Решение по делу № 2а-435/2020 от 30.12.2019

Дело № 2а-435/2020

11RS0004-01-2019-003457-56

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Васевчик Е.П.

при секретаре Кожевиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 30 января 2020 года административное дело по заявлению Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, запрещенной в Российской Федерации, в обоснование своих требований указывая, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей сведения о деятельности, представляющей опасность для объектов животного мира.

В ходе проведенной проверки установлено, что в сети Интернет на web-сайте www.youtube.com на странице с адресом: https://www.youtube.com/watch?v=NTxAkoe_aAQ содержится видео материал под названием: «Поймали кабана на петлю», демонстрирующий способ охоты на объект животного мира (кабана), с применением петли.

Видеоролик имеет продолжительность 01 минуту 29 секунд, создан в целях пропаганды охоты способом, который противоречит закону. Вход на интернет–страницу свободный, для всех без исключения граждан, не содержит ограничений, либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.

Печорский природоохранный межрайонный прокурор просит признать информацию, размещенную в сети Интернет по сетевому адресу https://www.youtube.com/watch?v=NTxAkoe_aAQ о способе изготовления незаконного запрещенного орудия добычи объекта животного мира и охотничьих ресурсов под названием: «Поймали кабана на петлю» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник Печорского природоохранного межрайонного прокурора ФИО4 на требованиях настаивал, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал.

Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по **********, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания. Из письменного отзыва следует, что требования прокурора поддерживают.

Суд, заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149–ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149–ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149–ФЗ).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 149–ФЗ передача информации посредством использования информационно–телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149–ФЗ).

Понятие информационно–телекоммуникационной сети дано в ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 149–ФЗ, в соответствии с которой под такой сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч. 13 ст. 2 Федерального закона № 149–ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет». Страница сайта в сети «Интернет» является частью сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

Конституцией РФ установлено, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9), каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст. 58).

Общие правовые вопросы в области пользования объектами животного мира регулируются Федеральным законом от 24.04.1995 N 52 "О животном мире" (далее - закон N 52-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона "О животном мире" использование объектов животного мира представляет собой изучение, добычу объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.

Охота является одним из видов пользования животным миром (статья 34 Закона N 52-ФЗ).

В статье 40 Федерального закона "О животном мире" установлены обязанности пользователей животным миром, в том числе установлено, что пользование животным миром осуществляется с применением орудий и способов, отвечающих международным стандартам на гуманный отлов диких животных.

Статья 12 ФЗ "О животном мире" закрепляет принцип осуществления пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности. В целях обеспечения реализации данного правового положения п. 51 Правил охоты от 16 ноября 2010 г. устанавливает императивную правовую норму: отлов и отстрел охотничьих животных осуществляются способами, не допускающими жестокого обращения с животными.

В силу пункта 52.2 Правил охоты, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 года N 512, при отлове и (или) отстреле охотничьих животных запрещается применение самоловов для добычи копытных животных и медведей, за исключением случаев отлова этих животных в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, а также случаев применения живоловушек для отлова кабана в целях регулирования его численности.

В силу ст. 58 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а так же согласно ст. 56 Федерального закона «О животном мире» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам и животному миру осуществляется на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

В соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

Для исчисления размера вреда (ущерба) подлежит применению метод утвержденный Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам». Для исчисления ущерба применяется следующая формула: У = Т x К x N, где: У - размер вреда, причиненного вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности, руб.; Т - такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, руб.; К - пересчетный коэффициент; N - количество особей уничтоженных охотничьих ресурсов.

В соответствии с указанной Методикой ущерб, причиненный в результате незаконной добычи объектов животного мира – самки кабана, составляет 150 000 рублей, самца 90 000 рублей.

В соответствии Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» при рассмотрении уголовных дел о незаконной охоте судам следует учитывать, что согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под охотой понимается поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная переработка и транспортировка.

Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др.

Лица, непосредственно не участвовавшие в незаконной охоте, но содействовавшие совершению этого преступления советами, указаниями, предоставлением орудий охоты, транспортных средств, а также приобретающие, хранящие или сбывающие продукцию незаконной охоты по заранее данному обещанию, привлекаются к уголовной ответственности в качестве пособников со ссылкой на часть 5 статьи 33 УК РФ.

В судебном заседании установлено, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей сведения о деятельности, представляющей опасность для объектов животного мира.

Проверкой установлено, что в сети Интернет на WEB-сайте www.youtube.com на странице с адресом https://www.youtube.com/watch?v=NTxAkoe_aAQ содержится информация о способе изготовления орудия запретного для осуществления добычи объектов животного мира и охотничьих ресурсов.

Указанное видео, размещенное в сети Интернет на WEB-сайте www.youtube.com на странице с адресом https://www.youtube.com/watch?v=NTxAkoe_aAQ создано в целях пропаганды охоты способом, который противоречит закону, и является практическим видео-пособием, в котором подробно рассказывается и наглядно показывается способ изготовления и установки запретного орудия, страницы и просмотр видео осуществляется свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.

Сведения об осмотре указанного сайта сети Интернет отражены в акте, согласно которому, применение петель (силков) имеет вредные последствия для окружающей среды, представляет опасность для охотничьих ресурсов и объектов животного мира. Данное орудие, изготовленное в соответствии с инструкцией, размещенной в сети Интернет по адресу сети Интернет на WEB-сайте www. http://youtube.com на странице с адресом https://www.youtube.com/watch?v=NTxAkoe_aAQ относится к запрещенным орудиям.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07. 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Учитывая изложенное, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр доменных имен). В указанный реестр, в том числе, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.

Основанием для включения в Единый реестр доменных имен сведений, указанных в части 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Учитывая, что информация, распространенная в сети Интернет по адресу: www.youtube.com на странице с адресом https://www.youtube.com/watch?v=NTxAkoe_aAQ фактически содержит сведения о способе изготовления и подробную инструкцию об осуществлении охоты запрещенным, использование которого влечет как уголовную, так и административную ответственность, соответственно указанная информация является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что обеспечение доступа к информации о способе изготовления запрещенного орудия лова является нарушением требований действующего законодательства в области информационных технологий и охраны водных биоресурсов, а также негативным образом сказывается на общественной нравственности и может послужить одним из условий совершения преступлений, что является недопустимым, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Печорского природоохранного межрайонного прокурора о признании данной информации информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд,    

Р Е Ш И Л:

Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте www.youtube.com на странице с адресом https://www.youtube.com/watch?v=NTxAkoe_aAQ, о способе изготовления незаконного запрещенного орудия добычи объекта животного мира и охотничьих ресурсов под названием: «Поймали кабана на петлю».

Направить копию вступившего в законную силу решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указанных страниц сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                          Е.П. Васевчик

Мотивированное решение изготовлено 30.01.2020

2а-435/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Печорский природоохранный прокурор
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РК
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Васёвчик Евгения Петровна
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
30.12.2019Регистрация административного искового заявления
31.12.2019Передача материалов судье
09.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2020Судебное заседание
01.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее