№ 22к-1341
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2019 года г.Махачкала
Суд апелляционной инстанции судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан
в составе:
председательствующего Колуба А.А.,
судей Ибрагимова И.М. и Мирзаметова А.М.,
при секретаре Юсупове З.М.,
с участием:
защитника обвиняемых Курбанова И.М. и Курбанова М.М. адвокатов Габбасова А.Г.,
прокурора Гюльмагомедова А.У.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы обвиняемых Курбанова И.М. и Курбанова М.М. и их защитников адвокатов Габбасова А.Г. и Курбанова К.С. на постановление Верховного Суда Республики Дагестан от 10 июня 2019 года, которым продлен срок содержания под стражей на 16 суток, а всего до 16-ти месяцев 18 суток, то есть до 26 июня 2019 года в отношении каждого из обвиняемых:
Курбанова М. М., родившегося 9 января 1996 г. в с. Дружба Каякентского района Республики Дагестан, не судимого, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст.208, ч.3 ст.222, ч.3 ст.222.1, ч.2 ст.208, ст.205.3, ч.2 ст.205.5 УК РФ,
и
Курбанова И. М., родившегося 1 июля 1994 г. в с. Дружба Каякентского района Республики Дагестан, несудимого, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 208, ч.3 ст.222, ч.3 ст.222.1, ч.2 ст.208, ст.205.3, ч.2 ст.205.5 УК РФ, -
УСТАНОВИЛ:
По настоящему уголовному делу органами предварительного расследования:
Курбанов И.М. 8 февраля 2018 года задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 208, ч. 3 ст. 222, ч. 3 ст. 222.1, ч. 2 ст. 208, ст. 205.3, ч. 2 ст. 205.5 УК РФ, 16 февраля 2018 года ему предъявлено обвинение, 10 февраля 2018 года в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, срок действия которой продлен Верховным Судом Республики Дагестан от 7 марта 2019 года на три месяца, а всего до 16-ти месяцев 2 суток, то есть до 10 июня 2019 года, 19 марта 2019 года ему предъявлено новое обвинение, обжалованным постановлением Верховного Суда Республики Дагестан 10 июня 2019 года срок действия содержания под стражей продлен на 16 суток, а всего до 16-ти месяцев 18 суток, то есть до 26 июня 2019 года;
Курбанов М.М. 8 февраля 2018 года задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 208, ч. 3 ст. 222, ч. 3 ст. 222.1, ч. 2 ст. 208, ст. 205.3, ч. 2 ст. 205.5 УК РФ, 16 февраля 2018 года ему предъявлено обвинение, 10 февраля 2018 года в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, срок действия которой продлен Верховным Судом Республики Дагестан от 7 марта 2019 года на три месяца, а всего до 16-ти месяцев 2 суток, то есть до 10 июня 2019 года, 19 марта 2019 года ему предъявлено новое обвинение, обжалованным постановлением Верховного Суда Республики Дагестан 10 июня 2019 года срок действия содержания под стражей продлен на 16 суток, а всего до 16-ти месяцев 18 суток, то есть до 26 июня 2019 года.
В апелляционных жалобах и дополнениях на жалобы обвиняемые Курбанов И.М. и Курбанов М.М. и их защитники адвокаты Габбасов А.Г. и Курбанов К.С. просят отменить постановление суда в отношении Курбанова И.М. и Курбанова М.М., отказав в удовлетворении ходатайства органа следствия, аналогично указав на то, что, постановление суда не отвечает требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, мера пресечения избрана без законных на оснований, при недоказанности виновности и не подтверждении материалами дела обоснованности причастности каждого из них к совершению деяний по предъявленному обвинению каждому из них, выводы суда, изложенные в постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным материалами и доказательствами, приобщенным к ходатайству и представленными сторонами суду, при разрешении ходатайства органа следствия и принятии решения о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемых как Курбанова И.М., так и Курбанова М.М. судом нарушено право обвиняемых на защиту, выразившееся, по аналогичному мнению авторов жалоб, в рассмотрении материала в отсутствие их защитников, которые не были надлежащим образом извещены о дате времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы, заслушав сторон, обсудив и проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения постановления суда.
Как следует из материала, мера пресечения в отношении обвиняемых Курбанова И.М. и Курбанова М.М. в виде заключения под стражу избрана и срок действия данной меры пресечения продлен с соблюдением требований ст.ст. 91,92, 97, 99, 107, 108 и 109 УПК РФ.
В постановлении суда приведены достаточные основания, указывающие на наличие законных оснований для продления срока действия избранной в отношении обвиняемых Курбанова И.М. и Курбанова М.М. меры пресечения в виде заключения под стражу и дана надлежащая оценка сведениям о личности каждого из обвиняемых, характеру и степени общественной опасности преступления, в совершении которого обвиняется каждый из них.
Выводы и решение суда, изложенные в постановлении, основаны, вопреки доводам апелляционных жалоб, на представленных органами предварительного расследования материалах, которые, как видно из протокола судебного заседания, в полном объеме исследованы в ходе судебного заседания с участием сторон, надлежаще мотивированы в постановлении с изложением доказательств и законных оснований, их подтверждающих.
Не согласиться с указанными изложенными в обжалованном постановлении суда выводами и решением суда первой инстанции оснований у суда апелляционной инстанции не имеется.
В представленных материалах имеются достаточные данные и сведения, подтверждающие обоснованность подозрения каждого из обвиняемых Курбанова И.М. и Курбанова М.М. в причастности к совершению преступления, в связи с чем суд апелляционной инстанции находит несостоятельными доводы апелляционных жалоб об отсутствии законных оснований для избрания и последующего продления срока действия меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемых, также как и для применения и дальнейшего продления судом данной меры пресечения без обсуждения и разрешения вопроса об обоснованности подозрения каждого из обвиняемых к преступлению, в совершении которого каждый из них обвиняется органами следствия.
Суд апелляционной инстанции находит необоснованными и не подлежащими рассмотрению на данной стадии и доводы апелляционных жалоб, в которых ставится под сомнение доказанность (недоказанность) вины обвиняемых Курбанова И.М. и Курбанова М.М. в совершении преступления, поскольку вопросы доказанности либо недоказанности вины не являются предметом рассмотрения на стадии рассмотрения настоящего ходатайства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при принятии обжалованного постановления по делу суд учел сведения о личности каждого из обвиняемых как Курбанова И.М., так и Курбанова М.М. и тяжесть предъявленного каждому из них обвинения, в том числе все, аналогично указанные в апелляционных жалобах обстоятельства дела, послужившие в соответствии со ст. ст. 97, 99 107, 108 и 109 УПК РФ основанием для избрания и дальнейшего продления срока действия домашнего ареста, согласно которым каждый из обвиняемых Курбанов И.М. и Курбанов М.М. обвиняется в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, квалифицированных органом следствия по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 208, ч. 3 ст. 222, ч. 3 ст. 222.1, ч. 2 ст. 208, ст. 205.3, ч. 2 ст. 205.5 УК РФ, санкцией которых предусмотрено наказание в виде длительного лишения свободы, в настоящее время в связи с большим объемом дела и сложностью выполняемых следственных действий не завершено расследование уголовного дела и сроки производства предварительного расследования дела продлены, также к настоящему времени не отпали и не изменились приведенные обстоятельства, учтенные судом ранее при применении в отношении каждого из обвиняемых Курбанова И.М. и Курбанова М.М. заключения под стражу и отсутствуют иные, предусмотренные ст. 110 УПК РФ, основания для изменения избранной меры пресечения, в то же время, продление срока действия указанной меры пресечения вызвано продлением сроков производства предварительного расследования дела и в связи необходимостью выполнения по делу приведенных в ходатайстве следователя дополнительных следственных действий, в том числе направленных на выполнение требований ст.ст. 217, 220, 221 и 227 УПК РФ, обеспечение своевременного и эффективного производства по делу, представляющего по своему характеру и большому объему выполнения следственных действий особую сложность, что в совокупности, по обоснованному мнению суда первой инстанции, свидетельствует о том, что каждый из обвиняемых как Курбанов И.М., так Курбанов М.М. может скрыться от следствия, продолжать заниматься преступной деятельностью или иным образом воспрепятствовать производству по делу.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельным также и доводы апелляционных жалоб о том, что суду не представлены доказательства того, что каждый из обвиняемых Курбанов И.М. и Курбанов М.М. скроется от органов предварительного следствия и суда, продолжит заниматься преступной деятельностью, иным образом воспрепятствует производству по уголовному делу, поскольку судом надлежащим образом и в достаточном для разрешения ходатайства объеме исследованы все имеющие значение для решения вопроса о продлении срока содержания под стражей в отношении каждого обвиняемого Курбанова И.М. и Курбанова М.М. материалы, данные о личности каждого из них с учетом результатов проверки доводов сторон.
При изложенных обстоятельствах с учетом также сложности уголовного дела, по которому обвиняемым Курбанову И.М. и Курбанову М.М. предъявлено обвинение в совершении особо тяжкого преступления, также времени, которое потребуется для окончания предварительного следствия, признанных судом в их совокупности исключительными случаями, предусмотренными ч. 3 ст. 109 УПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, каждый из обвиняемых Курбанов И.М. и Курбанов М.М., в случае изменения меры пресечения на иную, не связанную с содержанием под стражей, может скрыться от следствия и суда, оказать давление на участников процесса, либо иным образом воспрепятствовать производству следствия, потому принял обоснованное решение о продлении срока содержания под стражей в отношении каждого из обвиняемых Курбанова И.М. и Курбанова М.М., указав на то, что иные меры пресечения не смогут обеспечить целей и задач по осуществлению эффективного и качественного судопроизводства в разумные сроки.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о невозможности применения в отношении обвиняемых как Курбанова И.М., так и Курбанова М.М. иного более мягкого, чем заключения под стражу, вида меры пресечения, необходимости оставления без изменения меры пресечения в виде домашнего ареста, обоснованно продлил срок действия данной меры пресечения в отношении каждого из них.
Ходатайство органа следствия рассмотрено и разрешено судом, вопреки доводам апелляционных жалоб, с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, регулирующих порядок продления срока содержания под стражей, также решение принято судом в пределах своей компетенции с соблюдением предусмотренной законом процедуры рассмотрения и разрешения ходатайства о продлении срока содержания под стражей.
Нельзя согласиться и с аналогичными доводами апелляционных жалоб о нарушении права обвиняемых на защиту, выразившееся, по аналогичному мнению авторов жалоб, в рассмотрении материала в отсутствие их защитников. адвокатов Габбасова А.Г. и Курбанова К.С., поскольку, как следует из материала, защитники обвиняемых Курбанова И.М. и Курбанова М.М. адвокаты Габбасов А.Г. и Курбанов К.С., будучи надлежаще извещенными и дне, времени и месте назначенного судебного заседания по делу, не явились в суд, не сообщили суду и о причинах неявки, также не заявили и ходатайства об отложении судебного заседания по делу, поэтому, суд признав неуважительными причины неявки адвокатов Габбасов А.Г. и Курбанов К.С. в суд, рассмотрел ходатайство в отсутствии последних, обеспечив обвиняемых защитниками-адвокатами Кахриманова А.Р. и Алиева М.А. и с участием последних в судебном заседании по делу.
Какие-либо новые доказательства и сведения, не учтенные судом при вынесении обжалованного постановления, указывающие на наличие законных оснований для отмены либо изменения избранной в отношении обвиняемых Курбанова И.М. и Курбанова М.М. меры пресечения в виде заключения под стражу, в том числе и в связи с невозможностью их содержания под стражей, вопреки доводам апелляционных жалоб, не содержатся в материалах дела, не приведены в апелляционной жалобе и не представлены сторонами суду апелляционной инстанции.
Существенных нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение обжалованного постановления в отношении обвиняемых Курбанова И.М. и Курбанова М.М. судом не допущено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции также находит, что изменение избранной в отношении обвиняемых меры пресечения на другую, не связанную с заключением под стражу, не может явиться гарантией тому, что каждый из них, находясь вне изоляции от общества, не примет мер к созданию условий, препятствующих эффективному производству предварительного расследования дела, а в дальнейшем и отправлению правосудия по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.20, 389.28, 108 и 109 УПК РФ, суд апелляционной инстанции, -
ОПРЕДЕЛИЛ:
Постановление Верховного Суда Республики Дагестан от 10 июня 2019 года о продлении срока содержания под стражей на 16 суток, а всего до 16 месяцев 18 суток, то есть до 26 июня 2019 года включительно в отношении Курбанова И. М., 1994 года рождения, и Курбанова М. М., 1996 г. рождения, обвиняемых по ч. 2 ст.208, ч.3 ст.222, ч.3 ст.222.1, ч.2 ст.208, ст.205.3, ч. 2 ст.205.5 УК РФ - каждого, оставить без изменения, а апелляционные жалобы обвиняемых Курбанова И.М., Курбанова М.М. и их защитников Габбасова А.Г. и Курбанова К.С. – без удовлетворения.
Апелляционное постановление суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в порядке, установленном главой 47-1 УПК РФ.
Председательствующий:
Судьи: