Дело №2-45/2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Гагино 10 апреля 2019 года
Нижегородской области
Гагинский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Зудова В.П., с участием истца ФИО4, представителя истца ФИО7, представителя третьего лица - ГБУЗ НО «<адрес> ЦРБ» ФИО9, представителя ответчика ГУ Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) ФИО8, при секретаре судебного заседания Подстрешной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ГУ Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) о признании решения в части подсчета специального стажа незаконным, обязании включить в специальный стаж периодов работы, признании права на пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязании назначить пенсию по старости, взыскании государственной пошлины
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО4 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением о признании решения ГУ УПФ РФ по <адрес> незаконным, об обязании ответчика ГУ - УПФР по <адрес> (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации и работы в должности <данные изъяты>, признании права на досрочную пенсию, обязании ответчика назначить и выплатить истице досрочную пенсию по старости с момента возникновения права на пенсию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании государственной пошлины.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, как медицинскому району. Решением ГУ УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии по старости как медицинскому работнику истице было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. По подсчетам ответчика специального стажа на дату обращения с заявлением о назначении пенсии 02.08.2018 года у истца имелось 22 года 10 месяцев 4 дня вместо требуемых не менее 30 лет. С указанным решением истица не согласна в части подсчета ее специального стажа, поскольку на дату обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истицы составлял более 30 лет. Ответчиком незаконно не был включен в специальный стаж истицы период работы в должности <данные изъяты> по медицинской части и врача терапевта ГБУЗ НО «<адрес> ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 лет 7 месяцев 6 дней. По мнению ответчика, факт работы в должности <данные изъяты> по медицинской части на полную ставку по основной должности и по совместительству в должности <данные изъяты> не дает права на получение досрочной страховой пенсии по старости как медицинскому работнику. С этой позицией истец не согласен ввиду того, что, исполняя свои прямые функциональные обязанности, истица ФИО4 как <данные изъяты> по медицинской части руководила и руководит всей лечебной деятельностью лечебно-профилактического учреждения. Данный факт подтверждается копией должностной инструкции <данные изъяты> по медицинской части. На указанной должности может работать только опытный врач и работа связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Дополнительно к прямым функциональным обязанностям врача-руководителя, истец ФИО4 исполняла и исполняет работу <данные изъяты>. Формальное указание в приказе по лечебному учреждению размера дополнения денежной выплаты к основной заработной плате, не отрицает факта работы на полную ставку, в течение полного рабочего дня, по врачебной должности, поименованной в выше указанной нормы права. Так как лечебная деятельность истца протекала в сельской местности и в городе, требуемый специальный стаж работы 30 лет (работа на селе исчисляется в льготном порядке как 1 год за 1 год 3 месяца на весь период работы). При условии включения периода работы в должности <данные изъяты> по медицинской части и <данные изъяты> в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и применение в периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 лет 7 месяцев 6 дней льготного исчисления стажа, период будет составлять 7 лет 0 месяцев 0 дней. Ответчиком в специальный стаж истицы не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 1 день, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 3 дня, а всего 7 месяцев 13 дней. В периоды направления работодателями на курсы повышения квалификации истец ФИО4 работала на должности <данные изъяты> по медицинской части с совместительством по должности <данные изъяты>. Прохождение курсов повышения квалификации является обязанностью медицинского работника, поскольку на их основании выдается сертификат специалиста, без которого невозможна профессиональная деятельность. На курсы повышения квалификации истица направлялась работодателем, что подтверждается копиями приказов о направлении в служебную командировку. За истицей сохранялось место работы, начислялся и выплачивался средний заработок, возмещались расходы, связанные со служебной командировкой. На курсах истица была занята полный рабочий день и занималась своей профессиональной деятельностью. Производились в полном объеме удержания в пенсионный фонд, что подтверждается выписками из лицевого счета, прилагаемыми к настоящему заявлению. Поэтому данные периоды должны включаться в специальный стаж. Поскольку перечисленные периоды нахождения на курсах повышения квалификации суммарно 7 месяцев 13 дней, относятся к лечебной деятельности, которая протекла в сельской местности, то должно быть применено исчисление в льготном порядке как 1 год за 1 год 3 месяца. При условии включения этих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и применение льготного исчисления стажа, то 7 месяцев 13 дней будет равно 9 месяцам 9 дням. Подсчет ответчиком специального трудового стажа за остальные периоды на дату обращения, 22 года 10 месяцев 4 дня, не оспаривается. С учетом включения в специальный стаж спорных периодов специальный стаж истца ФИО4 составляет 22 года 10 месяцев 4 дня + 7 лет 0 месяцев 0 дней + 9 месяцев 9 дней = 30 лет 7 месяцев 13 дней. На дату обращения в ГУ УПФ РФ по <адрес> с заявлением о назначении истицы досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения ДД.ММ.ГГГГ специальный страховой стаж истицы ФИО4 составлял 30 лет 7 месяцев 17 дней, то есть более 30 лет, следовательно наступило ее право на назначение ей досрочной страховой пенсии по старости.
Уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, истец ФИО4 просит признать решение ГУ УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части подсчета специального страхового стажа на дату обращения с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ 22 года 10 месяцев 4 дня незаконным, обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) включить в специальный страховой стаж период работы в должности <данные изъяты> по медицинской части и <данные изъяты> ГБУЗ НО «<адрес> ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 5 лет 7 месяцев 6 дней с применением коэффициента 1 год как 1 год 3 месяца, обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 1 день, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 3 дня, а всего 7 месяцев 13 дней с применением льготного исчисления выслуги лет 1 год работы за 1 год 3 месяца, признать право ФИО4 на досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) назначить ФИО4 досрочную страховую пенсию по старости с момента наступления права с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ГУ УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) в пользу ФИО6 уплаченной государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В судебном заседании истец ФИО4 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель истца ФИО4 - ФИО7 исковые требования ФИО4 поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) ФИО8 в судебном заседании иск не признала, полагала решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости законным и обоснованным.
Представитель третьего лица ГБУЗ НО «<адрес> ЦРБ» ФИО9 просил исковые требования ФИО4 удовлетворить в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, определив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
Положениями ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Специальный стаж для досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения рассчитывается в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N516.
Кроме этого, в интересах истца, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, в частности, Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", а периоды работы до 01.11.1999 года - в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464.
В п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Соответственно, могут также быть применены положения Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работниками просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Из трудовой книжки ФИО4 следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она занимала должность <данные изъяты> <адрес> центральной районной больницы; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - должность <данные изъяты> по медицинской части <адрес> ЦРБ (л.д.23).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа.
В специальный стаж истца ответчиком не включены, в частности: периоды нахождения на курсах повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 1 день, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 3 дня, а всего 7 месяцев 13 дней; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> по медицинской части и <данные изъяты> ГБУЗ НО «<адрес> ЦРБ».
По мнению ответчика, специальный стаж работы истца в учреждениях здравоохранения составил 22 года 10 месяцев 04 дня (при требуемом 30).
С указанным решением ФИО4 не согласилась, что и послужило основанием для возникновения настоящего спора.
Разрешая спор по существу, в части включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> по медицинской части и <данные изъяты> ГБУЗ НО «<адрес> ЦРБ» суд исходит из следующего
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО4 работала в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> по медицинской части ГБУЗ НО «<адрес> ЦРБ» и с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> поликлиники в порядке внутреннего совместительства ГБУЗ НО «<адрес> ЦРБ» (л.д.23).
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а в качестве главной <данные изъяты> - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, который подлежит применению ко всем периодам трудовой деятельности истца, такие должности как "<данные изъяты> по медицинской части" не поименованы.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066, должности "<данные изъяты> по медицинской части" также не были отнесены к должностям, занятие которых дает право на льготную пенсию по выслуге лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В материалах дела отсутствуют доказательства выработки ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нормальной продолжительности рабочего времени в объеме полной ставки по предусмотренной Списком должности, а именно <данные изъяты>
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N1920-О).
По указанным выше основаниям, ответчик верно исходил из невозможности учета (суммирования) работы ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> по медицинской части ГБУЗ «<адрес> ЦРБ» с ее деятельностью на 0,5 ставки <данные изъяты> данной больницы, поскольку работа в качестве <данные изъяты> по медицинской части не предусмотрена Списками учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Также суд отвергает доводы истца о том, что ФИО4, являясь <данные изъяты> по медицинской части выполняла функциональные обязанности <данные изъяты> в течение полного рабочего дня в течение основного рабочего времени. Должностной инструкцией <данные изъяты> по медицинской части ГБУЗ «<адрес> ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено осуществление <данные изъяты> по медицинской части ГБУЗ «<адрес> ЦРБ» ФИО4 лечебной деятельности.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрены должности врачей-специалистов всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, работающие в больницах всех наименований, на станциях: скорой медицинской помощи; скорой и неотложной медицинской помощи.
Из материалов дела следует, что ФИО4, работая в штатной должности <данные изъяты> по медицинской части ГБУЗ НО «<адрес> ЦРБ», с ДД.ММ.ГГГГ по дату обращения за назначением пенсии работала в порядке внутреннего совместительства врачом-терапевтом (л.д.23).
Периоды работы в должности <данные изъяты> по медицинской части, как подлежащие зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не названы.
В должностной инструкции <данные изъяты> по медицинской части МУ <адрес> ЦРБ от 2009 года, указано, что <данные изъяты> по медицинской части: обязан совместно с другими заместителями составлять планы лечебно-профилактической работы, согласовывает планы работы лечебных и диагностических отделений и кабинетов ЦРБ, согласовывает планы-графики проведения различных медицинских осмотров и диспансеризации и контролировать их исполнение, контролирует работу заведующих структурными подразделениями по разработке рациональных графиков работы врачей и среднего медицинского персонала с учетом безотказного обеспечения медицинской помощью населения района как в рабочие, так и в выходные праздничные дни, координирует взаимодействие подчиненных ему служб, а также преемственности в работе поликлиники и стационара, а также отделением скорой и неотложной медицинской помощи, руководит обеспечением и координирует рациональное использование медикаментов, инструментария и медицинского оборудования, обеспечивает контроль качества лечебно-диагностического процесса и постановку всей работы по обследованию, лечению и обслуживанию больных, проводит плановые и внеплановые проверки состояния лечебно-диагностического процесса, по их результатам принимает необходимые меры по устранению недостатков, осуществляет проверку медицинской документации, качества ее ведения, правильности и целесообразности применяемых методов обследования и лечения больных, координирует соблюдение стандартов, качества и порядка оказания медицинских услуг в отделениях, осуществляет оперативный контроль при приеме ежедневных рапортов дежурных врачей, по историям болезней, поступивших в срочном порядке тяжелых больных с отрицательной динамикой, сложных в диагностическом плане, организовывает и участвует в проведении консилиумов тяжелых больных и консультаций областных специалистов, после личного осмотра утверждает необходимость в экстренном переводе в лечебные учреждения областного и федерального значения с целью обследования и лечения, осуществляет анализ качественных показателей деятельности медицинской организации, обеспечивает должный порядок по приему и выписке больных, оказывает неотложную медицинскую помощь пациентам, организовывает и проводит клинические разборы, клинические и клинико-анатомические конференции, больничные советы, проверяет своевременность госпитализации, эффективность лечебно-профилактических мероприятий, анализирует случаи расхождения поликлинических диагнозов с патологоанатомическими и изучает отдаленные результаты лечения, осуществляет прием населения и сотрудников в установленное время по вопросам, касающимся лечебно-диагностического процесса, спорным и конфликтным ситуациям, соблюдения правил медицинской этики и деонтологии, принимает участие в рассмотрении заявлений от населения по качеству и своевременности медицинского обслуживания, принимает меры по жалобам, осуществляет контроль за выполнением приказов главного врача и органов управления здравоохранением, организует повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала, способствует внедрению в практику эффективные методы диагностики и лечения, и средства профилактики, новые организационные формы работы по оказанию лечебно-профилактической помощи, осуществляет контроль за своевременным и широким внедрением в практику новых методов обследования и лечения больных, контролирует выполнение требований правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, охраны труда, контролирует технически грамотную эксплуатацию персоналом лечебно-диагностической аппаратуры и другой медицинской техники, организует эффективное использование основных ресурсов медицинской организации (л.д.29-30).
Таким образом, из приведенных положений должностной инструкции <данные изъяты> по медицинской части МУ <адрес> ЦРБ следует, что должностные обязанности <данные изъяты> не связаны с оказанием медицинской помощи, осуществлением врачебной и лечебной деятельности; основными обязанностями истца по указанной должности являлись административно-хозяйственные и контролирующие функции, осуществление информационного взаимодействия с населением, осуществление оперативного руководства медицинским персоналом. Допустимых и достоверных доказательств иного со стороны истца представлено не было.
Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих об осуществлении истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> по медицинской части ГБУЗ НО "<адрес> ЦРБ" врачебной деятельности, суду не представлено.
Кроме того согласно приказов о направлении в командировку №-к от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19) и 1004-к от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20) ФИО4 направлялась в командировки именно в качестве <данные изъяты> по медицинской части.
Представленные истцом расчетные листки не свидетельствуют о выполнении истцом врачебной деятельности, а пояснения истца какими-либо иными допустимыми доказательствами не подтверждены.
При таких обстоятельствах правовых оснований для включения в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии названного выше периода его работы в должности <данные изъяты> ГБУЗ НО "<адрес> ЦРБ", с выполнением по совместительству обязанности <данные изъяты>, не имеется.
В материалы дела ответчиком представлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ уточняющая занятость в соответствующих должностях и в учреждениях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, выданная ГБУЗ "<адрес> ЦРБ ", в которой отражен специальный стаж истца в должности <данные изъяты> медицинской части ГБУЗ «<адрес> ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являющейся сельской местностью.
Как указано выше, периоды работы в должности <данные изъяты> учреждения (его структурного подразделения) подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, лишь в случае осуществления врачебной деятельности. Однако в указанной уточняющей справке сведения об осуществлении истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ врачебной деятельности (со ссылкой на приказы) отсутствуют.
Согласно выпискам из приказов ГБУЗ «<адрес> ЦРБ» <данные изъяты> по медицинской части ФИО4 разрешено внутреннее совместительство <данные изъяты> с оплатой за фактически отработанное время в размере 0,5 (0,25) ставки. Каких-либо документов подтверждающих фактическое осуществление ФИО4 лечебной деятельности в спорный период материалы дела не содержат и суду истцом не предоставлено.
Таким образом, факт осуществления истцом в течение спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ врачебной деятельности по должности <данные изъяты> (по внутреннему совместительству) в период занятия основной должности <данные изъяты> по медицинской части ГБУЗ <адрес> ЦРБ не подтвержден допустимыми и достоверными доказательствами, в связи с чем отсутствуют правовые основания для включении в специальный стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.
При указанных основаниях исковые требования ФИО4 в части включения в специальный стаж периодов работы в должности <данные изъяты> по медицинской части ГБУЗ «<адрес> ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат отклонению.
Разрешая исковые требования истца ФИО4 в части включения периодов курсов повышения квалификации суд исходит из следующего.
Согласно ч.1 ст.19 Федеральный закон от 17.12.2001 N173 - "О трудовых пенсиях в Российской Федерации трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Согласно п.20 ч.1 ст.27 Федеральный закон от 17.12.2001 N173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п.5 вышеуказанных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Положения п.9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516, содержащие перечень периодов отстранения от работы, которые не включаются в специальный стаж при назначении пенсии, не содержат запрета на включение в специальный стаж периода нахождения работника на курсах повышения квалификации.
Статьей 187 ТК РФ установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Из материалов дела следует, что решением ГУ УПФР в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием 25 лет специального стажа (у истицы по 1-му варианту подсчета в размере 12 лет 7 месяцев 21 дня), и в связи с отсутствием 30 лет специального стажа (у истицы по 2-му варианту подсчета в размере 22 лет 10 месяцев 4 дней) (л.д.33-34).
Согласно письменным доказательствам установлено, что в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 1 день, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, истец ФИО4 направлялась на курсы повышения квалификации, что подтверждается приказами о направлении на курсы, сертификатами о повышении квалификации, свидетельствами о повышении квалификации. За все указанные периоды истица продолжала получать заработную плату в полном объеме, что подтверждается выписками из лицевых счетов ФИО4
При вышеуказанных обстоятельствах, с учетом включения в специальный стаж истицы ФИО4, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периодов с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, курсы повышения в квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 1 день, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, подлежат зачислению в специальный стаж.
Таким образом, исковые требования истца ФИО4 об обязании ответчика включения периодов курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 1 день, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, а всего 4 месяца 17 дней подлежат удовлетворению, поскольку курсы повышения квалификации неразрывно связаны с трудовой деятельностью истицы, в данные периоды истцу начислялась заработная плата, за ней сохранялось место работы, производились страховые отчисления в Пенсионный фонд.
Разрешая исковые требования истца ФИО4 в части включения в специальный стаж курсов повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 3 дня, а всего 2 месяцев 26 дней суд исходит из следующего.
Ввиду отсутствия правовых оснований для включения в специальный стаж ФИО4 периода работы в должности <данные изъяты> ГБУЗ «<адрес> ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ курсы повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 3 дня, а всего 2 месяцев 26 дней включению в специальный стаж также не подлежат.
При вышеуказанных обстоятельствах при включении в специальный стаж ФИО4 курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 1 день, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, а всего 4 месяца 17 дней, согласно 1 варианта подсчета стажа ФИО4 специальный стаж ФИО4 будет составлять 17 лет 4 месяца 23 дня + 4 месяца 17 дней = 17 лет 9 месяцев 10 дней. Согласно 2 варианта подсчета специальный стаж ФИО4 составит 22 года 10 месяцев 4 дня + 4 месяца 17 дней *1,3 = 22 года 10 месяцев 4 дня +5 месяцев 28 дней =23 года 4 месяца 2 дня.
Таким образом, у ФИО4 не имеется специального стажа в 25 лет по первому варианту подсчета и 30 лет по второму варианту подсчета. При вышеуказанных обстоятельствах права на досрочную пенсию по старости у ФИО4 на ДД.ММ.ГГГГ не возникло, оснований для назначения ФИО4 досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
По вышеуказанным обстоятельствам также не имеется оснований для признания решения ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в специальный стаж ФИО4 периода работы в должности <данные изъяты> по медицинской части ГБУЗ «<адрес> ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 3 дня, а всего 2 месяцев 26 дней, а также отказа в назначении ФИО4 пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Вместе с тем суд признает незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в специальный стаж ФИО4 периодов курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 1 день, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 23 дня, а всего 4 месяца 17 дней.
Суд обсудил вопрос о судебных расходах, понесённых сторонами в связи с рассмотрением данного дела, и пришёл к следующему.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С ответчика в пользу истца подлежат взысканиюрасходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 к ГУ Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) удовлетворить частично.
Признать решение ГУ УПФРФ по <адрес> в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать ГУ Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) с государственную пошлину в пользу ФИО4 в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальных исковых требований ФИО4 отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Нижегородский областной суд через Гагинский районный суд Нижегородской области.
Судья В.П. Зудов