Дело № 2а-36/2020
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2020 г. с.Краснотуранск
Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Славкина М.М.,
при секретаре Гросс О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю к Тихонову Сергею Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России №10 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Тихонову С.В., просит суд взыскать с Тихонова С.В. недоимку по земельному налогу за 2015 в сумме 546 рублей 00 копеек; пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 по 10.12.2017 в размере 1 рубля 35 копеек.
Требования мотивированы тем, что Тихонов С.В. является плательщиком налога, в связи с принадлежностью ему земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес>, автомобиля ЛЦАЗ 969, №, ГАЗСАЗ3507, №. На основании налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ и требования № от 11.12.2017 за 2015-2016 налогоплательщику необходимо уплатить недоимку по налогу и пени на общую сумму 3875 рублей 57 копеек. На момент подачи искового заявления обязанность по оплате недоимки и пени налогоплательщиком не исполнена, что явилось основанием для подачи административного искового заявления. Налоговым органом был пропущен шестимесячный срок обращения в суд с требованием о взыскании налога, который налоговый орган просит восстановить.
Административный истец Межрайонная ИФНС России №10 по Красноярскому краю своего представителя в судебное заседание не направил, о дает, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель налогового органа Дашук А.Ю., действующий на основании приказа № от 14.12.2011, заявил о рассмотрении дела без представителя административного истца.
Административный ответчик Тихонов С.В., в судебное заседание не явился о дате, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
На основании ст. ст. 150, 289 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 НК РФ).
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ.
Судом установлено, что Тихонов С.В. в период 2015-2016 являлся собственником имущества: земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес>, автомобиля ЛЦАЗ 969, №, ГАЗСАЗ3507, №, в связи с чем, в адрес плательщика направлено налоговое уведомление № от 12.10.2017, в связи с неоплатой налога в добровольном порядке, в адрес плательщика направлено требование об уплате налога и пени № от 11.12.2017 на общую сумму 3875 рублей 57 копеек со сроком исполнения до 29.01.2018.
Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Таким образом, датой, от которой подлежит исчислению установленный ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для взыскания задолженности, является дата истечения срока исполнения требования № – 29.01.2018.
Следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки с Тихонова С.В. в срок не позднее 29.07.2018.
Административное исковое заявление было направлено 29.10.2019 и поступило в Краснотуранский районный суд 06.12.2019, то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд, со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О). То есть, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
В обосновании заявления о восстановлении пропущенного шестимесячного срока, административным истцом указано на загруженность и большой объём работы по обработке документов должников. Между тем, суд принимает во внимание, что сведениями о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов административный истец располагал - 29.01.2018. Между тем, такое обращение состоялось по истечении более одного года, несмотря на то, что при реализации своих полномочий, для налоговой инспекции не исключается возможность обратиться с таким заявлением заблаговременно до истечения установленного законом срока. Такое заблаговременное обращение позволяло бы избежать наступления неблагоприятных последствий. Однако, не совершив в установленный законом срок действий по обращению в суд с заявлением о взыскании недоимки административный истец, в то же время, считает допустимым утверждать об уважительных причинах пропуска шестимесячного срока, что само по себе никак не согласуется и противоречит факту столь длительного не принятия своевременных мер по взысканию недоимки.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в нарушение ст. 62 КАС РФ налоговым органом не предоставлено суду доказательств подтверждающих уважительность причин пропуска срока на обращение в суд налоговой инспекцией.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд принимает во внимание, что в ходе судебного заседания был установлен факт пропуска установленного законом шестимесячного срока для обращения налогового органа в суд с требованиями о взыскании недоимки по налогу, при этом в связи с отсутствием оснований для признания данного пропуска допущенным по уважительным причинам и как следствие отказе в восстановлении пропущенного срока, суд полагает, что административные исковые требования Межрайонный ИФНС России №10 по Красноярскому краю к Тихонову С.В. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 в сумме 546 рублей 00 копеек; пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 по 10.12.2017 в размере 1 рубля 35 копеек, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю к Тихонову Сергею Владимировичу о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 в сумме 546 рублей 00 копеек; пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 по 10.12.2017 в размере 1 рубля 35 копеек – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий М.М. Славкин
Мотивированное решение составлено 27.01.2020.