Решение по делу № 2а-189/2020 от 24.01.2020

производство № 2а-189/2020

УИД 57RS0027-01-2020-000108-87

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2020 года город Орел

Северный районный суд города Орла в составе

председательствующего судьи Швецова Н.В.,

с участием административного истца Полякова Р.В.,

представителя заинтересованного лица Сырцевой О.А.,

при секретаре судебного заседания Михайловой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Полякова Романа Владимировича к Призывной комиссии города Орла, Военному комиссариату города Орла, Военному комиссариату Орловской области об оспаривании решения об отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу,

установил:

Поляков Р.В. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии города Орла об оспаривании решения об отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, указав, что 14 октября 2019 года, основываясь на своих убеждениях, препятствующих прохождению военной службы, он (Поляков) обратился в Военный комиссариат города Орла с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. 28 октября 2019 года Призывная комиссия города Орла приняла решение об отказе в такой замене, мотивируя пропуском срока подачи заявления.

Административный истец полагает, что обжалуемое решение нарушает его конституционное право на прохождение альтернативной гражданской службы и является незаконным, поскольку имелись основания для восстановления пропущенного срока, однако Призывная комиссия этого не сделала, чем лишила его (Полякова) возможности донести до своего сведения свою позицию, содержащую доводы о невозможности прохождения военной службы, тем самым поставив процедурные предписания выше конституционных прав. Кроме того, по мнению административного истца, принятое решение не мотивировано и не обосновано, поскольку не содержит указания на фактические обстоятельства и не основано на законе. Приводит довод о том, что обжалуемое решение принято с нарушением процедуры, а именно заявление не было полностью рассмотрено по существу, на заседании призывной комиссии отсутствовал кворум, до заявителя не был доведен персональный состав комиссии.

Ссылаясь на указанные обстоятельства и нормы права, по мнению административного истца, регулирующие спорное правоотношение, Поляков Р.В. просит суд признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии города Орла от 28 октября 2019 года об отказе в замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству протокольным определением суда от 06 февраля 2020 года в качестве административных ответчиков были привлечены Военный комиссариат города Орла, Военный комиссариат Орловской области.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении исковых требований настаивал, сославшись на доводы административного искового заявления.

Представитель Призывной комиссии города Орла и представитель Военного комиссариата города Орла в судебное заседание не явились, о времени и месте которого уведомлены надлежащим образом.

Представитель Военного комиссариата Орловской области по доверенности Сырцева О.А. в судебном заседании представила возражения на административный иск, которые сводятся к тому, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, а административный иск, не подлежащим удовлетворению.

Выслушав, участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Согласно статье 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки, действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.

О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в том числе, в случае, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

В судебном заседании установлено, что в Военном комиссариате города Орла на призывника, гражданина Российской Федерации Полякова Р.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ заведено личное дело ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-59), из содержания которого следует, что Поляков Р.В. признан годным для призыва на военную службу. Согласно сведениям об изучении личности призывника в 2013 году, Поляков Р.В., физически развит, занимается тяжелой атлетикой и единоборствами, к службе в Вооруженных силах относится положительно, аналогичные сведения содержаться в анкете заполненной мамой ФИО2-ФИО5 В период до ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлена отсрочка призыва, в связи с обучением по очной форме в ФГБОУВО «Орловский государственный университет имени ФИО6». По окончании отсрочки ФИО2 подлежал призыву на военную службу, в связи с чем, был вызван в Военный комиссариат <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, где подал письменные объяснения о том, что отказывается от прохождения военной службы по призыву, поскольку считает, что сама по себе военная служба подразумевает нарушение прав и свобод человека.

14 октября 2019 года Поляков Р.В. обратился в Призывную комиссию города Орла с заявлением замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. Свое заявление Поляков Р.В. обосновал тем, что его нравственные принципы, взгляды и убеждения, которые сформировались на протяжении длительного времени, препятствуют прохождению военной службы. По мнению заявителя, сама концепция срочной службы в армии нарушает ряд основных прав человека и гражданина, таких как неприкосновенность и достоинство личности, свободу передвижения, запрет принудительного труда. Указанная позиция сформировалась у него на основании сведений, полученных, в том числе, из средств массовой информации и рассказов родственника, прожившего военную службу. Кроме того, в заявлении содержалась просьба о восстановлении срока на его подачу, которая мотивирована тем, что заявитель не знал о сроках подачи заявления, а сотрудники, осуществляющие мероприятия по призыву на военную службу не разъяснили ему порядок и сроки подачи такого заявления.

28 октября 2019 года состоялось заседание призывной комиссии города Орла, на которой в присутствии Полякова Р.В. было рассмотрено его заявление, при этом, согласно протоколу заседания, Полякову Р.В. была предоставлена возможность донести до комиссии свою позицию, указанную в заявлении. Кроме того, призывная комиссия изучила представленные с заявлением документы. По итогам рассмотрения заявления, призывная комиссия со ссылкой на абзац 1 пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" и указанием на нарушение срока подачи заявления, отказала Полякову Р.В. в удовлетворении заявления. Копия протокола направлена Полякову Р.В. 29 октября 2019 года и им получена, что в судебном заседании не оспаривалось. Так же в судебном заседании административным истцом не оспаривалось, призывная комиссия провела заседание в надлежащем составе и при наличии кворума.

Оценив, приведенные выше сведения в их совокупности, суд не находит оснований к удовлетворению административного иска. Нарушение срока подачи заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении такого заявления. Согласно представленным данным, Поляков Р.В. имел право подать заявление до 01 апреля 2019 года.

Не знание содержания норм права, регулирующих порядок и сроки подачи заявления, нельзя признать уважительной причиной пропуска срока на подачу заявления, поскольку Поляков Р.В. имеет высшее образование, на протяжении пяти лет ему предоставлялась отсрочка от призыва, в связи с чем, учитывая заявление Полякова Р.В. о длительном периоде формирования его убеждений, суд полагает, что он имел реальную возможность изучить иные, нежели военная служба, способы исполнения конституционной обязанности по защите Отечества. Кроме того, в судебном заседании Поляков Р.В. в своих выступлениях выказывал достаточную осведомленность о содержании норм права, регулирующих спорное правоотношение.

Таким образом, доводы административного истца о нарушении процедуры принятия спорного решения, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Оценивая доводы Полякова Р.В. о наличии у него убеждений, препятствующих прохождению военной службы, суд приходит к выводу о их несостоятельности, по следующим основаниям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 июня 2014 года N 1470-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь и распространять убеждения и действовать в соответствии с ними, а также устанавливая запрет на принуждение человека к отказу от его мнений и убеждений, закрепляет, что в случае если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

В своем заявлении Поляков Р.В. высказал непринятие связанных с военной службой обязанностей, в виде необходимости переносить тяготы и лишения воинской службы.

По смыслу указанных выше конституционных положений, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой.

Приводимые заявителем доводы не согласуются с положениями статьи 59 Конституции Российской Федерации, в силу которой защита Отечества признается долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, а право гражданина на альтернативную службу связывается с наличием определенных условий и не гарантировано любому, кто заинтересован в том, чтобы избежать прохождения военной службы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Полякова Романа Владимировича к Призывной комиссии города Орла, Военному комиссариату города Орла, Военному комиссариату Орловской области об оспаривании решения об отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Северный районный суд города Орла в течение месяца со дня вынесения в окончательном виде.

Мотивированное решение составлено 28 февраля 2020 года

Судья Н.В. Швецов

2а-189/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Поляков Роман Владимирович
Ответчики
ФКУ " Военный комиссариат Орловской области"
Военный комиссариат г. Орла Орловской области
Призывная комиссия г. Орла Орловской области
Суд
Северный районный суд г. Орел
Судья
Швецов Н.В.
Дело на сайте суда
severny.orl.sudrf.ru
24.01.2020Регистрация административного искового заявления
24.01.2020Передача материалов судье
30.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2020Предварительное судебное заседание
07.02.2020Судебное заседание
14.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2020Дело оформлено
25.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее