Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

18 декабря 2018 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Раенгулова А.Б.,

при секретаре Лысенко Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шелюлева А.Б. к администрации муниципального образования г. Салехард взыскании премии,

У С Т А Н О В И Л:

Шелюлев обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Салехард о взыскании премии по итогам работы за третий квартал 2018 год. В обоснование заявленных требований истец указал, что состоял с ответчиком в трудовых отношениях, работая в период с 28.07.2012 по 14.08.2018 в должности генерального директора МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика». После увольнения ответчиком издано распоряжение о выплате премии по итогам работы за третий квартал 2018 года, в соответствии с которым ему выплачена премия в размере 50 % месячного должностного оклада. Полагал, что выплата премии в сниженном размере является дискриминацией его трудовых прав, поскольку действующих взысканий, на момент принятия решения о премировании, истец не имел. В этой связи просил взыскать с ответчика премию в полном размере, то есть 69 514, 95 рублей.

В судебном заседании истец и его представитель, уточнили исковые требования, просив взыскать невыплаченную в полном объеме сумму премии 34 757, 97 рублей, пояснив, что половину премии ответчик истцу выплатил, однако истец претендует на полный размер премии по договору. Также пояснили, что Шелюлев добросовестно выполнял свои трудовые обязанности, дисциплинарных взысканий не имел, трудовые отношения между сторонами прекращены по его инициативе, в этой связи полагали, что ответчик необоснованно снизил размере премии на 50%, нарушив тем самым положения трудового договора и положения о премировании, где указано о 100% премировании работника, при отсутствии у него взысканий. При этом положения локальных актов о премировании не более 100% месячного должностного оклада, следует трактов в том смысле, что работодатель должен выплатить премию именно 100% месячного должностного оклада, но не более.

Представители ответчика возражали относительно удовлетворения исковых требований, пояснив, что премирование работников по результатам их труда является правом, а не обязанностью работодателя. Полагали, что нарушений трудовых прав истца ответчиком не допущено. Просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем

Судом установлено и следует из материалов дела, в период с 28.07.2012 по 14.08.2018 Шелюлев состоял в трудовых отношениях с администрацией муниципального образования г. Салехард, в должности генерального директора МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика».

На основании распоряжения ответчика от 14.08.2018, истец уволен в соответствии с п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ (по собственному желанию).

Трудовым договором Шелюлеву была установлена заработная плата, состоящая из должностного оклада в размере 60 022, 50 рубля в месяц, надбавки (за работу в районах Крайнего Севера 80%, районного коэффициента в размере 1,8), и иных выплат компенсационного и стимулирующего характера. В том числе, в качестве поощрения устанавливается премия по итогам работы за квартал, выплачиваемой на основании распоряжения администрации города Салехард, не более 100% месячного должностного оклада с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.

Постановлением администрации муниципального образования г. Салехард от 30.12.2013 №689 утверждено в том числе, Положение о премировании и материальном стимулировании работников МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика».

Согласно вводных положений данного локального акта, целями настоящего положения определено усиление материальной заинтересованностью и повышения ответственности работников учреждения за выполнение уставных задач, своевременное и качественное выполнение ими своих трудовых обязанностей. Данное положение распространяется на всех работников учреждения, за исключением временных - до двух месяцев выполнения работ.

Согласно пунктам 2.4.4 Положения, премия по итогам работы за квартал и год выплачивается в пределах фонда надбавок и доплат в размере не более 100% месячного фонда должностных окладов с учетом районного коэффициента, процентной надбавки, с учётом личного вклада работников в общие результаты деятельности учреждения, по критериям, определенным в пунктах 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3 Положения. Выплата премии руководителю учреждения производится в соответствии с распоряжением администрации города Салехард.

Распоряжением администрации МО г. Салехард от 29 октября 2018 года № 955 принято решение о выплате истцу премии за третий квартал 2018 года в размере 50% месячного должностного оклада с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.

Платежным поручением от 29 октября 2018 года истцу перечислена сумма премии в размере 34 756, 98 рублей.

Разрешая спор, суд руководствуясь положениями статей 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, локального нормативного акта - Положения о премировании, трудового договора, и исходит из того, что выплата ежемесячной премии по результатам работы носит стимулирующий характер, условиями трудового договора не установлена обязанность ответчика выплачивать истцу премию, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя.

Ежеквартальная премия по результатам работы в МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика» является стимулирующей выплатой, порядок ее начисления и выплаты предусмотрен локальным нормативным актом - Положением о премировании пунктами 2.4.4, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3, согласно которых выплата премии зависит, обобщенно, от результата работы работника и производится на основании распоряжения администрации города Салехард о выплате такой премии.

В Положении об оплате труда работников МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика» отсутствует норма о том, что ежеквартальная премия является обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой.

В соответствии с нормами статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии, в том числе результатов экономической деятельности самой организации.

Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.

Работодатель произвел выплату истцу премии в соответствии с нормами трудового законодательства, с учетом предоставленного ему права о выплате, а также установления размера данной выплаты.

Доводы истца о том, что работодатель должен был выплатить премию именно в размере 100% месячного должностного оклада, основаны на не верном толковании норм локального акта работодателя.

Таким образом в удовлетворении иска Шелюлева следует отказать

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

    

Исковые требования Шелюлева А.Б. к администрации муниципального образования г. Салехард взыскании премии, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Судья А.Б. Раенгулов

2-2415/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шелюлев Андрей Борисович
Ответчики
администрация МО г. Салехард
Другие
МКУ "Салехардская дирекция единого заказчика"
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Дело на сайте суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
07.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2020Передача материалов судье
07.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2020Судебное заседание
07.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2020Дело оформлено
07.05.2020Дело передано в архив
18.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее