Дело №2а-8419/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2019 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,
при секретаре Андреасян К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Абакана в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Абакана обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной на сайте: https://abakan.diplommknam.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г.Абакана по обращению Шестакова П.В., проведен мониторинг интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, об образовании, в ходе которой, выявлен сайт, предоставляющий информацию «купить диплом о высшем образовании, техникума, колледжа или аттестат школы в Абакане» Сайт содержит информацию в виде текса и фотографических изображений, различные вкладки с разделами «видео документов», «быстрый заказ со скидкой», «контакты», на которых находится информация с предложением купить диплом или аттестат. На сайте указаны конкретные расценки. Вход на сайт свободный, регистрация не требуется. Статьей 324 УК РФ и 327 УК РФ, предусмотрено уголовное наказание за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей и подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа. Распространение указанной информации является незаконным, в связи с чем, просят признать вышеуказанную информацию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебное заседание представитель административного истца - прокурора г. Абакана не явился, извещены о дне, времени и месте рассмотрения дела заказным письмом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Представитель административного ответчика Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Енисейское управление Роскомнадзора) в судебное заседание не явился, извещены о дне, времени и месте рассмотрения дела заказным письмом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, суду также представили письменные пояснения, указав, что по состоянию на 27 сентября 2019 года, страница сайта в сети «Интернет» по адресу https://abakan.diplommknam.com/, указанная в исковом заявлении, доступна. Данные позволяющие идентифицировать указанный Интернет-ресурс в сети «Интернет» (доменное имя и (или) указатель страницы сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) отсутствуют в Едином реестре.
Поскольку участие представителей административного истца и административного ответчика не признано судом обязательным, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, в отсутствие представителей административного истца и ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона, на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Согласно ст. 9 указанного закона предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрен закрытый перечень видов материалов, которые могут быть включены в реестр сведений на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти.
Как установлено судом, прокуратурой г.Абакана проведен мониторинг интернет-ресурсов в целях проверки исполнения положений законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, об образовании, в ходе проведения которой установлено, что в сети «Интернет» на сайте с адресом: https://abakan.diplommknam.com/, размещена информация с предложением купить диплом о высшем образовании, техникума, колледжа или аттестат школы в Абакане.
При этом, вход на интернет-сайт с адресом: https://abakan.diplommknam.com/, свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
Указанные обстоятельства подтверждаются: рапортом прокурора (л.д. 4), скриншотами-информации, размещенной на интернет – странице сайта с адресом: https://abakan.diplommknam.com/ (л.д. 5).
На основании определения о применении мер предварительной защиты от 01.02.2019 года указатель страницы интернет-ресурса: https://abakan.diplommknam.com/ внесен в Единый реестр для решения Центральным аппаратом Роскомнадзора вопроса ограничения доступа в рамках формирования и ведения Единого реестра
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 324 УК РФ и 327 УК РФ, предусмотрено уголовное наказание за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей и подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа.
Таким образом, прямой запрет УК РФ на осуществление указанных действий и положения Федерального закона № 149-ФЗ являются основаниями для признания информации, размещенной на данном интернет-сайте, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Таким образом, размещение на странице сайта https://abakan.diplommknam.com/ информации о приобретении диплома о высшем образовании, техникума, колледжа или аттестата школы в Абакане, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения диплома, в связи с чем, указанная информация, размещенная на сайте с адресом: https://abakan.diplommknam.com/ должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, поскольку противоречит действующему законодательству, нарушает права неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 2, 3, 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: а) решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Признание информации о приобретении диплома о высшем образовании, техникума, колледжа или аттестата школы в Абакане, размещенной на сайте с адресом: https://abakan.diplommknam.com/, запрещенной к распространению, является основанием для внесения ее в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Разрешая заявление прокурора, поскольку судом установлено, что в сети «Интернет» на сайте с адресом: https://abakan.diplommknam.com/, размещена информация о приобретении диплома о высшем образовании, техникума, колледжа или аттестат школы в Абакане, тогда как посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, суд приходит к выводу о том, что информация, распространяемая посредством сети «Интернет» на сайте с адресом: https://abakan.diplommknam.com/, является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, в связи с чем, исковые требования прокурора г.Абакана подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора г.Абакана в интересах неопределенного круга лиц к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте: https://abakan.diplommknam.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Судья Л.В. Федоренко