Дело № 2-178/2017 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Кшенский «26» апреля 2017 года
Советский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Юрова В.В.,
с участием помощника прокурора Советского района Курской области Бобнева А.А.,
представителя ответчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Верхнеапоченскаясредняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области Уваровой О.А.,
представителя ответчика - Администрации Советского района Курской области Бондаревой Т.В.,
при секретаре Пыхтиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Верхнеапоченскаясредняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области об обязании оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения, Администрации Советского района Курской области об обязании финансировать мероприятия по оборудованию здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района Курской области обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой Советского района Курской области проведен анализ соблюдения законодательства Российской Федерации о несовершеннолетних и молодежи, а также об обеспечении антитеррористической защищенности Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Верхнеапоченскаясредняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области (далее МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ»). В соответствии с паспортом безопасности объекта с массовым пребыванием людей МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ» отнесено к 3 категории мест массового пребывания людей, однако здание указанного учреждения не оборудовано системой видеонаблюдения, что может повлечь проникновение в здание посторонних лиц, в том числе в целях совершения террористических или иных противоправных актов. Непринятие мер по обеспечению безопасности детей и сотрудников образовательного учреждения создает условия для террористических актов, последствиями которых являются массовая гибель людей, уничтожение имущества. Для устранения выявленных нарушений закона требуются денежные средства, которыми образовательное учреждение не располагает. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. В соответствии с положениями статей 1.3, 1.6, 9.1 устава МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ» организационно-правовая форма учреждения - казенное учреждение. Учредителем и собственником имущества является муниципальный район «Советский район» Курской области (далее МО «Советский район»). Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Администрация Советского района Курской области. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется учредителем на основании сметы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учитывая изложенное, наличие субсидиарной ответственности Администрации Советского района Курской области по обязательствам как учредителя МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ» и собственника занимаемого им здания, расходы по оборудованию здания образовательного учреждения следует возложить на администрацию Советского района Курской области за счет средств бюджета данного муниципального образования.
Прокурор требует обязать Администрацию Советского района Курской области профинансировать мероприятия по оборудованию здания МКОУ
«Верхнеапоченская СОШ» системой видеонаблюдения, обязать МКОУ «Верхнеапоченская СОШ» оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района Курской областиБобнев А.А. поддержал заявленные требования, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении, и дополнительно пояснив, что выявленные в ходе проверки обстоятельства до настоящего времени не изменились, при этом просил обязать Администрацию Советского района Курской области выделить денежные средства для оборудования МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ» системой видеонаблюдения в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ» в течение 2 месяцев со дня поступления необходимых денежных средств установить в образовательном учреждении систему видеонаблюдения.
Представитель ответчика - Администрации Советского района Курской области Бондарева Т.В. в судебном заседании заявленное прокурором исковое требование о возложении обязанности осуществить финансирование установки системы видеонаблюдения в МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ» признала, пояснив, что МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ» не оборудована системой видеонаблюдения. Просила установить срок для исполнения решения суда не меньше, чем тот, который просит установить прокурор, так как денежные средства на установку систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях Советского района в расходной части бюджета муниципального образования на 2017 года не запланирован. Бюджет Советского района дотационный, в настоящее время собственных средств для финансирования установки системы видеонаблюдения в МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ» не имеется, для финансирования данных работ необходимо включить соответствующие расходы в бюджет района на 2018 год. После этого денежные средства могут быть выделены школе. По этим основаниям просила установить срок для исполнения решения суда не менее восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ» Советского района Курской области Уварова О.А. в судебном заседании исковое требование о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения в школе признала и пояснила, что МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ» не оборудована системой видеонаблюдения из-за отсутствия денежных средств на эти цели. Срок два месяца после поступления денежных средств, который просит установить прокурор для исполнения решения суда, считает достаточным для установки в образовательном учреждении системы видеонаблюдения.
Суд считает исковые требования прокурора Советского района Курской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 указанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из приложения «В» к Своду правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Указанные выше нормы закона устанавливают обязательное оборудование образовательных учреждений системами видеонаблюдения в целях обеспечения антитеррористической безопасности.
В тоже время из объяснений лиц, участвующих в деле, паспорта безопасности объекта с массовым пребыванием людей МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ» (л.д.42-67) следует, что в МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ» отсутствует система видеонаблюдения для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждения образования и его учащихся.
Это обстоятельство подтверждается исследованными в судебном заседании представлением об устранении нарушений законодательства об охране здоровья несовершеннолетних и законодательства в сфере профилактики экстремизма и терроризма от 16 сентября 2016 года (л.д.6-7), письмами Администрации Советского района Курской области (л.д.8, 9).
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму", органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно, за счёт средств своих бюджетов.
Согласно пунктов 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. № 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно п. 1.3 Устава МКОУ "ВерхнеапоченскаяСОШ"организационно-правовая форма МКОУ " ВерхнеапоченскаяСОШ" - казенное учреждение.
В соответствии с п. 1.6 Устава МКОУ " ВерхнеапоченскаяСОШ" учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальный район "Советский район" Курской области. От имени муниципального района "Советский район" Курской области функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Администрация Советского района Курской области.
В соответствии с п. 9.1 Устава МКОУ " ВерхнеапоченскаяСОШ" финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется учредителем на основании сметы в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.11-41).
Из анализа приведенных норм следует, что действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора. Поскольку обязанность по обеспечению безопасности в общеобразовательном учреждении возложена законом как на учебное заведение, так и на администрацию муниципального образования, то администрация, являясь органом местного самоуправления и учредителем образовательного учреждения, должна обеспечивать финансирование работ по установке системы видеонаблюдения.
При таких обстоятельствах, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Учитывая отсутствие в настоящее время необходимых денежных средств на финансирование работ по установке системы видеонаблюдения как в бюджете МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ», так и в бюджете МО «Советский район», необходимость включения соответствующих расходов в бюджет муниципального района на 2018 год, суд считает необходимым в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ установить Администрации Советского района Курской области срок для финансирования работ по установке системы видеонаблюдения в МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ» - 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а МКОУ «ВерхнеапоченскаяСОШ» для проведения указанных работ - два месяца со дня поступления денежных средств на эти цели.
Руководствуясь статьями 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░.░.░░░░)