№2а-49/2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Яковлевка 21 февраля 2020 г.
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Т.А.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к общественной организации «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» о ликвидации общественного объединения и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Главное управление Минюста России по <адрес> обратилось в суд с административным иском, в котором просит суд принять решение о ликвидации общественной организации «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» и исключить общественную организацию «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование доводов заявления указал, что общественная организация «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» (далее Организация) зарегистрирована распоряжением Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р о чем, 14.04.2008г. внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1082500000923.
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> (далее Управление) осуществляется контроль за деятельностью некоммерческих организаций.
На основании распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> от 08.08.2018г. №-р проведена плановая документальная проверка, в ходе которой выявлены грубые нарушения требований законодательства, а именно:
- организация, в нарушение абз. 2 ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», не выполняет требования своего Устава, Конференция, Правление, председатель, контрольно-ревизионный орган Организации в 2015-2018 годах не переизбирались, не заседали, вопросы отнесенные Уставом к их компетенции не рассматривались, решения по ним не принимались;
- организацией, в нарушение п. 1 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях», с 2015 по 2018 год не утверждены сметы (финансовый план);
По результатам проверки составлен акт № от 12.10.2018г.
За вышеуказанные нарушения законодательств РФ 12.10.2018г. Организации вынесено предупреждение №, в котором установлен срок два месяца, с момента получения указанного предупреждения для представления в Управление документов, подтверждающих выявленные нарушения законодательства РФ.
Данное предупреждение получено председателем общества ФИО1 12.12.2018г.
Однако, в установленный срок Организация выявленные нарушения не устранила, в связи с чем Главным управлением повторно вынесено предупреждение от 11.07.2019г. №, в котором установлен срок один месяц с момента получения повторного предупреждения представить в Главное управление документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений законодательства РФ.
Данное предупреждение получено 18.07.2019г. представителем Организации ФИО3, действующей на основании доверенности от 10.01.2019г.
Вместе с тем до настоящего времени Организация не устранила вышеуказанные нарушения действующего законодательства.
11.10.2019г. от председателя Организации ФИО1 поступило заявление о том, что уставная, в том числе финансово-хозяйственная деятельность Организацией не ведется и против ликвидации Организации он не возражает.
Административный истец - Главное управление Минюста России по <адрес> о дате и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, о причине неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили.
Административный ответчик - общественная организация «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, председатель ОО «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» ФИО1 представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, против заявленных требований не возражал.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени слушания дела.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Статьей 29 названного Федерального закона установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1. настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
В силу пп. «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Кроме того согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
Ликвидируется общественное объединение по решению суда в случае осуществления им деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть первая статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных - или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.
Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, является Министерство юстиции Российской Федерации.
При осуществлении данного контроля указанный орган вправе, в том числе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ).
Таким образом, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации общественной организации предоставлено законом.
Из материалов дела следует, что общественная организация «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» зарегистрирована в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ в УФНС по <адрес> за регистрационным номером 1082500000923.
В период с 18.09.2018г. по 15.10.2018г. на основании распоряжения от 08.08.2018г. №-р Управлением Минюста России по <адрес> проведена плановая проверка деятельности указанной общественной организации на предмет соответствия ее деятельности уставным целям и законодательству Российской Федерации.
В целях проверки у ОО «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» были запрошены документы, содержащие сведения о наличии уставной деятельности организации, бухгалтерско-финансовые документы.
На уведомление о проведении плановой проверки председателем ОО «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» ФИО1 предоставлена информация о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ финансово-хозяйственная деятельность организацией не велась, никаких решений организацией не принималось, организация имущества и денежных средств не имеет, отсутствует финансовый план (смета).
По результатам проверки был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, а также норм, предусмотренных уставом, ОО «<адрес>ное общество охотников и рыболовов».
Как следует из представленных документов ОО «<адрес>ное общество охотников и рыболов» при осуществлении деятельности допущены нарушения требований ФЗ РФ «О некоммерческих организациях», так в соответствии с п. 4.1 устава Организации руководящим органом управления является Конференция, созываемая раз в пять лет. Проверкой установлено, что Конференция Организации в проверяемом периоде не заседала, вопросы, отнесенные п. 4.1 устава к ее компетенции, не рассматривались, решения по ним не принимались.
В соответствии с п. 4.3 устава Организации для осуществления текущей деятельности общественной организации Совет избирает из числа членов Конференции Правление сроком на 5 лет. Заседание Правления проводятся не реже одного раза в квартал. Однако в проверяемом периоде Правление не избиралось, не заседало, вопросы, отнесенные п. 4.7 устава к его компетенции, не рассматривались, решения по ним не принимались.
Согласно п. 4.1 устава председатель Организации избирается Конференцией сроком на 5 лет. По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, является председатель Организации ФИО1. Как установлено в ходе проверки, ФИО1 избран председателем Организации 16.02.2008г. Однако после истечения срока его полномочий председатель не переизбирался, полномочия ФИО1 не продлялись.
В соответствии с п. 6.1 устава контрольно-ревизионным органом Организации является ревизионная комиссия, избираемая Конференцией сроком на 5 лет. Как показала проверка, ревизионная комиссия в проверяемом периоде не переизбиралась и фактически свою деятельность не осуществляла. Кроме этого, в нарушение п. 1 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях» смета (финансовый план) Организации в проверяемом периоде не утверждалась.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОО «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» было вынесено повторное предупреждение со сроком исполнения один месяц, копия которого получена представителем общественной организации.
Организацией не совершены действия, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, и до настоящего времени они не устранены. Характер допущенных нарушений свидетельствует о том, что они являются грубыми, а повторное не выполнение требований, изложенных в предупреждении, подтверждает неоднократность.
Таким образом, не устранение ОО «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» в сроки, установленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> выявленных в ходе проверки нарушений действующего законодательства, является основанием для ее ликвидации по решению суда.
Возражений по существу административного иска, а также доказательств устранения выявленных нарушений, Организация не представила.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к общественной организации «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» удовлетворить.
Общественную организацию «<адрес>ное общество охотников и рыболов», зарегистрированную распоряжением Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в Едином государственном реестре юридических лиц, ликвидировать.
Исключить сведения об Общественной организации «<адрес>ное общество охотников и рыболов» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.А. Нестерова