Дело № 2а-138/2017 Председательствующий судья – Безродный Е.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-2751/2017
гор. Брянск 18 июля 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Денисюка О.Н., Катасоновой С.В.,
при секретаре Алексеевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Честкова Д.Г. на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 19 января 2017 года по делу по административному иску Государственного учреждения УПФ РФ в городском округе города Клинцы Брянской области (межрайонное) к Честкову Дмитрию Георгиевичу о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования прекратившего деятельность ИП.
Заслушав доклад судьи Катасоновой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение УПФ РФ в городском округе города Клинцы Брянской области (межрайонное) обратилось с вышеназванным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Честкова Д.Г. в пользу Государственного учреждения УПФ РФ в городском округе города Клинцы Брянской области (межрайонное) пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общей сумме 6267,33руб., а именно: пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 2446,69 руб. (КБК №),1688,34 руб. (КБК39№), пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии -834,65руб. (КБК №), 506,65руб. (КБК №), пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС: 682,12 руб. (КБК №), 108,88 руб. (КБК №).
В обоснование заявленных требований истец указал, что Честков Д.Г. в период с 01.02.2006 г. по 23.08.2013 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (согласно Выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ №) и в качестве страхователя в УПФР в городском округе города Клинцы Брянской области (рег.№).
С 01 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
23 августа 2013 года Честков Д.Г. прекратил предпринимательскую деятельность на основании собственного решения и аннулировал регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, однако, в установленный законом срок уплату страховых взносов не произвел. За период 2010-2013г.г. Честков Д.Г. имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование: 39465,75 руб. - на страховую часть, 12801,71 руб. - на накопительную часть, 6510,36 руб.- в ФФОМС, 1039,20 руб. - в ТФОМС.
Согласно представленной справке-расчету по начисленным и уплаченным страховым пеням на задолженность ФИО1 по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010 - 2013 г.г. с учетом поступавшей оплаты начислены пени за период с 21.06.2014 г. по 06.07.2015 г.: 4135,03 руб. - пени на страховую часть, 1341,30 руб. - пени на накопительную часть, 682,12 руб. - пени в ФФОМС, 108,88 руб. - пени в ТФОМС.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 06.07.2015 г. № ответчиком до настоящего времени не исполнено.
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 19 января 2017 года административные исковые требования ГУ УПФ РФ в городском округе города Клинцы Брянской области (межрайонное) удовлетворены.
Суд решил:
Взыскать с Честкова Д.Г. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>) в пользу Государственного учреждения УПФ РФ в городском округе города Клинцы Брянской области (межрайонное) (243140, Брянская область, г. Клинцы, ул. Октябрьская, 32, ОКПО 10440763, ОГРН 1153256011776, ИНН/КПП 3241013192/324101001) пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общей сумме 6267, 33руб., а именно: пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 2446,69 руб. (КБК №), 1 688,34 руб. (КБК №), пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 834,65 руб. (КБК №), 506,65 руб. (КБК №), пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС: 682,12 руб. (КБК №), 108,88 руб. (КБК №).
Взыскать с Честкова Д.Г. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего: <адрес>) государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей в доход муниципального образования (УФК по Брянской области (Клинцовская городская администрация л/с 04271006840) ИНН 3203003570 КПП 324101001 р/с 40101810300000010008 ОКТМО 15715000 БИК 041501001 КБК 90211690040040000140).
В апелляционной жалобе Честков Д.Г. просит об отмене решения суда первой инстанции, ссылается на то, что оно постановлено с нарушением материальных и процессуальных норм, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Указал, что суд не исследовал факт не направления в его адрес требования об уплате страховых платежей, что исключает обязанность уплаты пени по ним, неверно сделал вывод о процессуальных сроках, нарушил процессуальные нормы в связи с тем, что настоящее дело подведомственно арбитражному суду. Просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены судом о месте и времени судебного заседания, каких-либо ходатайств не заявили, в связи с чем, руководствуясь ст.150 КАС РФ, коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в период с 01 февраля 2006 года по 23 августа 2013 года Честков Д.Г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся страхователем в системе обязательного социального страхования (рег.№), как плательщик страховых взносов и нес обязанность по их уплате.
23 августа 2013 года Честков Д.Г. прекратил предпринимательскую деятельность на основании собственного решения и аннулировал регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, прекратив деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, он не уплатил своевременно страховые взносы.
Честков Д.Г. имел задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период 2010-2013 гг.: 39465, 75 руб. - на страховую часть, 12801, 71 руб. - на накопительную часть, 6510, 36 руб. - в ФФОМС, 1039, 20 руб. - в ТФОМС.
Согласно представленной справке-расчету по начисленным и уплаченным страховым пеням на задолженность Честкова Д.Г. по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010 - 2013 гг. с учетом поступавшей оплаты начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 4135, 03 руб. - пени на страховую часть, 1341, 30 руб. - пени на накопительную часть, 682, 12 руб. - пени в ФФОМС, 108,88 руб. - пени в ТФОМС.
В связи с неуплатой страховых взносов для добровольной оплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов Честкову Д.Г. ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № в размере: пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 2446, 69 руб. (КБК 39№), 1688, 34 руб. (№), пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии -834,65 руб. (КБК №), 506,65 руб. (КБК №), пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС: 682,12 руб. (КБК №), 108,88 руб. (КБК №), со сроком уплаты страховых взносов до ДД.ММ.ГГГГ
Вышеуказанное требование направлено Честкову Д.Г. ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой, однако, возвращено отправителю с отметкой почтовой организации об истечении срока хранения.
Учитывая, что сумма пени на недоимку по страховых взносам не была уплачена ответчиком в добровольном порядке, Пенсионный фонд обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчиком не исполнена возложенная на него обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается и оснований для отмены принятого по делу решения не находит ввиду следующего.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ст. 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу ч.1 ст.3 названного закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом, сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 01 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно п. 4.1 ст. 14 приведенного закона, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
В силу п. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ от 24 июля 2009 года №212-ФЗ, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 5 ст. 22 ФЗ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.
В силу ст. 75 Налогового кодекса РФ, постановления Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П, определения Конституционного суда РФ от 04.07.2002 № 2002 №200-0, пунктов 19,20 постановления Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 пени начисляются по день фактической уплаты недоимки.
Поскольку в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. добровольно административным ответчиком задолженность по пени в Пенсионный фонд РФ, а также в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не погашена, постольку суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о взыскании с него в пользу УПФ РФ пени, начисленной на недоимку, в пределах сумм, указанных в требовании от ДД.ММ.ГГГГ года.
В нарушение положений ст. 62 КАС РФ стороной ответчика ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не представлено доказательств факта оплаты пени на недоимки по страховым взносам, как и не представленного иного расчета задолженности.
Доводы жалобы о прекращения производства по делу ввиду подведомственности его арбитражному суду основаны на неверном толковании закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Согласно разъяснениям, данным в абз. 5 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.
Таким образом, с учетом прекращения статуса индивидуального предпринимателя, настоящее дело обоснованно рассмотрено судом общей юрисдикции.
Ссылка в жалобе на то, что судом первой инстанции не исследовалось наличие факта взыскания самих страховых взносов, что, по мнению апеллянта, исключает возможность взыскания пени, начисленной на недоимку по страховым взносам, несостоятельна. Материалы дела содержат вступившие в законную силу судебные акты о взыскании с ответчика задолженности по страховым взносам на пенсионное и медицинское страхование за период 2010-2013 г.г., при наличии которой, с учетом поступавшей оплаты по страховым взносам, ответчику были начислены пени.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом шестимесячного срока исковой давности отклоняются судебной коллегией, как противоречащие положениям частей 2 и 3 ст. 21 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также ч.9 указанной статьи, в силу которой положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции верно определил все обстоятельства, имеющие значение для дела, доказательствам представленным сторонами дал надлежащую оценку и вынес решение в соответствии с требованиями закона. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. Решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Клинцовского городского суда Брянской области от 19 января 2017 года по делу по административному иску Государственного учреждения УПФ РФ в городском округе города Клинцы к Честкову Дмитрию Георгиевичу о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования прекратившего деятельность ИП оставить без изменения, апелляционную жалобу Честкова Д.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи областного суда О.Н. Денисюк
С.В. Катасонова