Дело № 2-55/2017
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации«11» мая 2017 года город Новосиль.
Новосильский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Авдониной И.Н.,
при секретаре судебного заседания Бабкиной Е.В.,
с участием представителя истца – Андреевой В.А., действующей от имени и в интересах администрации Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области, на основании нотариально удостоверенной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по исковому заявлению администрации Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области, от имени и в интересах которой действует Андреева В.А., к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,
установил:
администрация Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области, от имени и в интересах которой действует Андреева В.А., обратилась с указанным выше иском к ответчику с требованиями: признать право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, собственниками которых являются умершие граждане З., К., А., Р., В..
Исковые требования мотивированы следующим.
На основании постановления администрации Новосильского района № от ДД.ММ.ГГГГ был утверждён список лиц в количестве <данные изъяты> человек, наделяемых земельными долями площадью <данные изъяты> каждая из земель КДП <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ КДСП <данные изъяты> преобразовано в товарищество на вере <данные изъяты>, которое в свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ преобразовано в СПК <данные изъяты>, вошедшего в ДД.ММ.ГГГГ в состав ОАО МПО <данные изъяты> которое в ДД.ММ.ГГГГ ликвидировано по решению суда. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ лица, наделённые земельной долей, имели возможность свободно распорядиться ею согласно своему волеизъявлению, и в соответствии с действующим законодательством. В указанный период времени получили земельный пай поименованные выше граждане, но умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. На основании положений п.2 ст.12.1 Федерального Закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. В соответствии с п.3 ст.12.1 Закона администрацией Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области (далее Администрация), на территории которой располагается земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, принадлежавший КДП <данные изъяты> составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 Закона и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 Закона (далее - список невостребованных земельных долей). В целях формирования списка невостребованных земельных долей, Администрацией поселения получен архивный экземпляр Постановления администрации Новосильского района № от ДД.ММ.ГГГГ с прилагающимися к нему списками членов КДП <данные изъяты>, имеющих право на земельную долю данного кооператива. Кроме того, получены выписка из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым №, а также выписка из единого государственного реестра права (далее ЕГРП) на данный земельный участок. Согласно п.4 ст.12.1 Закона, Администрацией опубликован список невостребованных земельных долей в газете «Орловская правда» № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный список размещался на информационных щитах, расположенных на территории Глубковского сельского поселения. Список не размещался на официальном сайте Администрации в связи с его отсутствием. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Администрацией принимались заявления от граждан, получивших земельный пай, а также их наследников с просьбой об исключении из списка невостребованных земельных долей. Наследники указанных выше умерших собственников земельных долей в Администрацию заявления не подали и иным образом своей воли не изъявили. Назначенное на ДД.ММ.ГГГГ общее собрание собственников данного земельного участка не состоялось по причине отсутствия кворума. Поскольку со дня публикации списка невостребованных земельных долей прошло более четырёх месяцев, Администрацией ДД.ММ.ГГГГ данный список утверждён самостоятельно. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей, земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. Администрация считает, что исполнила все, предусмотренные Законом действия в отношении порядка оформления земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, и, руководствуясь положениями п.8 ст.12.1 Закона инициировала обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.
В ходе подготовки дела к слушанию была проведена проверка правосубъектности заявленных лиц, которым в ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись земельные доли в границах земель сельскохозяйственного назначения КДП <данные изъяты> Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области.
Определением Новосильского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена правопреемник Р., Б. (л.д. 78-79).
Определением Новосильского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по исковому заявлению Андреевой В.А., действующей от имени и в интересах администрации Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области к Б.., Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области о признании права собственности на невостребованные земельные доли, в части требований о признании права муниципальной собственности на земельные доли, собственниками которых являются К., М., В., Р., прекращено в связи с отказом представителя истца от иска в данной части. Б. исключена из числа ответчиков по делу (л.д. 98-100).
Также в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Андреева В.А. уточнила исковые требования в части количества земельных долей в сторону уменьшения, и просила признать за администрацией Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, площадью <данные изъяты> сельскохозяйственных угодий, из них пашни <данные изъяты>, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, собственником которой является З. (л.д. 101-104).
В судебном заседании представитель истца Андреева В.А. исковые требования, с учётом уточнений, поддержала, обосновывая доводами, подробно отраженными в исковом заявлении и изложенными выше, просила иск удовлетворить.
Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (далее - ТУ Росимущества в Орловской области), третье лицо – Межмуниципальный отдел по Новосильскому и Корсаковскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области (далее – Межмуниципальный отдел Росреестра по Орловской области) в судебное заседание, о времени и месте которого извещались надлежащим образом, своих представителей не направили.
Представитель ТУ Росимущества в Орловской области в письменном отзыве на исковые требования указал, что ТУ Росимущества в Орловской области является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу. Представитель ответчика просил суд в заявленных требованиях к ТУ Росимущества в Орловской области отказать. Такую позицию представитель ответчика обосновывает тем, что согласно п. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд. При этом, земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в данной норме закона. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьёй порядке невостребованными. Далее в отзыве приведены положения статей 218, 1151, 1152, 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) и указано на то, что спор о праве может возникнуть между истцом и наследниками З., К., А., Р., В., либо районной администрацией. Ссылаясь на часть 1 статьи 56 ГПК РФ представитель ТУ Росимущества в Орловской области считает, что заявитель должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование заявленных требований. Представитель также просил отразить позицию ТУ Росимущества в Орловской области в решении суда по делу, копию решения суда направить в адрес управления, рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 70-72).
Третье лицо - Межмуниципальный отдел Росреестра по Орловской области уважительных причин неявки своего представителя суду не сообщил, возражений на исковые требования не представлено.
Неявка в судебное заседание представителя ответчика, третьего лица при изложенных обстоятельствах, в силу частей 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя истца, проверив доводы исковых требований с учётом уточнений, исследовав материалы гражданского дела и письменный отзыв ответчика ТУ Росимущества в Орловской области, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятыми на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан – членов реорганизуемых хозяйств, которым, в свою очередь, предписывалось распорядиться предоставленным имуществом путём выделения земельных долей в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения их в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
Как следует из материалов дела, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, площадью <данные изъяты>, находящийся в общей долевой собственности, расположен по адресу: <адрес> (л.д. 37).
На основании Указа Президента Российской Федерации № 1767 от 27.10.1993 года «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России», главой администрации Новосильского района Орловской области было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков граждан, имеющих право на получение в собственность бесплатно земельную долю в КДП <данные изъяты>, в соответствие с которым утверждена усредненная земельная доля в КДП <данные изъяты>, передаваемая бесплатно в долевую собственность граждан общей площадью <данные изъяты> сельскохозяйственных угодий, из них пашни <данные изъяты> Постановлением был утверждён список лиц, наделяемых земельными долями с определением доли каждого собственника <данные изъяты> (л.д. 8-16).
В указанный список вошла земельная доля, собственником которой, является З. (л.д. 15).
В силу пункта 1 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Положениями пункта 2 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей). Орган местного самоуправления, поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовывает этот список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации и размещает в своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (пункты 3, 4 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Исходя из анализа пунктов 5 - 7 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения следует, что в случае, если никто не обратился в орган местного самоуправления поселения с письменными возражениями или общим собранием участников долевой собственности в течение четырёх месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Из пункта 8 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения следует, что орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными.
Статья 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не подразумевает образование участка в счёт невостребованных долей для подачи иска в суд, так как признание права муниципальной собственности происходит на земельные доли, сделки с которыми в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона совершаются без выделения земельного участка в счёт земельной доли. Закон также предоставляет право органу местного самоуправления в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю продать её (без выделения в участок) сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.
Проверяя соблюдение положений Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, определяющих ряд обстоятельств, наличие которых необходимо для решения вопроса о придании земельным долям статуса невостребованных, а также дальнейших действий по распоряжению ими, судом установлено, что администрацией Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области был составлен список невостребованных земельных долей КДП <данные изъяты>, включавший <данные изъяты> человека (л.д. 20-26), который был опубликован ДД.ММ.ГГГГ в газете «Орловская правда» № (л.д. 17). Кроме того, список невостребованных земельных долей был размещён на информационных щитах, расположенных на территории Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области по причине отсутствия своего сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (л.д. 27).
Администрация Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области опубликовала объявление в газете «Орловская правда» от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении ДД.ММ.ГГГГ общего собрания участников общей долевой собственности КДП <данные изъяты> в целях утверждения списка невостребованных земельных долей, избрании председателя, секретаря и членов счетной комиссии (л.д. 18-19).
ДД.ММ.ГГГГ собрание участников общей долевой собственности не было проведено по причине отсутствия кворума (л.д. 28). Возражений от иных участников долевой собственности на спорный земельный участок в течение месяца с момента публикации не поступило. Главой администрации Глубковского сельского поселения список <данные изъяты> невостребованных земельных долей сельскохозяйственного предприятия КДП <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ был утверждён самостоятельно (пункт 7 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения) (л.д. 29-34).
Из архивной справки следует, что колхоз <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ реорганизован путём разделения на коллективно-долевые сельскохозяйственные предприятия <данные изъяты> и <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ КДСП <данные изъяты> преобразовано в товарищество на вере <данные изъяты>, постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № - в сельскохозяйственный производственный кооператив <данные изъяты> а ДД.ММ.ГГГГ – СПК <данные изъяты> вошел в состав Открытого акционерного общества Многопрофильное производственное объединение <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ОАО МПО <данные изъяты> ликвидировано по решению суда (л.д. 47).
Таким образом, судом установлено, что предусмотренный вышеуказанным законом порядок придания земельным долям статуса невостребованных, был соблюдён.
В ходе разрешения требований по существу, судом была проведена проверка субъективного состава заявленных собственников невостребованных земельных долей: было определено, кто таковыми являются, не утратили ли собственники своего права, не распорядились ли своим имуществом, являющимся предметом спора, имеются ли основания для признания права собственности на данное имущество за муниципальным образованием.
Определяя круг собственников земельных долей, отнесённых к невостребованным, суд исходил из того, что при распределении земельных долей из принадлежавших КДП <данные изъяты> Новосильского района Орловской области, постановлением администрации Новосильского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены списки граждан, имеющие право на получение в собственность бесплатно земельной доли в КДП <данные изъяты>. Таким образом, право собственности граждан на спорные земельные доли возникло именно с указанной даты, от которой и идёт отсчёт срока, предоставленного Законом, для распоряжения имуществом участниками долевой собственности на земельные доли сельскохозяйственного назначения.
Судом установлено, что приобретшая в ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельную долю З. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42), не распорядившись принадлежащим ей имуществом. После нё смерти в наследство, оставшееся после её смерти, никто, в том числе ТУ Росимущество по Орловской области, не вступал, следовательно, данная земельная доля обоснованно определена как невостребованная.
В соответствии с частью 2 статьи 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нём здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (пункт 2 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 года № 223-ФЗ).
Указанная норма не распространяет своё действие в части наследования, в данном случае сельским поселением, земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, которые могут относиться к иному выморочному имуществу, переходящему в порядке наследования в собственность Российской Федерации, от имени которой и действует ТУ Росимущества в Орловской области. В данном случае имеется специальное правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения – Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, статьёй 12.1 которого прямо предусмотрено право органов местного самоуправления обратиться в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на земельные доли.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку имеются основания для признания права муниципальной собственности на земельную долю, принадлежащую З.. Возможные обстоятельства неосведомлённости собственника о наличии у неё права на земельную долю и не распоряжения ею, выводов суда не изменяют, поскольку положения Закона и сопряжённые с ними действия органов местного самоуправления, были закреплены нормативно, доступны и общеизвестны.
Возможные обстоятельства незнания наследниками З. о наличии в составе наследственной массы спорной земельной доли, суд не находит значимыми для разрешения исковых требований по существу, поскольку, как уже отражено выше, право на наследственное имущество возникло у наследников в силу части 4статьи 1152 ГК РФсо дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия. Отыскание такового есть обязанность именно наследников. Бездействие же наследников спорного имущества, в данном случае, приводит к ухудшению свойств земель специального назначения и требует действенных мер по устранению имеющихся обстоятельств.
Доводы ТУ Росимущества в Орловской области о том, что управление не является надлежащим ответчиком по делу со ссылками на статьи 218, 1151, 1152, 1153 ГК РФ, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
С 25 июля 2013 года действует новая редакция пункта 2 статьи 1151 ГК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 года № 223-ФЗ), согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем указанного пункта объекты недвижимого имущества.
Порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3 статьи 1151 ГК РФ).
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определён.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
По изложенным выше основаниям доводы ТУ Росимущества в Орловской области, о привлечении к участию в деле в качестве ненадлежащего ответчика, суд оставляет без внимания.
ТУ Росимущества в Орловской области при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Заявленные исковые требования законны, поскольку имеются основания для признания права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую З.. Возможные обстоятельства неосведомленности собственника либо её наследников о наличии у них права на земельную долю и не распоряжения ею, выводов суда не изменяют, поскольку положения Закона и сопряжённые с ними действия органов местного самоуправления, были закреплены нормативно, являлись доступными и общеизвестными.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования администрации Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 17 и 28 Федерального Закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В связи с чем, копию решения суда по настоящему делу необходимо направить по вступлении в законную силу в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области, от имени и в интересах которой действует Андреева В.А., к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области на земельную долю площадью <данные изъяты> сельскохозяйственных угодий, из них пашни <данные изъяты>, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, площадью <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>, собственником которой является З..
Решение суда является основанием для регистрации прав собственности истца в органах регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Новосильский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня его принятия.
СУДЬЯ И. Н. Авдонина.