Дело № 2-1278/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 10 июня 2019 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Мартыновой И.А.,
при секретаре Михайленко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Столярова Валерия Васильевича к управляющей ТСЖ ЖТД-2 ФИО1 о взыскании денежных средств, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Столяров В.В. обратился в суд с указанным иском к управляющей ТСЖ ЖТД-2 ФИО1 и просил сумму по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 8 636,37 рублей считать незаконной, действия управляющей ТСЖ ЖТД-2 ФИО1 незаконными и компенсировать истцу с управляющей ТСЖ ЖТД-2 ФИО1 долг за период с 2014 года по ДАТА в сумме 2 946 рублей, произвести перерасчет начисленных сумм взноса на капитальный ремонт и коммунальных платежей на содержание общедомового имущества (СОИ) за период с ДАТА по 2018 год в размере 5 690 рублей, восстановить льготу по оплате взноса на капитальный ремонт и снять задолженность по взносам на капитальный ремонт, указав в обоснование исковых требований, что является собственником АДРЕС доме по АДРЕС в АДРЕС и не является членом ТСЖ ЖТД-2, оплату взносов по кап.ремонту производит в размере 50% согласно Федеральному закону от ДАТА. Начисляемые суммы задолженностей считает необоснованными, поскольку хозяйственная деятельность ТСЖ ведется с нарушениями действующего законодательства.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований.
Ответчик, действуя самостоятельно и через представителя, просила в удовлетворении требований истцу отказать.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе пользования общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1).
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу приведенных норм права собственники помещений многоквартирного дома обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений и внесения взносов на капитальный ремонт, а также участвовать в расходах на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и оплачивать коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, наравне с собственниками жилых помещений этого дома.
При этом то обстоятельство, что истец не является членом ТСЖ и каких-либо договоров на оказание коммунальных услуг с ним не заключалось, не освобождает его от исполнения указанной обязанности, возложенной на него в силу закона.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в п. 5 Постановления от 03.04.1998 № 10-П, отказ части домовладельцев от вступления в члены товарищества собственников жилья не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса (ч. 5).
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1).
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2).
Согласно ст. 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса (ч. 1).
Согласно п.8.1 ст. 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт с ДАТА.
Согласно ч. 2.1 ст. 169 ЖК РФ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
Положения Федерального закона N 399-ФЗ, которым внесены изменения в статью 169 Жилищного кодекса РФ и статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не предусматривают возможность освобождения собственников жилых помещений от несения расходов по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Доводы истца о том, что ТСЖ не провело никаких работ в доме, судом не принимается во внимание, поскольку данное обстоятельство не является предметом доказывания по настоящему спору.
Кроме того, в соответствии со ст. 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок).
Доказательств несоответствия проведенных ТСЖ работ финансовой отчетности и отчетам об исполнении смет суду не представлено.
Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
С 01 января 2016 года действует новая редакция статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, изменения в которую внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 399-ФЗ, согласно которым законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, в том числе достигшим возраста семидесяти лет…, - в размере пятидесяти процентов.
Постановлением Администрации Алтайского края от 11.04.2016 №118 «Об утверждении правил предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан в Алтайском крае» компенсация расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Алтайского края, назначается в том числе неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан, достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп (п.2 Правил). Компенсация определяется, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и в пределах размера краевого стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установленных нормативными правовыми актами Алтайского края, в размере 50 процентов для данной категории лиц (п.3 Правил); и назначается уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя (далее - "управление социальной защиты населения") на основании изложенного в п.4 Правил перечня документов.
Документы могут быть представлены льготополучателем (его представителем) при личном обращении либо направлены по почте заказным письмом или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (п.5 Правил).
Днем обращения за назначением компенсации считается день представления необходимых документов непосредственно в управление социальной защиты населения или в МФЦ либо дата получения управлением социальной защиты населения, МФЦ необходимых документов, направленных по почте заказным письмом или в электронной форме (п.12 Правил).
Решение о назначении (об отказе в назначении) компенсации принимается управлением социальной защиты населения в течение 15 дней со дня обращения. В случае отказа в назначении компенсации льготополучатель (его представитель) извещается об этом в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения с указанием причины отказа, одновременно ему возвращаются представленные им документы (копии документов) (п.13 Правил).
Компенсация назначается с месяца обращения гражданина непосредственно в управление социальной защиты населения, МФЦ либо с месяца получения управлением социальной защиты населения, МФЦ документов, направленных по почте заказным письмом или в электронной форме. Льготополучателям, обратившимся за назначением компенсации в течение 2016 года, компенсация назначается с января 2016 года, но не ранее месяца возникновения права на получение компенсации (п.14 Правил).
Управление социальной защиты населения формирует реестр получателей компенсации на основании принятых решений о назначении льготополучателям компенсации и учета их в ведомственной информационной системе (п.15 Правил).
Управление социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя управления социальной защиты населения или уполномоченного им должностного лица о назначении (об отказе в назначении) компенсации (п.16 Правил).
Таким образом, в силу приведенных норм, такая мера социальной поддержки как компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, носит заявительный характер и предоставляется с момента обращения гражданина в орган социальной защиты населения с соответствующим заявлением. Предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт не относится к компетенции ответчика, как управляющей компании.
Из представленных суду доказательств следует, что до настоящего времени компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме истцу не предоставляется в связи с отсутствием его заявления и необходимых документов.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ссылка истца на недействительность начисляемой ему суммы задолженности в связи с истечением у ответчика срока исковой давности, для возможного ее взыскания в судебной порядке, не состоятельна, поскольку Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а также ранее действовавшим Порядком предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, не предусмотрена возможность списания задолженности, требования о взыскании которой не были предъявлены в пределах срока исковой давности.
Доводы истца о неправомерности выставления ему задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не подтверждены доказательствами, при этом ответчиком доказательства правомерности начислений сумм к оплате представлены, и признаны судом обоснованными.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░-2 ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░