Дело № 2а-1802/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Мурадовой С.Л.
при секретаре судебного заседания Флегентовой Е.В.,
с участием прокурора Афанасьевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной
у с т а н о в и л :
Административный истец - прокурор Ленинского района г.Чебоксары обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой пообращению ФИО1 проведена проверка интернет-сайта, указанная в иске, на котором содержатся сведения, пропагандирующие такое противоправное деяние как продажа поддельных справок по форме 2-НДФЛ. Доступ на указанный сайт свободный, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой интернет-пользователь. На указанной странице сайта содержатся разделы со сведениями о продаже таких документов, как справок по форме 2-НДФЛ. Разделы Интернет-сайта представляют собой ссылки на предоставляемые пользователям сайта услуги, среди которых изготовление вышеуказанных официальных документов, статей о стоимости изготовления поддельных документов. На странице сайта, указанной в административном иске, имеются контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты), по которым можно заказать поддельные документы, а также имеется ссылка на оформление заказа на изготовление поддельного документа. Данные обстоятельства подтверждаются документально. Сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования вышеуказанных документов, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. На выявленном Интернет-сайте размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги справок, для получения которых законодателем установлен определенный порядок. Учитывая, что приобретение за деньги справок может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. В ходе изучения сайта eais.rkn.gov.ru «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» дата, установлено, что указанный в административном иске, интернет-сайт запрещенным не значится. Истец со ссылкой на ст. 39 КАС РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон №149-ФЗ просит признать информацию, содержащуюся в информационно- коммуникационной сети «Интернет» на странице ------/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В ходе судебного заседания представитель административного истца Афанасьева Е.Г. исковое заявление поддержала в полном объеме, повторно привела суду.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике в суд явку представителя не обеспечил, представил отзыв, просило рассмотреть дело без участия представителя.
Административный ответчик - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций извещен, явку представителя не обеспечил.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ, в соответствии с которым это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть "Интернет" является информационно- телекоммуникационной сетью.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно- телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа - фактически является распространением запрещенной информации.
На выявленном Интернет-сайте размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги справок по форме 2-НДФЛ, для получения которых законодателем установлен определенный порядок.
Учитывая, что приобретение за деньги справок по форме 2-НДФЛ может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.
Пунктом 1 ст. 9 ФЗ N 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Анализ содержания положений ч. 6 ст. 10 и ч. 1 ст. 9 ФЗ N 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары пообращению ФИО1 проведена проверка интернет-сайта, указанная в административном иске, на котором содержатся сведения, пропагандирующие такое противоправное деяние как продажа поддельных справок по форме 2-НДФЛ.
Доступ на указанный сайт свободный, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой интернет-пользователь. На указанной странице сайта содержатся разделы со сведениями о продаже таких документов, как справок по форме 2-НДФЛ. Разделы Интернет-сайта представляют собой ссылки на предоставляемые пользователям сайта услуги, среди которых изготовление вышеуказанных официальных документов, статей о стоимости изготовления поддельных документов. На странице сайта, указанной в административном иске, имеются контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты), по которым можно заказать поддельные документы, а также имеется ссылка на оформление заказа на изготовление поддельного документа. На выявленном Интернет-сайте размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги справок по форме 2-НДФЛ, для получения которых законодателем установлен определенный порядок.
Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети "Интернет" информации, побуждающей общество получить ответы на любые вопросы, касающиеся изготовления официальных документов и приобрести официальные документы, фактически способствует совершению преступлений, тем самым могут повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушают публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
К материалам дела приложены скриншот страницы вышеуказанного сайта, справка помощника прокурора от дата, которые подтверждают наличие указанного сайта в настоящее время.
Суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 вышеуказанного ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основаниями для включения в Реестр сведений являются согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года №228.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, содержащуюся в информационно- коммуникационной сети «Интернет» на странице ------, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии, расположенного по адресу: адрес, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Мурадова С.Л.
Мотивированное решение составлено датаг.