Решение по делу № 2а-245/2020 от 18.11.2019

Дело № 2а-245/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Никулина М.О.,

при секретаре Гресько А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

04 июня 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Министерства здравоохранения Республики Коми об оспаривании представления главного государственного инспектора г. Ухты по пожарному надзору,

установил:

Министерство здравоохранения Республики Коми в административном иске просит признать незаконным представление от 11.10.2019 № 1366-2-8-19, принятое главным государственным инспектором по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Ухты ГУ МЧС по Республике Коми после рассмотрения в отношении ГБУЗ РК «Ухтинская детская больница» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

В обоснование указано, что должностное лицо в оспариваемом представлении с Минздрава Республики Коми требует выделить денежные средства для приведения объекта защиты (ГБУЗ РК «Ухтинская детская больница») в противопожарное состояние и взять под особый контроль выполнение устранения выявленных нарушений. Вместе с тем административный истец полагает, что бюджетное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, которое имеет внебюджетные источники финансирования, поэтому наделено полномочиями в лице главного врача по устранению выявленных нарушений. Кроме того, считает, что вопросы формирования, утверждения и исполнения республиканского бюджета, в том числе в части выделения денежных средств учреждению здравоохранения решаются республиканскими органами государственной власти самостоятельно без вмешательства в осуществление данных полномочий иных органов государственной власти.

Определением суда от 19.05.2020 к участию в деле привлечены: административным ответчиком – Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми, заинтересованным лицом – ГБУЗ РК «Ухтинская детская больница».

Административный истец в судебное заседание своего предстателя не направил.

Административный ответчик – главный государственный инспектор г. Ухты по пожарному надзору Пархачев П.Н. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее представил отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать.

Административный ответчик – Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми своего представителя не направило, отношение к заявленным требования не выразило.

Заинтересованное лицо в судебное заседание также своего представителя не направило, возражения и ходатайства до суда не представило.

По правилам статьи 150 КАС РФ суд рассмотрел в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

При проведении плановой выездной проверки нежилых помещений, расположенных по адресу: ...., в деятельности ГБУЗ РК «Ухтинская детская больница» выявлены нарушения требований части 4 статьи 4, статьи 84 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 7.74 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», пункта 7.105 СП 52.13130.2011 «Естественное и искусственное освещение», пункта 43 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012, выразившиеся в отсутствии в пристройке, на путях эвакуации объекта защиты, аварийного освещения (протокол № .... об административном правонарушении от 03.10.2019).

Постановлением от 11.10.2019 .... главный государственный инспектор г. Ухты по пожарному надзору назначил ГБУЗ РК «Ухтинская детская больница» административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде предупреждения, и внес представление Министерству здравоохранения Республики Коми об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В оспариваемом представлении перечислены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные бюджетным учреждением, аналогичные нарушениям, выявленным в ходе проверки. Причинами и условиями, способствовавшими его совершению, явилось отсутствие целевого финансирования и контроля со стороны учредителя, поэтому в представлении содержится требование: выделить денежные средства для приведения объекта защиты в противопожарное состояние, взять под особый контроль выполнение устранения нарушений требований пожарной безопасности на объекте защиты. В течение месяца с момента получения представления предложено сообщить о принятых мерах.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон) должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, и принимать меры по предотвращению таких административных правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.6 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц.

В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Поскольку главный государственный инспектор г. Ухты по пожарному надзору является лицом, в соответствии с частью 1 статьи 23.34 КоАП РФ, полномочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 20.4 КоАП РФ, принятое им представление основано на процессуальных нормах, регламентирующих производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК Российской Федерации (пункт 4 статьи 214 ГК РФ).

В пункте 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно пункту 1.2 Устава ГБУЗ РК «Ухтинская детская больница» является государственным учреждением здравоохранения бюджетного типа, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также иных, предусмотренных законодательством источников. При этом учредителем и собственником имущества является Республика Коми (пункт 1.7 Устава).

Административный истец в силу Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Республики Коми, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья (далее - медицинские организации, подведомственные Министерству).

В соответствии с разделом 3 Положения Минздрав исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (подпункт 33 пункта 9 Положения); проводит мероприятия по обеспечению мер пожарной безопасности в Министерстве, а также в медицинских организациях, подведомственных Министерству (подпункт 39 пункта 9).

Министерство здравоохранения Республики Коми является органом, которому подведомственно ГБУЗ РК «Ухтинская детская больница», а также главным распорядителем денежных средств, направленных на его финансирование.

Действительно, как указывает административный истец, источниками финансирования деятельности ГБУЗ РК «Ухтинская детская больница» являются также доходы от осуществления иной, приносящей доходы деятельности (подпункт 6 пункта 4.5 Устава).

В соответствии с частью 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (часть 3 вышеуказанной статьи).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (часть 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Статьёй 296 ГК РФ, определяющей права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019). При этом в Обзоре указано, что в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 05.01.1998
№ 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.

Бюджетное учреждение здравоохранения является медицинским и создано для достижения целей своей деятельности, его учредителем и собственником является Республика Коми, а функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми, поэтому дополнительное изыскание бюджетным учреждением иных источников финансирования и полученный доход могут быть направлены на достижение целей своей деятельности.

Тогда как содержание имущества, в том числе приведение его в соответствии с противопожарными требованиями, проведение необходимых мероприятий для этого, в том числе заключение договоров для выполнения необходимых работ, возможно, самим бюджетным учреждением, но за счет выделяемых учредителем денежных средств.

Поскольку финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением и переданным на праве оперативного управления, учредителем или бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на содержание такого имущества, то именно на Министерство здравоохранения Республики Коми возложена обязанность по обеспечению достаточного финансирования на принятие мер по приведению и надлежащему содержанию объектов учреждения, основной деятельность которого является оказание медицинской помощи на территории Республики Коми.

В связи с изложенным судом не принят довод административного истца о том, что расходование денежных средств на устранение выявленных нарушений возможно из собственных средств бюджетного финансирования при выделении субсидий бюджетному учреждению на пожарную безопасность.

Ошибочно мнение административного истца, что бюджетным учреждением не представлено документальное подтверждение необходимости дополнительного финансирования для приведения объекта защиты в противопожарное состояние. Отсутствие в материалах дела таких сведений не является предметом настоящего судебного разбирательства, поскольку является правоотношениями между органом исполнительной власти Республики Коми и подведомственным ему бюджетным учреждением, регулируемыми бюджетным законодательством.

Учитывая обстоятельства дела, из оспариваемого представления не следует возложения обязанности на административного истца устранить нарушения в сфере противопожарной безопасности, так как органу государственной власти предложено принять меры в пределах своих полномочий путем планирования и выделения денежных средств бюджетному учреждению на эти цели, а также осуществление контроля и надзора за их расходованием.

Административный истец полагает, что устранение нарушений пожарной безопасности на объекте – пристройке будет осуществлено при капитальном ремонте здания за счет иных источников финансирования – в рамках соглашения между Правительством Республики Коми и ПАО «Газпром» по договору от <...> г.. Однако данное обстоятельство не влияет на законность оспариваемое представления, а лишь свидетельствует об изыскании дополнительных внебюджетных средств на эти цели.

Указание в оспариваемом преставлении в форме требования, а не предложения, не подтверждает вмешательство в осуществление полномочий органом исполнительной власти, так как оспариваемым представлением должностное лицо органа государственного пожарного надзора намеревалось предупредить и предотвратить неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц.

Предупреждение на возможность привлечения административного истца по статьям 19.6 и 19.7 КоАП РФ не свидетельствуют о нарушении прав Министерства здравоохранения Республики Коми, поскольку сведений о привлечении к такой ответственности, материалы не содержат. Более того, Министерство здравоохранения Республики Коми не может быть привлечено по указанным статьям, так как не является субъектом привлечения, а также на него не возложена законом обязанность по предоставлению сведений (информации) в орган государственного пожарного надзора, эта обязанность возложена была административным ответчиком.

Довод Министерства здравоохранения Республики Коми о том, что представление не отвечает критериям: отсутствие двоякого толкования, четкая формулировка, краткость, четкость, последовательность, суд отклоняет. Из представления следует, что необходимо совершить конкретные действия: выделить денежные средства.

Административным истцом не указано, каким образом нарушены его права, свободы и законные интересы оспариваемым представлениям, доказательств их нарушения не представлено.

Учитывая вышеизложенное, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования о признании незаконным представления от 11.10.2019 № 1366-2-8-19, вынесенного главным государственным инспектором г. Ухты по пожарному надзору.

Административный истец своевременно предъявил административное исковое заявление в суд, не пропустив предусмотренный статьей 219 КАС РФ, срок.

Руководствуясь статьей 227 КАС РФ, суд

решил:

Оставить без удовлетворения административный иск Министерства здравоохранения Республики Коми о признании незаконным представления, вынесенного главным государственным инспектором по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Ухты Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми Пархачевым Павлом Николаевичем от 11 октября 2019 года № 1366-2-8-19 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий-

Мотивированное решение составлено 11 июня 2020 года.

Судья- М.О. Никулин

2а-245/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство Здравоохранения РК
Ответчики
ГУ МЧС по РК
главный гос.инспектор г.Ухты по пожарному надзору Пархачев П.Н.
Другие
ГБУЗ РК "Ухтинская детская больница"
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Никулин Михаил Олегович
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
12.06.2020Регистрация административного искового заявления
04.12.2019Передача материалов судье
04.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.12.2019Предварительное судебное заседание
14.05.2020Производство по делу возобновлено
14.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2020Судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
09.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2020Регистрация административного искового заявления
04.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее