Дело №2-2409/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2019 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Индриковой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Е.Н.,
с участием представителя истца Шашкова В.В.,
представителя ответчика Ногаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СЗ «Лидер» к Гиззятовой Флере Рифкатьевне, Гиззятовой Наиле Рамисовне об освобождении земельного участка, сносе самовольной постройки,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Лидер» обратилось в суд с иском к Гиззятовой Ф.Р., Гиззятовой Н.Р. об освобождении земельного участка, сносе самовольной постройки, расположенной по адресу: <адрес>
Исковые требования мотивированы тем, что 23 декабря 2011 года между администрацией города Чебоксары и ООО «Лидер» заключен договор №57 о развитии застроенной территории, на которой расположен самовольно возведенный индивидуальный жилой дом, в котором проживают ответчики. В соответствии с указанным договором истец, будучи застройщиком, обязан расселить из таких домов жильцов, предоставив им жилые помещения на основании договоров участия в долевом строительстве, заключаемых с ними (жильцами). Однако ответчики не пожелали заключить с истцом договор участия в долевом строительстве, на предложения о заключении такого договора не прореагировали, в связи с чем, до настоящего времени на застраиваемой территории находится самовольно возведенный индивидуальный жилой дом, в котором проживают ответчики. На основании изложенного, общество просило возложить на Гиззятову Ф.Р., Гиззятову Н.Р. обязанность по освобождению земельного участка и сносу самовольно возведенной постройки, в случае неисполнения решения суда по истечении 1 месяца после вступления решения в законную силу предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Лидер» права осуществить снос строений и освобождение территории своими силами, с последующим взысканием понесенных при этом расходов на ответчиков, взыскать по истечении 1 месяца со дня вступления решения в законную силу за неисполнение решения суда денежной суммы в размере 1000 рублей с ответчиков за каждый день просрочки до фактического исполнения решения суда.
11 сентября 2019 года ООО «Лидер» изменило свое наименование на ООО «Специализированный застройщик «Лидер», о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ (л.д. 49).
В судебном заседании представитель истца Шашков В.В. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, и вновь привел их суду.
Представитель ответчика Ногаева А.А. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Ответчик Гиззятова Ф.Р. в судебное заседание не явилась, обеспечив явку своего представителя.
Ответчик Гиззятова Н.Р., представитель третьего лица администрации Калининского района г. Чебоксары в судебное заседание не явились, представив заявления о рассмотрении дела без их участия.
Представитель третьего лица администрации г. Чебоксары в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд рассмотрел дело при указанной явке лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу п. 1, 2 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
К отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Из данных норм, правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что при рассмотрении иска о возложении обязанности снести самовольную постройку применяются положения ст. 222 ГК РФ в той редакции, в которой данная статья действует при рассмотрении спора в суде.Применительно к спорной ситуации – ст. 222 ГК РФ в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года №339- ФЗ.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (п. 2 ст. 222 ГК РФ).
Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта;
Предусмотренные п. 4 ст. 222 ГК РФ решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Вместе с тем в силу п. 5 ст. 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 года №52- ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения здания, сооружения или другого строения на межселенной территории) не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, в соответствии со ст. 222 ГК РФ: в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации; в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 года.
Таким образом, из данных положений закона, подлежащих применению во взаимосвязи и системном толковании с п. 1 ст. 1, ст. 12 ГК РФ, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/ 22 " О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что лицо, обращающееся в суд с иском о сносе самовольной постройки, должно обладать определенным материально- правовым интересом в защите принадлежащего ему гражданского права либо в соответствии с установленной компетенцией,- в защите публичного порядка строительства, прав и охраняемых законом интересов других лиц, жизни и здоровья граждан.
В связи с этим с иском о возложении обязанности снести самовольную постройку вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Из материалов дела следует, что спорный жилой дом возведен на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке. Поскольку он построен в 1991 году, то спорные правоотношения регулируются не положениями ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, а нормами Гражданского кодекса РСФСР, иными нормативными правовыми актами, действовавшими в период возведения строения, в соответствии с которыми орган местного самоуправления обязан был направить застройщику самовольно возведенного строения уведомление о его сносе, либо принять решение о его сносе. Однако это сделано не было, и для сноса жилого дома в соответствии с законодательством, действовавшим на тот период, оснований не было. Гиззятовой Ф.Р. выдана домовая книга, ответчики зарегистрированы в этом доме и фактически проживают, что свидетельствует о том, что администрация признала спорный дом жилым помещением, требование о признании данного объекта самовольным и его сносе не выдвигала. В материалах гражданского дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ответчики состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Соответственно, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца сохранением самовольной постройки, исходя из положений ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ истец должен указать в исковом заявлении, подаваемом в суд в письменной форме.
Помимо прочего в силу положений ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 ГПК РФ на истца возложено бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов сохранением самовольной постройки, в то время как ответчик обязан доказать факт того, что возведенное строение соответствует установленным требованиям и его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В обоснование своих требований ООО «Специализированный застройщик «Лидер» ссылается на то, что между органом местного самоуправления и обществом заключен договор о развитии застроенной территории, что дает ему основание требовать сноса самовольно возведенных построек, расположенных на застроенной территории. Однако ответчики игнорируют предложения о заключении с ними договора участия в долевом строительстве, из самовольно возведенного жилого дома добровольно не выселяются, земельный участок, расположенный под домовладением, а также необходимый для его обслуживания, добровольно не освобождают, чем нарушают права, свободы и законные интересы истца, препятствуют ему заниматься предпринимательской деятельностью.
В силу ч. 1 ст. 46. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с п. 3- 6 ч. 3 ст. 46. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с п. 7- 9 ч. 3 ст. 46. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с ч. 4 ст. ст. 46. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Приобретение прав на земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и не подлежащие изъятию для муниципальных нужд, лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством (ч. 6 ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Заключение договора о развитии застроенной территории не освобождает его стороны от оформления иных документов и совершения иных договоров, необходимых для осуществления строительства объектов недвижимости на такой территории, в том числе договора о предоставлении земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно п. 2, 3 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Распоряжением администрации г. Чебоксары №1319-р от 26 мая 2011 года застроенная территория площадью 19,25 гектаров, ограниченная улицами Эгерский бульвар, Ленинского Комсомола, Машиностроительный проезд, речка Малая Кувшинка г. Чебоксары Чувашской Республики, является территорией, подлежащей развитию. Указанным распоряжением утвержден перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, в числе которых указан и индивидуальный жилой дом <адрес>
Из содержания договора о развитии застроенной территории в г. Чебоксары №57 от 23 декабря 2011 года, с учетом дополнительных соглашений №2 от 5 июня 2015 года, №3 от 23 июля 2015 года) следует, что застройщик взял на себя обязательство подготовить проект планировки территории, включая ее межевание, вынести данный проект на утверждение, разработать рабочую документацию на строительство инженерных коммуникаций по очередям строительства, а также рабочие проекты на объекты социального назначения, получить по ним положительное заключение государственной экспертизы; установить границы земельного участка и провести государственный кадастровый учет по мере освобождения территории от прав третьих лиц; в соответствии с утвержденным проектом планировки осуществить строительство объектов в срок до 31 декабря 2021 года. Помимо этого на общество возложена обязанность расселить жильцов из самовольно возведенных индивидуальных жилых домов, расположенных в границах развиваемой территории, подлежащих сносу, путем предоставления жилых помещений в сроки, согласованные в приложениях к дополнительному соглашению, заключить с жителями переселяемых домов договоры участия в долевом строительстве. Жилые помещения, которые будут предоставлены гражданам под расселение, создаются или приобретаются застройщиком. По соглашению между застройщиком и жильцами вместо расселения может быть выплачена денежная компенсация в размере, согласованном застройщиком и жильцами. Общество производит снос самовольно возведенных индивидуальных жилых домов в ходе реализации проекта застройки территории, на основании решения администрации, принятого в соответствии с действующим законодательством. В обязанности администрации, в свою очередь, помимо прочего входит утверждение проекта планировки территории, включая проект межевания; принятие решения о сносе самовольно возведенных индивидуальных жилых домов, расположенных на территории застройки, в соответствии с действующим законодательством.
Истец не представил доказательств того, что является собственником или законным владельцем земельного участка, на котором возведены спорные постройки, или лицом, на которое возложены функции государственного контроля, ни того, что является владельцем соседнего земельного участка, чьи права нарушены сохранением построек, ни того, что спорные постройки создают истцу препятствия в осуществлении им предпринимательской деятельности. Таким образом, спорные постройки, права и законные интересы истца не нарушает.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований ООО «Специализированный застройщик «Лидер» следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Лидер» к Гиззятовой Флере Рифкатьевне, Гиззятовой Наиле Рамисовне о возложении обязанности освободить застраиваемую территорию площадью 19,25 га, ограниченную улицами Эгерский бульвар, Ленинского Комсомола, Машиностроительный проезд, речка Малая Кувшинка г. Чебоксары от своего имущества путем сноса индивидуального дома и иных строений, расположенных по адресу: <адрес>; о предоставлении права осуществить снос указанных построек, а в случае неисполнения решения суда по истечении 1 месяца после вступления решения в законную силу предоставить право своими силами осуществить освобождение указанной территории снос указанной самовольной постройки, о взыскании денежной компенсации в размере 1000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта до его фактического исполнения отказать полностью.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 20 ноября 2019 года.
Судья М.Ю. Индрикова