Решение по делу № 2-120/2020 от 09.01.2020

Дело №2-120/2020

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

25 февраля 2020 года станица Егорлыкская Ростовской области.

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Попова С.А.,

с участием:

представителя ТУ Роспотребнадзора по Ростовской области – Алейниковой С.В.,

представителя Администрации Егорлыкского района Солодовниковой И.В.,

представителей ЕМУП «Коммунальник» - Ужегова С.Б. и Калина А.А.,

при секретаре Семеновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в интересах неопределенного круга потребителей к Администрации Егорлыкского района об обязании принять меры к надлежащему обеспечению населенных пунктов Егорлыкского района Ростовской области питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением, а именно внести изменения в техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям в соответствие с установленными требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования в качеству воды централизованных системы питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Егорлыкское муниципальное унитарное предприятие «Коммунальник»,

УСТАНОВИЛ:

В Егорлыкский райсуд обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее по тексту Управление) с иском в интересах неопределенного круга потребителей к Администрации Егорлыкского района (далее по тексту Администрация) об обязании принять меры к надлежащему обеспечению населенных пунктов Егорлыкского района Ростовской области питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением, а именно внести изменения в техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям в соответствие с установленными требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования в качеству воды централизованных системы питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ссылаясь на то, что на Администрацию в силу действующего законодательства возложена обязанность по обеспечению водоснабжения жителей Егорлыкского района питьевой водой надлежащего качества. Вместе с тем, в ходе проведенной проверки выявлено не соответствие показателей питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, что влечет угрозу массовых заболеваний у ее потребителей - жителей Егорлыкского района. При этом, разработав и утвердив в 2017 техническое задание в сфере водоснабжения, которое является поводом для действий учрежденного Администрацией ЕМУП «Коммунальник», Администрация в техническое задание не включило мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями СаНПиН и не внесла изменения в него, несмотря на обращение истца.

Администрация иск не признала, ссылаясь на отсутствие источников финансирования данных мероприятий.

В заседании суда представители сторон Алейникова С.В. и Солодовникова И.В. доводы, изложенные в иске и возражениях соответственно поддержали.

Представители ЕМУП «Коммунальник» Ужегов С.Б. и Калина А.А. пояснили, что в настоящее время утвержденное Администрацией техническое задание не содержит мероприятий по улучшению химических показателей питьевой воды, а замена башен Рожновского способом такого улучшения не является, так как требуется для таких целей система водоочистки. Сейчас возможные варианты разрешения проблемы с качеством воды не определены.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Основным условием реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (преамбула и ст. 1 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (ч. 3 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии ч. 1, 3 ст. 19 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно ч. 1-2 ст. 23 ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В силу ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении», ч. 2 ст. 2 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 3 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» такие условия обеспечиваются путем утверждения схем водоснабжения поселений, утверждения технических заданий на разработку инвестиционных программ, согласования инвестиционных программ. Указанное отнесено в сельской местности к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно ч. 5-7 ст. 23 ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления, который в свою очередь до 1 марта очередного года обязан внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

Как усматривается из материалов дела: уведомления, распоряжения, акта проверки, постановления (л.д. 4-16, 45-49) постановлением Администрации Егорлыкского района от 10.10.2017 №1075 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы в сфере водоснабжения, водоотведения Егорлыкского МУП «Коммунальник» на 2019-2023 годы, которое в части повышения качества питьевой воды предусматривает только замену водонапорных башен Рожновского.

ТУ Роспотребнадзора по Ростовской области в 2018 в ходе осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора установил, что средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 по жесткости, сухому остатку, хлоридам, железу, магнию, цветности, окисляемости, аммиаку, в связи с чем в соответствии с 5 ст. 23 ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении» направил в Администрацию 23.01.2019 соответствующее уведомление (л.д. 4). Согласно пояснениями представителя ТУ Роспотребнадзора по Ростовской области Алейниковой С.В. и директора ЕМУП «Коммунальник» Ужегова С.Б. замена башен Рожновского, указанное в техническом задании, не влечет изменение выявленных химических показателей, у3странение которых возможно лишь посредством систем водоочистки.

Вместе с тем, в нарушение требований ч. 6 ст. 23 ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении» Администрация в срок до 01.03.2019 возложенную на нее обязанность по внесению изменений в техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не исполнила, что было выяснено в ходе проведенной 27.11.2019 истцом проверки, о чем в деле имеется соответствующий акт (л.д. 10-16).

Поскольку Администрация не исполняет возложенные на нее законом обязанности по обеспечению населенных пунктов Егорлыкского района Ростовской области питьевым водоснабжением надлежащего качества, начальным этапом которой является техническое задание на разработку инвестиционной программы водоснабжения, то иск ТУ Роспотребнадзора по Ростовской области подлежит удовлетворению по изложенным выше правовым основаниям. А именно на Администрацию подлежит возложению обязанность принять меры к надлежащему обеспечению населенных пунктов Егорлыкского района Ростовской области питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением, а именно внести изменения в техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям в соответствие с установленными требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01.

Доводы Администрации о необходимости отказа в иске ввиду отсутствия в Администрации необходимых ресурсов суд отвергает, так как силу ч. 2 ст. 2 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления принимают участие в обеспечении соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Отсутствие соответствующих средств не освобождает данные органы от исполнения возложенных на них Законом обязанностей.

Учитывая то, что вышеуказанные требования нормативно-правовых актов в части санитарно-эпидемиологической безопасности населения Администрацией длительное время не исполняются (более года), а также то, что за весь период нахождения иска в суде Администрация никаких мер к устранению выявленных нарушений не предприняла, то в порядке ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику для исполнения возложенных на него настоящим решением обязанностей 2 месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок соответствует критериям разумности, соразмерности и пропорциональности, и влечет соблюдение необходимого баланса прав и обязанностей сторон.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Егорлыкского района в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к надлежащему обеспечению населенных пунктов Егорлыкского района Ростовской области питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением, а именно внести изменения в техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям в соответствие с установленными требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования в качеству воды централизованных системы питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение принято в окончательной форме 28.02.2020.

2-120/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Целинском, Песчанокопском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском районах
Ответчики
Администрация Егорлыкского района Ростовской области
Другие
ЕМУП "Коммунальник"
Суд
Егорлыкский районный суд Ростовской области
Судья
Попов Сергей Алексеевич
Дело на сайте суда
egorlyksky.ros.sudrf.ru
09.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2020Передача материалов судье
09.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2020Судебное заседание
02.03.2020Судебное заседание
02.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
25.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее