ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 3а-127/2019 г.
3 декабря 2019 г. г. Махачкала
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
с участием представителя административного истца А.М.М. по доверенности Р.М.А.,
представителя административного ответчика – Правительства Республики Дагестан по доверенности К.Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Галимове А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.М.М. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
А.М.М. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан и Управлению Росреестра по Республике Дагестан об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 600 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере в размере <.> руб.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что установленная в отношении принадлежащего А.М.М. земельного участка и используемая в целях налогообложения кадастровая стоимость в размере <.> руб. значительно превышает его рыночную стоимость на дату оценки, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет необоснованное увеличение размера уплачиваемого им земельного налога.
В поданном в ходе рассмотрения дела заявлении представитель административного истца Р.М.А. ссылаясь на то, что очередная государственная кадастровая оценка земельных участков в Республике Дагестан не проводилась, просил восстановить пропущенный срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего А.М.М. земельного участка.
Представитель А.М.М. по доверенности Р.М.А. в судебном заседании заявленные административные исковые поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, восстановив срок на обращение с административным иском и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере <.> руб., т.е. в размере, определенном в представленном в суд отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Представитель административного ответчика – Правительства Республики Дагестан К.Ю.М. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.
Административный истец А.М.М., представитель административного ответчика – Управления Росреестра по Республике Дагестан, а также представители привлеченных к участию в административном деле заинтересованных лиц – администрации городского округа «город Махачкала» и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав заключение эксперта и представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Как следует из материалов дела, административному истцу А.М.М. на праве собственности принадлежит относящийся к категории земель «земли населенных пунктов» земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1600 кв.м., расположенный по адресу Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, с видом разрешенного использования «под строительство торгового центра».
Согласно представленной в суд выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости в отношении принадлежащего А.М.М. земельного участка с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере <.> руб. (л.д. 7).
Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».
Полагая установленную и внесенную в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимости, А.М.М. обратился в суд с настоящим административным иском.
Являясь в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога, А.М.М. обладает правом на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
В силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан, утвержденные вышеуказанным Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 определены по состоянию на 1 декабря 2012 года.
Сведения о кадастровой стоимости принадлежащего А.М.М. земельного участка внесены в единый государственный реестр недвижимости 24 июля 2013 года (л.д. 7).
Результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан утверждены приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500.
Однако данный приказ вступает в силу с 1 января 2020 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, сведения о новой кадастровой стоимости принадлежащего А.М.М. земельного участка в единый государственный реестр недвижимости не внесены, что свидетельствует о том, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка на момент подачи административного иска, рассмотрения дела и вынесения решения является действующей, сохраняющей свое правовое значение, что дает суду основания для восстановления А.М.М. пропущенного срока для обращения в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 3июля2016года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Вместе с тем, в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 вышеназванного Федерального закона его положения не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня его вступления в силу. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Порядок проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Статья 24.18. указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Согласно материалам административного дела принадлежащий А.М.М. земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 14 ноября 2007 года (л.д. 12).
Учитывая, что перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка, чьи результаты утверждены Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13, был составлен по состоянию на 1 декабря 2012 года, датой определения кадастровой стоимости принадлежащего А.М.М. земельного участка является дата формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, т.е. 1 декабря 2012 года.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В подтверждение заявленных административных исковых требований административным истцом представлен в суд отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 30 мая 2019 года № 199/18, выполненный оценщиком ООО «Эксперт» А.З.С., согласно которому по состоянию на 1 декабря 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляла <.> руб. (л.д. 28-95).
Выводы указанного отчета оценщик А.З.С. подтвердила в ходе судебного разбирательства, будучи допрошенной по делу в качестве свидетеля.
Вместе с тем, исследовав представленный отчет, суд приходит к выводу о том, что он не может быть признан доказательством, объективно подтверждающим размер рыночной стоимости принадлежащего А.М.М. земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости, поскольку не содержит расчета, обосновывающего размер примененной оценщиком корректировки на местоположение земельного участка, что не позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости и прийти к аналогичным результатам, т.е. представленный отчет не отвечает принципу проверяемости.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности выводов данного отчета определением суда от 26 августа 2019 года по ходатайству представителя Правительства Республики Дагестан по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости принадлежащего А.М.М. земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости.
В соответствии с заключением судебного эксперта ООО «Дагестанское представительство Российского экспертного фонда «ТЕХЭКО» А.М.Г. № 09/2019 от 27 сентября 2019 года, с учетом его уточнения, по состоянию на 1 декабря 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляла <.> руб. (л.д. 118-150, 193-196).
Исследованием данного экспертного заключения установлено, что его исследовательская часть полностью повторяет исследовательскую часть представленного в суд административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, включая использованные объекты-аналоги, расчеты и примененные корректировки, за исключением расчета корректировки на площадь земельного участка. При этом в результате произвольного, математически неверного увеличения экспертом размера корректировки на площадь земельного участка, произошло незначительное увеличение величины рыночной стоимости земельного участка по сравнению с выводами, содержащимися в представленном в суд отчете.
В этой связи суд признаёт выводы заключения эксперта ООО «Дагестанское представительство Российского экспертного фонда «ТЕХЭКО» А.М.Г. № 09/2019 от 27 сентября 2019 года необоснованными.
В связи с необоснованностью выводов заключения проведенной по делу экспертизы, определением суда от 24 октября 2019 года по ходатайству представителя административного ответчика – Правительства Республики Дагестан по делу для определения рыночной стоимости земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости была назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Аудиторская компания «Цестрис-Аудит».
В соответствии с заключением № 141119/Э от 14 ноября 2019 года судебного эксперта ООО «Аудиторская компания «Цестрис-Аудит» Г.М.Д., предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, по состоянию на 1 декабря 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляла <.> руб.
Оценивая указанное экспертное заключение по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает его выводы обоснованными, в связи с чем признает его допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на 1 декабря 2012 года, т.е. на дату установления его кадастровой стоимости.
Установленная экспертом методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода рыночная стоимость земельного участка, использованные объекты-аналоги, примененные корректировки, а также содержащиеся в заключении расчеты не вызывают у суда сомнений в их объективности. Экспертом проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в отчетах приведена информация по всем основным ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, эксперт правомерно использовал сравнительный подход, при этом отказ от доходного и затратного подхода в заключении обоснован и сомнений не вызывает. Изложенная в заключении последовательность определения стоимости объекта оценки понятна, а приведенные расчеты позволяют понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного экспертом метода объекту оценки и определяемому виду стоимости (рыночной). В заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, приложены копии материалов и распечаток.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Между тем, каких-либо доказательств, опровергающих выводы заключения проведенной по делу судебной оценочной экспертизы № 141119/Э от 14 ноября 2019 года административными ответчиками в суд не представлено, ходатайств о назначении по делу дополнительных или повторных экспертиз не заявлялось.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание. В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 35 ГПК РФ, статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащего А.М.М. земельного участка в размере, установленном заключением проведенной по делу судебной оценочной экспертизы № 141119/Э от 14 ноября 2019 года, а не в размере, установленном в представленном в суд отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка, на чем в судебном заседании настаивал представитель административного истца Р.М.А.
Датой подачи А.М.М. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка является 11 июля 2019 года, т.е. дата его обращения с административным иском в суд.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление А.М.М. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1600 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере <.>) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка считать 11 июля 2019 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Дагестан.
В окончательной форме решение суда принято 13 декабря 2019 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов