РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2019 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Голубятниковой И.А.,
при секретаре Логиновой С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5177/2019 по административному иску Перова М. Н. к администрации Сергиево-Посадского городского округа <адрес> о признании незаконными отказов в формировании земельных участков, обязании устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с иском о признании незаконным решений администрации Сергиево-Посадского городского округа <адрес> от <дата> №-гр и 418-гр об отказе в формировании земельных участков при многоквартирных жилых домах по адресу <адрес> г.<адрес> Красной Армии <адрес>, об обязании устранить допущенные нарушения в месячный срок - подготовить и направить необходимые документы в уполномоченный орган <адрес> для принятия решения о подготовке документации о межевании территории, обеспечения подготовки документации о межевании территории, утверждения документации о межевании территории, на которой расположены многоквартирные дома и иные входящие в их состав объекты недвижимости.
В судебном заседании представитель истца требования и доводы, изложенные в иске, поддержал.
Ответчик представитель администрации Сергиево-Посадского городского округа <адрес> иск не признал, поддержал письменные возражения.
Заинтересованные лица Министерство имущественных отношений <адрес>, комитет по архитектуре и градостроительству <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, возражений не представили.
Суд в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от <дата> N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от <дата> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном случае собственник жилого помещения в многоквартирном доме как законный владелец земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 12-П).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от <дата> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ.
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой по общим правилам принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ).
Статья 11 Земельного кодекса определены полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений - резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с <адрес> от <дата> N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>" полномочия органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов <адрес> по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти <адрес> перераспределены.
Согласно части 4 статьи 2 указанного <адрес> или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти <адрес> осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по принятию решения о подготовке документации по планировке территории городского округа, обеспечению подготовки документации по планировке территории (внесению изменений), за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и утверждению документации по планировке территории в границах городского округа с учетом особенностей, указанных в части 5.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
Материалами дела установлено:
<адрес> от <дата> N 32/2019-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Сергиево-Посадского муниципального района" Сергиево-Посадский муниципальный район с учетом изменения состава территории наделен статусом городского округа;
Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа №-МЗ от <дата> администрация Сергиево-Посадского муниципального района <адрес> переименована в администрацию Сергиево-Посадского городского округа;
Истец является собственником жилых помещений по адресу <адрес> г. <адрес> Красной Армии <адрес>;
19 и <дата> истец обратился с заявлениями в администрацию Сергиево-Посадского городского округа <адрес> о формировании земельных участков при жилых домах по адресам г. <адрес> Красной Армии <адрес>;
Письмом от <дата> №-гр истцу разъяснено, что земельный участок при доме по адресу г. <адрес> Красной Армии <адрес> сформирован, вид разрешенного использования «для размещения двух 9-ти этажных домов», в связи с чем, данный земельный участок принадлежит на праве долевой собственности собственникам помещений;
Письмом от <дата> №-гр истцу отказано в формировании земельного участка при жилом доме по адресу <адрес> виду отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования для проведения работ по подготовке и утверждению проекта межевания территории;
Оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая, что именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, суд находит предоставленные истцу ответы, которыми в сущности отказано в формировании земельных участков, незаконными, как не соответствующими нормативным правовым актам.
Довод ответчика, что земельный участок при жилом доме по <адрес> сформирован на стадии строительства, суд находит несостоятельным, поскольку земельный участок 50:05:0070102:269 сформирован с видом разрешенного использования «под размещение двух 9-ти этажных домов», сведения имеют статус «временные». На данном земельном участке расположено 2 жилых дома, что стороной ответчика не отрицается, вместе с тем, собственники помещений в многоквартирном жилом доме имеют право на формирование земельного участка непосредственно для их дома. Кроме того, ответчиком документов, подтверждающих что сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок, достаточен для эксплуатации и обслуживания построенных многоквартирных жилых домов, не представлен.
Также подлежит отклонению довод ответчика об отсутствии денежных средств для проведения работ по формированию земельного участка, поскольку отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным обязать административного ответчика принять меры, предусмотренные законодательством, с целью формирования земельных участков, вместе с тем, с учетом объема работ, суд считает возможным увеличить срок для исполнения решения суда до 2 месяцев.
Руководствуясь статьями 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Перова М. Н. к администрации Сергиево-Посадского городского округа <адрес> о признании незаконными отказов в формировании земельных участков, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации Сергиево-Посадского городского округа <адрес> №-гр от <дата> в формировании земельного участка по адресу <адрес> г.<адрес> Красной армии <адрес>.
Признать незаконным отказ администрации Сергиево-Посадского городского округа <адрес> №-гр от <дата> в формировании земельного участка по адресу <адрес>.
Обязать администрацию Сергиево-Посадского городского округа <адрес> в срок 2 месяца после вступления решения суда в законную силу совершить необходимые действия, предусмотренные законодательством, с целью формирования земельных участков по адресу <адрес> г.<адрес> Красной армии <адрес> и <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированно решение составлено <дата>.
Судья И.А.Голубятникова