухицкому В.В. статуса малоимущего ЦСЗН по Троицко-Печорскому району не свидетельствует о том, что истец признан таковым в установленном законом порядке администрацией городского поселения «Троицко-Печорск», к полномочиям которой в соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отнесено признание граждан малоимущим в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку истцу отказано в признании его малоимущим по тем основаниям, что его среднемесячный доход превышает установленный размер, то и оснований для признания в настоящее время Сухицкого В.В. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, не имеется, равно как и оснований для предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья, т.к. ранее такая субсидия истцу уже предоставлялась, что впоследствии явилось основанием для снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Приведенные в ходе рассмотрения дела стороной истца доводы с учетом установленных судом обстоятельств основанием к удовлетворению иска являться не могут.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Сухицкого В.В, к администрации городского поселения «Троицко-Печорск», администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения, либо жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья оставить без удовлетворения.
Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей 23 ноября 2019.
Судья Р.В.Чулков