Решение от 28.07.2020 по делу № 8Г-13823/2020 от 06.05.2020

Судья Федоренко Э.Р.

ГСК Панина П.Е. – докл.

          Егорова Е.С.

          Матвиенко Н.О.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-13466/2020

№ дела суда 1-й инстанции 2-648/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Краснодар                                                                               28 июля 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Никольской О.Л.,

судей Хаянян Т.А., Жогина О.В.

с участием прокурора Пономаревой П.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Симферополя в интересах Мойсеенко Олега Вячеславовича, Мойсеенко Надежды Васильевны, Билецкой (Мойсеенко) Юлии Олеговны, Василенко (Мойсеенко) Светланы Олеговны к администрации города Симферополя Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе представителя администрации города Симферополя Республики Крым, поступившей с делом в суд кассационной инстанции 06 мая 2020 года, на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 07 ноября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Никольской О.Л., выслушав заключение прокурора, полагавшего оставлению без изменения обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Симферополя в интересах Мойсеенко Олега Вячеславовича, Мойсеенко Надежды Васильевны, Билецкой (Мойсеенко) Юлии Олеговны, Василенко (Мойсеенко) Светланы Олеговны обратился в суд с иском к администрации города Симферополя Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований указано, что по обращению Мойсеенко О.В. проведена проверка исполнения администрацией города Симферополя требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что Мойсеенко О.В., Мойсеенко Н.В., Билецкой (Мойсеенко) Ю.О., Василенко (Мойсеенко) С.О. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>

Согласно акту обследования помещения от 14 марта 2016 года и заключения об оценке состояния соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 14 марта 2016 года многоквартирный дом, в котором расположена квартира Мойсеенко, является аварийным. Постановлением администрации г. Симферополя от 27 июня 2016 года № 1480 он признан аварийным и подлежащим сносу.

Однако вопреки требованиям действующего законодательства администрацией города Симферополя не предоставлено Мойсеенко иное жилое помещение.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 июля 2019 года удовлетворен иск прокурора г. Симферополя.

На администрацию города Симферополя возложена обязанность предоставить Мойсеенко О.В., Мойсеенко Н.В., Билецкой (Мойсеенко) Ю.О., Василенко (Мойсеенко) С.О. другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Симферополя, равнозначное по площади занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> не менее 32,1 кв. м.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 07 ноября 2019 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 июля 2019 года изменено.

Резолютивная часть решения дополнена указанием на передачу жилого помещения в общую долевую собственность Мойсеенко О.В., Мойсеенко Н.В., Билецкой (Мойсеенко) Ю.О., Василенко (Мойсеенко) С.О. в равных долях.

В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель администрации города Симферополя Республики Крым просит отменить судебные постановления, принять по делу новое судебное постановление об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение всех существенных обстоятельств по делу, утверждая, что права истцов Мойсеенко не нарушены, а включение многоквартирного дома, в котором расположена принадлежащая им квартира, в региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда увеличивает варианты возможного решения жилищного вопроса, бездействие со стороны администрации не доказано.

Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой г. Симферополя Республики Крым по обращению Мойсеенко О.В. была проведена проверка исполнения администрацией города Симферополя требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено нарушение администрацией требований действующего законодательства.

На основании свидетельства о праве собственности на жилье, выданного 05 июля 2001 года Симферопольской КЭЧ района по распоряжению органа приватизации от 25 июня 2001 года № 270, Мойсеенко О.В., Мойсеенко Н.В., Билецкой (Мойсеенко) Ю.О., Василенко (Мойсеенко) С.О. принадлежит на праве общей долевой собственности (в равных долях) квартира общей площадью 32,1 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации города Симферополя от 27 июня 2016 года № 1480 многоквартирный дом, в котором расположена данная квартира, по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации города Симферополя от 09 апреля 2019 года № 2038 внесены изменения в указанное постановление, установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, - до 31 декабря 2021 года.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу положений статьи 16, пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 и частями 1 и 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В силу частей 8 и 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.

Согласно пунктам 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

То обстоятельство, что многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу для их жизни и здоровья.

Руководствуясь вышеприведенными нормами права и разъяснениями их применения, с учетом всех обстоятельств по делу, установив, что квартира истцов находится в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, который включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, следовательно, Мойсеенко имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения, суд первой инстанции (и с ним согласился суд апелляционной инстанции) пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора    г. Симферополя в интересах Мойсеенко О.В., Мойсеенко Н.В., Билецкой (Мойсеенко) Ю.О., Василенко (Мойсеенко) С.О., поскольку бездействие со стороны администрации города Симферополя Республики Крым в части непринятия мер по переселению истцов из аварийного жилья нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, данное бездействие нарушает жилищные права, ставит под угрозу жизнь и безопасность истцов.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и их толковании.

В кассационной жалобе заявитель в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов ссылается на включение многоквартирного дома, в котором расположена квартира истцов, в региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также на постановление администрации города Симферополя от 09 апреля 2019 года № 2038, которым был установлен срок отселения для физических и юридических лиц из многоквартирного дома до 31 декабря 2021 года.

Между тем, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> является аварийным, существует вероятность разрушения конструкций и опасность для пребывания людей.

Предоставление Мойсеенко другого благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Симферополя, равнозначного по площади жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия плана реализации программы.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия Региональной программы переселения граждан и срока его реализации, а также отсутствия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений.

В результате обследования, проведенного ООО «Спецстрой», установлено, что состояние строительных конструкций здания в целом следует оценить как недопустимое (категория технического состояния строительной конструкции и здания и сооружения в целом, характеризующееся значительным снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик из-за возникших дефектов и повреждений, при котором существует возможность разрушения конструкции и опасность для пребывания людей и сохранности оборудования).

Доводы кассационной жалобы представителя по доверенности администрации города Симферополя являлись предметом рассмотрения судов, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов суда о фактических обстоятельствах, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные частью 3 статьи 390 ГПК РФ.

Нарушений норм права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.

При таких обстоятельствах решение Центрального районного суда          г. Симферополя Республики Крым от 09 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 07 ноября 2019 года подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 09 ░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 07 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                               ░.░. ░░░░░░░░░░

    ░░░░░                                                                                              ░.░. ░░░░░░

                                                                                                             ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░

░░░░░ ░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░., ░. 3,

░. ░░░░░░░░░, 350020

░░░.: 8(861) 992-78-67; ░░░░: 8(861) 992-78-68

e-mail: 4kas@sudrf.ru; https://4kas.sudrf.ru

░░░░ 32717350, ░░░░ 1182375074562

░░░/░░░ 2308258969/230801001

28.07.2020░. № 88-13466/2020

░░ №__________░░_____________

░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░., ░. 15,

░. ░░░░░░░░░░░,

░░░░░░░░░░ ░░░░,

295000

░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░.░., ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░.░.

<░░░░░>

<░░░░░>

<░░░░░>

<░░░░░>

░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░ ░░., ░. 11,

░. ░░░░░░░░░░░,

░░░░░░░░░░ ░░░░,

295024

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░., ░. 15,

░. ░░░░░░░░░░░,

░░░░░░░░░░ ░░░░,

295000

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░ ░░-░, ░. 13,

░. ░░░░░░░░░░░,

░░░░░░░░░░ ░░░░,

295005

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░., ░. 3,

░. ░░░░░░░░░░░,

░░░░░░░░░░ ░░░░,

295000

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░., ░. 15,

░. ░░░░░░░░░░░,

░░░░░░░░░░ ░░░░,

295000

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░

(░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░)

░░░░░░░ ░░., ░. 49,

░. ░░░░░░░░░,

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░,

350063

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 7 ░.

    ░░░░░    ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-13823/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Моисеенко Олег Вячеславович
Прокурор г. Симферополя
Администрация г. Симферополя
Другие
Совет Министров РК
Муниципальное каз. учреждение Департамент развития муниципальной собственности админ. гор.
Министерство жил. коммун. хозяйства РК
Муниципальное Каз. учреждение Департамент гор. хозяйства Администрации г. Симферополя РК
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
28.07.2020Судебное заседание
28.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее