Решение по делу № 2а-420/2020 от 19.03.2020

Дело № 2а-420/2020

13RS0019-01-2020-000528-60

                                                                                        СТР. 3.189

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

        г. Рузаевка                                           15 мая 2020 года

Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи    Карповой Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Мордовия

к Валеуловой М.Г.

о взыскании задолженности по обязательным платежам в сумме 11550 руб. 00 коп.,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия (далее - МРИ ФНС №2 по РМ, налоговый орган, Инспекция, административный истец) обратилась в Рузаевский районный суд Республики Мордовия административным исковым заявлением о взыскании с Валеуловой М.Г. (далее – Валеулова М.Г., налогоплательщик, административный ответчик) задолженности по транспортному налогу за 2015 год в сумме 11550 руб.

Одновременно Инспекция заявила ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления.

Административное исковое заявление рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства на основании пункта 3 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административный ответчик возражения на административное исковое заявление не представил, о возбуждении судом дела по рассматриваемому административному иску уведомлен надлежаще.

Из материалов дела судом установлено, что за Валеуловой М.Г. зарегистрировано транспортное средство – автомобиль грузовой марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак . В связи с наличием в собственности административного ответчика транспортного средства Валуелова М.Г. в 2015 году являлась плательщиком транспортного налога.

В связи с наличием задолженности в общей сумме 33150 руб. по сроку уплаты 01.12.2016 в адрес налогоплательщика направлялось требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 15.12.2016 (срок уплаты – до 14.02.2017).

По сведениям налогового органа, у административного ответчика образовалась задолженность по транспортному налогу за 2015 года в сумме 11550 руб., которая до настоящего времени добровольно не погашена Валеуловой М.Г., что явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

Статья 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом (статья 14), он устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты (статья 356).

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (статья 357); объектом налогообложения данным видом налога признаются автомобили, иные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358).

На территории Республики Мордовия транспортный налог введен в действие Законом Республики Мордовия от 17.10.2002 №46-З «О транспортном налоге» (с изменениями и дополнениями) с 01.01.2003.

В силу пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Исходя из положений статей 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Анализ взаимосвязанных положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.

Срок для добровольного исполнения направленного Инспекцией в адрес административного ответчика требования требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 15.12.2016 – до 14.02.2017.

В Рузаевский районный суд Республики Мордовия с заявлением о взыскании с Валеуловой М.Г. задолженности по обязательным платежам в сумме 11550 руб. налоговый орган обратился 19.03.2020, то есть с нарушением шестимесячного срока после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 15.12.2016 (срок уплаты – до 14.02.2017).

Судом установлено, что Инспекцией пропущен предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации срок подачи заявления в суд, в связи с чем налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении этого срока.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Аналогичная норма закреплена в части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

В обоснование уважительности причин необращения налогового органа в суд в течение шести месяцев с момента истечения срока на добровольную уплату Инспекция указала на большой объемом работы.

Иных причин невозможности подачи рассматриваемого заявления в установленный срок налоговый орган не указал.

Основным условием для восстановления данного срока является уважительность причин его пропуска.

Исходя из смысла пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, уважительными причинами суд может признать обстоятельства, которые объективно воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки. При этом следует отметить, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки, пеней и налоговых санкций обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных отношений.

Между тем большой объем работы и иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска установленного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей.

Оценив представленные с заявлением документы, суд считает, что административный истец не доказал наличия у него уважительных причин пропуска срока на подачу заявления о взыскании с Валеуловой М.Г. задолженности по обязательным платежам в сумме 11550 руб.

При этом суд признает, что Инспекция располагала достаточным временем для подготовки и направления в суд настоящего заявления. В связи с изложенным, в удовлетворении заявленного ходатайства налоговому органу следует отказать.

В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В связи с пропуском срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд с административным исковым заявлением, требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Мордовия удовлетворению не подлежит.

Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался ввиду освобождения налогового органа от ее уплаты (подпункт 19 пункта 1 статьи 333.39 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления в суд.

Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия в удовлетворении заявленных требований.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья                                    Н.В. Карпова

2а-420/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России №2
Ответчики
Валеулова Марина Геннадьевна
Суд
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
Дело на странице суда
ruzaevsky.mor.sudrf.ru
19.03.2020Регистрация административного искового заявления
19.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
15.05.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
15.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее