Дело № 2а-711/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2019 года пос.Медведево
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Ильина Е.В.
при секретаре судебного заседания Ерусланове Я.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Марий Эл к ФИО6 о взыскании транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Марий Эл (далее - Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Вострилковой К.И. задолженности по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц за <...> года в общей сумме 3810,84 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Вострилкова К.И. является плательщиком транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, поскольку имела в собственности: автомобиль грузовой марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № ..., VIN: № ..., год выпуска <...> года; земельный участок с кадастровым номером № ..., расположенный по адресу: ...; магазин с кадастровым номером № ..., расположенный по адресу: .... В настоящее время за Вострилковой К.И. числится задолженность за <...> года годы в виде неуплаченных сумм транспортного налога, земельного налогов, налога на имущество физических лиц, пени в общей сумме 3810,84 руб. МИФНС России № 1 по РМЭ обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Вострилковой В.И указанной недоимки, пени. <...> года мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа от <...> года, в связи с чем административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
В предварительное судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл не явился, извещен надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела без их участия.
Административный ответчик Вострилкова К.И. в предварительном судебном заседании заявила о пропуске административным истцом срока исковой давности при обращении в суд данным административным иском, ходатайствовала о применении срока исковой давности и отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, материалы административного дела № ... суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 363 НК РФ, ст. 6 Закона Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» (в редакции от 26 октября 2017 года), налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу в течение налогового периода в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а сумму транспортного налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам истекшего налогового периода, - в срок не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (ч. ч. 1, 2). Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Порядок обложения налогом на доходы физических лиц доходов, получаемых физическими лицами, установлен главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
Согласно положениям п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Исходя из положений пп. 5 п. 1 ст. 208, ст. 209 НК РФ доход, полученный налоговым резидентом Российской Федерации от источников в Российской Федерации, в том числе доход от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.
В силу положений п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Как видно из материалов дела Вострилкова К.И. являлась налогоплательщиком Российской Федерации по транспортному и земельному налогам, а также налогу на имущество физических лиц, поскольку имела в собственности: автомобиль грузовой марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № ..., VIN: № ..., год выпуска <...> года; земельный участок с кадастровым номером № ... расположенный по адресу: ... магазин с кадастровым номером № ..., расположенный по адресу: ...
За административным ответчиком числится задолженность по указанным налогам за <...> года в размере 3810,84 руб.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, штрафа, в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес административного ответчика было направлены: требование № ... по состоянию на <...> года об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> руб. и пеней в размере <данные изъяты> руб. с установленным сроком оплаты до <...> года; требование № ... по состоянию на <...> года об уплате транспортного налога в размере <данные изъяты> руб. и пеней в размере <данные изъяты> руб. с установленным сроком оплаты до <...> года; требование № ... по состоянию на <...> года об уплате земельного налога в размере <данные изъяты> руб. и пеней в размере <данные изъяты> руб. с установленным сроком оплаты до <...> года; требование № ... по состоянию на <...> года об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> руб. и пеней в размере <данные изъяты> руб. с установленным сроком оплаты до <...> года.
Судом установлено, что административный ответчик Вострилкова К.И. свою обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за <...> года в добровольном порядке не исполнила.
По данным оперативного учета Вострилкова В.И. имеет задолженность по транспортному и земельному налогам, а также налогу на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты> руб. Расчет задолженности, представленный административным истцом судом проверен, признан правильным, возражений против представленного расчета административным ответчиком не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма содержится в ст. 48 НК РФ, в соответствии с которой заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Из анализа положений ст.48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен.
В силу приведенных норм закона суд обязан проверить соблюдение установленного срока для обращения в суд и выяснить причины его пропуска.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога, пени является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Из содержания требования № ... об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на <...> года следует, что за Вострилковой К.И. числится недоимка по налогу в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб. Срок для исполнения данного требования налогового органа установлен до <...> года, в связи с чем, учитывая, что общая сумма задолженности на дату выставления требования превысила 3000 руб. с административным исковым заявлением о взыскании с Вострилковой К.И. задолженности по налогу и пени налоговый орган должен был обратиться в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования, то есть не позднее <...> года.
Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о взыскании налоговой задолженности лишь <...> года, что следует из входящего штампа на заявлении в деле № ..., то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
<...> года мировым судьей судебного участка № ... Медведевского судебного района Республики Марий Эл, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № ... Медведевского судебного района Республики Марий Эл в отношении Вострилковой К.И. вынесен судебный приказ по заявлению административного истца, которым с административного ответчика взыскана задолженность по налогам и пени в размере <данные изъяты> руб.
<...> года Вострилкова К.И. обратилась к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа от <...> года в связи с тем, что административным истцом был пропущен срок исковой давности предъявления требований о взыскании вышеуказанной задолженности.
В связи с поступившим от административного ответчика заявлением определением мирового судьи судебного участка № ... Медведевского судебного района Республики Марий Эл от <...> года указанный выше судебный приказ от <...> года был отменен.
Таким образом, из материалов дела следует, что административный истец к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Вострилковой К.И. недоимки по налогам обратился уже с пропуском установленного законом шестимесячного срока, о чем было заявлено административным ответчиком в заявлении об отмене судебного приказа.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что административный истец пропустил установленный законом шестимесячный срок для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности, при этом ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, не заявил, объективных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, не представил. Обстоятельства, позволяющие восстановить пропущенный процессуальный срок судом не установлены. Административным ответчиком в предварительном судебном заседании по настоящему делу также заявлено о пропуске административным истцом срока исковой давности по данному требованию, которое суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
При таких обстоятельствах требования административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл о взыскании с Вострилковой К.И. задолженности по налогам и пени удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 138, 175 – 180, 290, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Марий Эл к Вострилковой Ксении Игоревне о взыскании транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, пени отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Е.В. Ильин
Мотивированное решение принято:
06 июня 2019 года