Мотивированное решение составлено 17 февраля 2020 года
Дело № 2а-492/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,
при секретаре Никулиной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
12 февраля 2020 года
административное дело по административному иску Казымовой Жанны Сергеевны и Соколовой Светланы Владимировны к Администрации Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении адресов, обязании присвоить адрес,
у с т а н о в и л:
Административные истцы Казымова Ж.С. и Соколова С.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, в котором просили:
1. Признать незаконным решение Администрации Некрасовского с/п ЯМР ЯО от 25.10.2019 г. № 1 об отказе в присвоении адресов:
1) земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>,
2) помещению 1 с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>;
3) помещению 2 с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>;
2. Обязать Администрацию Некрасовского сельского поселения ЯМР ЯО присвоить адрес вышеуказанным помещениям и земельному участку.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что они являются собственниками вышеуказанных помещений и земельного участка. Они обратились в Администрацию Некрасовского с/п ЯМР ЯО с заявлением о присвоении адреса указанным объектам. Решением от 25.10.2019 № 1 им было отказано в присвоении адреса, в связи с тем, что документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулировании его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя) выданы с нарушением порядка, установленного законодательством РФ (п.40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221).
Считают данное решение незаконным, поскольку помещения и земельный участок зарегистрированы в установленном порядке как объекты недвижимости, документы, подтверждающие право собственности административному ответчику были предоставлены, данное решение нарушает их права.
Определением суда от 20.01.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Соколов С.В. и ПАО «Сбербанк России» (л.д. 76).
В судебном заседании административные истцы Казымова Ж.С. и Соколова С.В. административный иск поддержали, дали пояснения аналогичные иску.
Представитель административного ответчика по доверенности Сафронова Е.А. исковые требования не признала, ссылаясь на законность оспариваемого решения.
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Ярославской области в суд своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещено надлежаще. Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица Корнилова М.В. против удовлетворения требований административных истцов возражала, просила в удовлетворении требований отказать.
Остальные участники судебного разбирательства в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще. Соколов С.В. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано по следующим основаниям:
Как установлено в судебном заседании и подтверждается выписками из ЕГРН:
Объект с кадастровым номером №, расположен по адресу: <адрес>, вид объекта недвижимости - жилой дом, назначение - жилой дом, площадь 139,4 кв.м, количество этажей: 2, принадлежит на праве собственности Казымовой Жанне Сергеевне, дата регистрации права 07.12.2016.
Из объекта недвижимости с кадастровым номером № были образованы два объекта недвижимости:
- Объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, помещение 1, наименование - помещение, назначение - жилое помещение, площадь 69,7 кв.м, этаж №1, этаж №2, принадлежит на праве общей совместной собственности Соколову Сергею Валентиновичу и Соколовой Светлане Владимировне на основании договора купли-продажи от 29.08.2018, заключенного между Казымовой Жанной Сергеевной (Продавец), с одной стороны, и Соколовым Сергеем Валентиновичем и Соколовой Светланой Владимировной (Покупатели), с другой стороны, дата регистрации: 11.05.2017. В отношении всего указанного объекта имеется ограничение прав в виде ипотеки в силу закона сроком с 10.09.2018 на 120 месяцев в пользу ПАО «Сбербанк».
- Объект недвижимости с кадастровым номером №, расположен по адресу: <адрес>, помещение 2, наименование - помещение, назначение - жилое помещение, площадь 69,7 кв.м, этаж №1, этаж №2, принадлежит на праве собственности Казымовой Жанне Сергеевне, дата регистрации: 11.05.2017.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью 527 кв.м, кадастровый номер №, адрес: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства, дата записи 02.07.2011, принадлежит на праве общей долевой собственности Казымовой Ж.С. (доля в праве - 1/2), Соколовой Светлане Владимировне (доля в праве – 1/4), Соколову Сергею Валентиновичу (доля в праве – 1/4). На доли, находящиеся в собственности Соколовой СВ. и Соколова СВ., имеется ограничение прав в виде ипотеки в силу закона в пользу ПАО «Сбербанк России», дата регистрации 10.09.2018.
Судом установлено, что 18.10.2019 Казымова Ж.С. и Соколовва С.В. обратились в Администрацию Некрасовского сельского поселения ЯМР ЯО с заявлением о присвоении адреса жилому дому с кадастровым номером №, земельному участку с кадастровым номером № и жилым помещениям с кадастровыми номерами № и №, расположенными по адресу: <адрес> с приложением документов (л.д. 28-31).
25.12.2019 Администрацией Некрасовского с/п ЯМР ЯО принято решение об отказе в присвоению объекту адресации адреса или аннулировании его адреса № 1 (л.д. 32), согласно которому отказано в присвоении адреса жилому дому с кадастровым номером №, земельному участку с кадастровым номером № и жилым помещениям с кадастровыми номерами № и №, местонахождение: <адрес>, в связи с тем, что документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации (п.40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221).
Суд считает, что указанное решение является законным, обоснованным, отмене не подлежит по следующим основаниям:
В силу положений п. 21 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее по тексту Правила № 1221).
Как следует из оспариваемого административным истцом решения от 25.10.2019 № 1, административным ответчиком отказ был основан на п.п. «в» п. 40 Правил № 1221 - в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Датой государственной регистрации нрав является дата внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.
Датой государственного кадастрового учета является дата внесения в ЕГРН записи об объекте недвижимости (части 2, 3 статьи 16 Закона №218-ФЗ).
В соответствии со статьей 18 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, ЖК РФ и другими федеральными законами.
Согласно статье 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Виды малоэтажных жилых объектов капитального строительства приведены законодателем в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), к ним относятся:
- жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
- многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Исходя из приведенных правовых норм, квартиры могут располагаться только в многоквартирном доме, который, в свою очередь, может располагаться на земельном участке, предусматривающем возможность размещения и эксплуатации многоквартирного дома.
В свою очередь, жилые блоки могут располагаться только в жилом доме блокированной застройки, который должен располагаться на земельном участке, предусматривающем возможность размещения и эксплуатации жилого дома блокированной застройки.
Признание права собственности на квартиры в жилом доме блокированной застройки или на жилые блоки в многоквартирном доме недопустимо.
Конструктивные особенности зданий, их назначение и вид (жилой дом блокированной застройки или многоквартирный дом) определяются проектной документацией.
Требования к жилым домам блокированной застройки содержатся в Своде правил «СП 55.13330. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные» (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 20.10.2016 № 725/пр). Согласно указанному своду правил, блокированная застройка домами жилыми одноквартирными - это застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. Блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
Согласно письму Росреестра от 06.03.2017 № 14-02689-ГЕ/17 при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением «жилое».
Таким образом, если жилой дом, исходя из его конструктивных особенностей и проектной документации можно отнести к дому блокированной застройки, а каждый блок такового соответствует признакам индивидуального жилого дома, постановка каждого такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена только в качестве отдельного здания с назначением «жилое».
Для постановки на кадастровый учет жилого дома блокированной застройки в регистрирующий орган должны быть представлены технические планы в количестве равном количеству блоков в составе такого жилого дома, то есть технические планы должны быть подготовлены в отношении каждого блока в отдельности (письмо Минэкономразвития России от 14.03.2017 № Д23и-1328 «О жилых домах блокированной застройки»).
По смыслу пункта 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.
Аналогичная позиция Минэкономразвития России доведена до Управления с целью применения в информационных письмах от 03.04.2017 № 14-04075-ГЕ/17, от 26.08.2016 № 14-07394/16, от 26.02.2016 № ОГ-Д23-2222.
Таким образом, при принятии решения о признании объекта капитального строительства жилым домом блокированной застройки необходимо руководствоваться проектной документацией, экспертными заключениями, подтверждающими возможность автономной, независимой эксплуатации жилых блоков в составе жилого дома блокированной застройки, в частности автономность инженерных систем и индивидуальные подключения к внешним сетям, отсутствие общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
Между тем сведений о том, что истцы в административном порядке обращались с требованиями об изменении назначения объекта недвижимости с жилого дома на жилой дом блокированной застройки не имеется.
Разрешение вопроса о признании объекта капитального строительства жилым домом блокированной застройки при наличии соответствующих доказательств также требует одновременного разрешения вопроса о признании всех частей данного объекта жилыми блоками.
В настоящем деле соответствующие вопросы о признании объекта капитального строительства жилым домом блокированной застройки, а его частей - жилыми блоками не могут быть разрешены, так как их разрешение возможно только в исковом производстве.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется в градостроительном регламенте, утверждаемом органом государственной власти или органом местного самоуправления в составе правил землепользования и застройки, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок которого устанавливаются требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки, утверждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми
собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с действующим законодательством на земельных участках на основании градостроительного регламента, с учетом вида разрешенного использования земельного участка, могут находиться следующие жилые здания: многоквартирный дом, жилой дом блокированной застройки. При этом занятые ими земельные участки имеют различные правовые режимы.
Таким образом, исходя из неразрывной связи объекта капитального строительства и земельного участка, единства и соответствия категории разрешенного использования земельного участка и вида находящегося на нем объекта недвижимости, при разрешении вопроса об изменении вида объекта капитального строительства необходимо определить, может ли данный объект находиться на земельном участке с существующим видом разрешенного использования и может ли быть изменен вид разрешенного использования участка, а также будут ли образованные в результате земельные участки под каждым из жилых блоков соответствовать предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным правилами землепользования и застройки.
Решением Муниципального совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 25.08.2016 № 38 утверждены Правила землепользования и застройки Некрасовского сельского поселения, в соответствии со статьей 42 которых минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования «блокированные жилые дома с участками» составляет 800 кв.м.
Таким образом, земельный участок, принадлежащий истцам на праве собственности общей площадью 527 кв.м. с видом разрешенного использования: для жилищного строительства, не соответствует минимальным размерам земельного участка с видом разрешенного использования «блокированные жилые дома с участками».
Кроме того, согласно иску и приложенным к нему документам земельный участок относится к территориальной зоне Ж-4 - индивидуальная жилая застройка, градостроительный регламент которой ни к основным, ни к условно разрешенным видам использования не относит строительство, размещение и эксплуатацию жилых домов блокированной застройки.
Исходя из неразрывной связи объекта капитального строительства и земельного участка, единства и соответствия категории разрешенного использования земельного участка и вида, находящегося на нем объекта недвижимости, без изменения в установленном законодательством порядке градостроительного регламента или границ территориальной зоны, а также вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен жилой дом, изменение категории такого объекта недвижимости невозможно.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истцов о присвоении самостоятельных адресов вышеуказанным объектам недвижимости заявлены преждевременно, поскольку истцами не разрешены иные вопросы, требующие разрешения в соответствии с действующим законодательством (изменение градостроительного регламента, границ территориальной зоны, вида разрешенного использования земельного участка, изменение назначения объекта капитального строительства, несоответствие минимального размера земельного участка, принадлежащего истцам минимальному размеру земельного участка с видом разрешенного использования «блокированные жилые дома с участками»).
В этой связи суд считает, что решение Администрации Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 25.10.2019 №1 об отказе в присвоении адресов земельному участку и помещениям № 1 и № 2, расположенным в доме номер № по адресу: <адрес>, вынесено законно и обоснованно.
Таким образом, судом не установлено правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административных исковых требований Казымовой Жанны Сергеевны и Соколовой Светланы Владимировны отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ш. Сайфулина