мировой судья Алексеева Е.И. Дело № 11-421/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Вологда 25 июля 2017 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Смыковой Ю.А.,
при секретаре Бинковской Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Смирнова А. Б. на решение и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 68 от 24.04.2017, который в удовлетворении исковых требований Смирнова А. Б. к публичному акционерному обществу «Вологодская сбытовая компания» о защите прав потребителей отказано,
Заслушав объяснения Смирнова А.Б., представителя публичного акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» Новгородовой Н.А.,
у с т а н о в и л :
Смирнов А.Б. обратился с иском к открытому акционерному обществу «Вологодская сбытовая компания» (с учетом изменения наименования публичное акционерное общество «Вологдаэнергосбыт» (далее - ПАО «Вологдаэнергосбыт»)).
Требования мотивировал тем, что являлся нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>.
Постановлением Главы города Вологды от 14.01.2004 № указанный дом отнесен к категории непригодных, дефекты которых не могут быть устранены технически, то есть ремонту и реконструкции не подлежит.
Управление домом в период с 01.04.2012 по 01.12.2014 осуществляло ОАО «Фрязиново», в период с 01.12.2014 по 01.02.2016 – УК «Вселенная».
До 01.05.2014 оплата услуг по электроснабжению <адрес> по пер. Водников г. Вологды осуществлялась им безналичным путем на расчетный счет исполнителя коммунальный услуг ОАО «Фрязиново», получателем платежа в лицевых счетах указывалось ОАО «Вологдаэнергосбыт», расчет платы производился с учетом норматива потребления в размере 59,77 рублей.
В период с 01.05.2014 истцу поступали квитанции об оплате услуг электроэнергии на общедомовые нужды с учетом сверхнормативного потребления.
22.07.2016 он обратился к ПАО «Вологдаэнергосбыт» с заявлением о противоречии действий организации по начислению платы за электрическую энергию на общедомовые нужды сверх норматива потребления действующему законодательству.
В ответе на заявление от 03.03.2016 ПАО «Вологдаэнергосбыт» указало, что с 01.05.2014 является исполнителем коммунальной услуги, в связи с чем в соответствии с абзацем 4 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), весь объем электрической энергии, предоставленный на общедомовые нужды, распределен между потребителями пропорционально занимаемой площади.
22.11.2016 он обратился в ПАО «Вологдаэнергосбыт» с претензией о возврате незаконно начисленных и перечисленных денежных средств за оплату общедомовые нужды за период с 01.05.2014 по 31.12.2015 в сумме 10 108,62 рубля. В удовлетворении претензии отказано.
Ссылаясь на незаконность действий по начислению платы за электрическую энергию на общедомовые нужды сверх норматива потребления, просил взыскать с ответчика уплаченные денежные средства - 10 108,62 рубля, неустойку в соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) – 31 842,15 рублей, компенсацию морального вреда - 20 000 рублей.
В судебном заседании истец Смирнов А.Б. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ПАО «Вологдаэнергосбыт» по доверенности Новгородова Н.А. с исковыми требованиями не согласилась, в удовлетворении просила отказать, суду пояснила, что с 01.05.2014 исполнением коммунальной услуги занималась ресурсоснабжающая организация, плата за электрическую энергию на общедомовые нужды рассчитывалось по нормативу пропорционально занимаемой жильцами площади.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Смирнов А.Б. просит об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права. Указывает, что в отсутствие договора управления с управляющей организацией, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации, действующим законодательством не предусмотрено право взыскивать ресурснабжающим организациям с потребителя плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды сверх норматива потребления.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Отказывая в удовлетворении требований Смирнова А.Б., мировой судья сослался на то обстоятельство, что договор с ресурсоснабжающей организацией в спорный период управляющей компанией в установленном порядке заключен не был, в связи с чем, исполнителем услуги по энергоснабжению являлось ПАО «Вологдаэнергосбыт», и оспариваемые действия ответчика по начислению платы на общедомовые нужды нормам действующего законодательства не противоречат.
Суд апелляционной инстанции находит такой вывод ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права.
Как следует из положения части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу части 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исходя из положений части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений, помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Собственники помещений в многоквартирных домах до 01.07.2012 обязаны обеспечить многоквартирные дома коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета электрической энергии (пункт 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ).
В пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывается, что требования об обязательном учете энергетических ресурсов с применением приборов учета не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее 5 киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии).
Согласно пунктам 9 и 13 Правил предоставления коммунальных услуг условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг, с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме не должны нести ответственность за непринятие ответчиками соответствующих мер для заключения договора электроснабжения с управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
Как установлено судом первой инстанции, квартира, расположенная по адресу: <адрес> находится в собственности муниципального образования «Город Вологда», нанимателем жилого помещения является Смирнов А.Б.
Актом городской междуведомственной комиссии по оценке жилых домов и жилых помещений на пригодность для постоянного проживания от 15.12.2003, жилом <адрес> по пер. Водников признан непригодным для проживания, дефекты которых не могут быть устранены технически.
Доказательств того, что общим собранием собственников многоквартирного дома принято решение о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения, в дело не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что начисление платы по поставке электроэнергии истцу должно осуществляться по нормативу потребления, следовательно, решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения, которым суд полагает взыскать с ответчика в пользу истца за период с 01.05.2014 по 31.12.2015 уплаченные денежные средства за электрическую энергию, размер которых согласно расчету ответчика, с которым согласился истец, составляет 3032 рубля 13 копеек. Сумма, поступившая от истца в январе 2016 года в размере 6260 рублей, учтена в последующем периоде.
Также в соответствии со статями 28, 31 Закона № 2300-1, с учетом того, что денежные средства, переплаченные истцом, в добровольном порядке ПАО «Вологдаэнергосбыт» по претензии не возвращены, Смирнов А.Б. имеет право на получение неустойки.
Смирновым А.Б. заявлена к взысканию неустойка за период с 08.12.2016 по 27.03.2017 в размере 31 842,15 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств. Наличие оснований для снижения и определение критериев соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
Учитывая, что истцом переплачены денежные средства в размере 3032,13 рублей, компенсационную природу неустойки, отсутствие тяжелых последствий для истца в результате нарушения его прав, суд приходит к выводу о том, что заявленная к взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств, в связи с чем, на основании статьи 333 ГК РФ полагает возможным уменьшить ее размер до 3000 рублей.
Поскольку факт нарушения прав потребителя нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым взыскать с ПАО «Вологдаэнергосбыт» в пользу истца компенсацию морального вреда, с учетом требований разумности и справедливости в размере 1000 рублей, а также штраф в размере 3516,06 рублей (3032,13+3000+1000/2).
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
решение и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 68 от 24.04.2017 отменить.
Принять по делу новое решение, которым взыскать с публичного акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» в пользу Смирнова А. Б. уплаченные денежные средства за электрическую энергию в сумме 3032 рубля 13 копеек, неустойку - 3000 рублей, компенсацию морального вреда – 1000 рублей, штраф – 3516 рублей 06 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 700 рублей.
Судья Ю.А.Смыкова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.07.2017.