Решение по делу № 2а-102/2020 от 23.12.2019

Дело № 2а-102/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

2 июня 2020 года пос. Ува

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Лобанова Е.В.,

при секретаре Шишкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению КНА к Администрации муниципального образования «Увинский район» о признании незаконным решения Администрации муниципального образования «Увинский район» от 27.09.2019 года №7066/01-33 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении на Администрацию муниципального образования «Увинский район» обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

    КНА обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Увинский район» (далее – Администрация), мотивируя свои требования следующим.

    КНА обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа Администрации, выраженного в письме от 08.05.2019 года №3142/01-33.

    Решением Увинского районного суда Удмуртской Республики от 19.08.2019 года по делу №2а-738/2019 административный иск удовлетворен частично, обжалуемое решение было признано незаконным, на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца.

Во исполнение принятого судебного акта 27.09.2019 года Администрация повторно рассмотрела заявление КНА и в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказала решением от 27.09.2019 года №7066/11-33, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования территории – в границах Ува-Туклинского лесничества, указав в качестве основания пункты 6 и 11 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса российской федерации» (далее – Закон №137-ФЗ).

При вынесении обжалуемого решения административным ответчиком не было учтено следующее. Первоначально земельный участок был предоставлен КНА в аренду по договору №150 от 15.12.2002 года, который расторгнут 01.02.2019 года в связи с предоставлением земельного участка в собственность бесплатно.

19.04.2019 года КНА обратилась в Администрацию с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 230 кв.м, расположенного рядом с участком по адресу: ***, который предоставлен КНА в собственность, поскольку при определении границ этого участка фактические границы землепользования учтены не были, при этом в границы участка была включена площадь палисадника, которая при предоставлении участка в аренду не учитывалась.

Положения пункта 6 статьи 3.5 Закона №137-ФЗ применены быть не могут, поскольку на земельном участке общею площадью 1171 кв.м в пределах фактического землепользования, начиная с 1994 года, расположен жилой дом истца, что согласуется с положениями пункта 7 статьи 3.5 Закона №137-ФЗ.

Порядок заключения и принятие решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусмотрены статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), однако в оспариваемом решении нормы, позволившие принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, не содержатся, несмотря на то, что границы смежных земельных участков со стороны земель лесного фонда аналогичны границам испрашиваемого земельного участка.

Данное обстоятельство противоречит требованиям к образуемым земельным участкам, которые, в частности, предполагают, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).

При вынесении решения в данном случае необходимо руководствоваться Федеральным законом о лесной амнистии от 29.07.2017 года №280-ФЗ, в соответствии с которым отказ в согласовании схемы земельного участка не допускается при рассмотрении вопроса об образовании земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года.

В судебном заседании административный истец КНА не участвовала, о месте и времени его проведения была извещена надлежащим образом, от не поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия с указанием на то, что заявленные требования поддерживает в полном объеме.

    В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации не участвовал, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом. От представителя административного ответчика ЧНА поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика, при этом представитель административного ответчика поддержал ранее направленные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, ГКУ УР «Увинское лесничество» и Федерального агентства лесного хозяйства не участвовали, о месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом. От заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и Федерального агентства лесного хозяйства ранее поступали письменные пояснения по иску, в которых указано на законность действий Администрации. От представителя заинтересованного лица ГКУ УР «Увинское лесничество» ОНИ поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором также было указано на то, что свои доводы, изложенные при предыдущем рассмотрении дела, он поддерживает в полном объеме.

    Исследовав материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, действия (решения) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (решения) нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что КНА является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, что подтверждается постановлением Администрации МО «Увинский район» от 18.01.2019 года №0027 и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 06.02.2019 года.

22.04.2019 года КНА обратилась в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность (аренду) земельного участка площадью 230 кв.м, прилегающего к вышеуказанному земельному участку и входящего в состав земельного участка, находящегося в фактическом землепользовании.

08.05.2019 года письмом за №3142/01-33 Администрация отказала КНА в предварительном согласовании предоставления в собственность (аренду) испрашиваемого КНА земельного участка.

Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Увинского районного суда Удмуртской Республики от 19.08.2019 года по административному делу №2а-738/2020.

Указанным решением административный иск КНА к Администрации частично удовлетворен, на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление КНА от 22.04.2019 года о предварительном согласовании предоставления в собственность (аренду) земельного участка площадью 230 кв.м, прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: ***, и принять решение по существу данного заявления в установленном законом порядке.

В ходе повторного рассмотрения заявления КНА Администрацией принято решение №7066/01-33 от 27.09.2019 года, которым КНА отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка площадью 230 кв.м, расположенного в кадастровом квартале *** по адресу: ***, прилегающий участок, для использования в целях ведения личного подсобного хозяйства.

Данный отказ Администрацией обоснован следующим.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).

Испрашиваемый КНА земельный участок площадью 230 кв.м, прилегающий к земельному участку, расположенному по адресу: Удмуртская Республика, ***, находится на земельном участке из состава земель лесного фонда в квартале 144 Ува-Туклинского лесничества (ч.выд.10, ч.выд.11), что подтверждается двумя схемами расположения земельного участка на материалах лесоустройства (приложение к письму от 14.11.2017 года №06-26/6675), а также внесенными 16.08.2019 года на основании приказа об установлении границ Увинского лесничества в Удмуртской республике от 29.09.2017 года №522 в ЕГРН изменениями, в соответствии с которыми испрашиваемый земельный участок входит в зону с особыми условиями использования территории, а именно в зону лесного фонда.

В связи с этим на основании пункта 8 статьи 39.15, подпункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ и пункта 6 статьи 3.5 Закона №137-ФЗ КНА отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.

Оспариваемое КНА решение подписано главой муниципального образования «Увинский район».

Согласно статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии со статьей 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно статье 32 Устава муниципального образования «Увинский район» Администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Удмуртской Республики. Администрацией района руководит глава муниципального образования на принципах единоначалия.

Согласно статье 35 Устава муниципального образования «Увинский район» к полномочиям Администрации района относятся, в частности, управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, что согласуется с положениями пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, подписанное главой муниципального образования «Увинский район» ГВВ, вынесено надлежащим должностным лицом в рамках полномочий, которыми оно наделено в соответствии с законодательством.

Давая оценку основаниям принятого Администрацией оспариваемого решения, суд приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

На основании подпункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Судом установлено, что испрашиваемый КНА земельный участок площадью 231 кв.м, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером ***, расположенному по адресу: ***, находится на земельном участке из состава земель лесного фонда в квартале 144 Ува-Туклинского лесничества, что подтверждается публичной кадастровой картой Увинского района Удмуртской Республики, из которой следует, что сведения о местоположении и границах указанного земельного участка в квартале 144 Ува-Туклинского лесничества внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16.08.2019 года, где этот участок отнесен к зоне с особыми условиями использования территории.

Подтверждением этому служит также схема расположения земельного участка на материалах лесоустройства и письмо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 15.11.2019 года с приложением выписки из публичной кадастровой карты Увинского района Удмуртской Республики, где указано о внесении сведений о границах лесничеств в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании пункта 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Доводы административного истца о необходимости применения Федерального закона от 29.07.2017 года №280-ФЗ подлежат отклонению ввиду следующего.

Статьей 3 Федерального закона от 29.07.2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» Федеральный закон от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 3.5.

Согласно пункту 6 статьи 3.5 Закона №137-ФЗ отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, лесопарка, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества, лесопарка.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3.5 Закона №137-ФЗ отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.

Из материалов дела следует, что на испрашиваемом земельном участке, относящемся к землям лесного фонда, объектов недвижимого имущества не имеется. Жилой дом административного истца расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу***, категория земель: земли населенных пунктов. При этом сведений о регистрации указанного жилого дома в Едином государственном реестре недвижимости не имеется.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Администрации по основаниям, указанным в этом решении, является законным и обоснованным, законные права КНА принятием оспариваемого решения нарушены не были, в связи с чем заявленные КНА требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в полном объеме в удовлетворении административных исковых требований КНА к Администрации муниципального образования «Увинский район» о признании незаконным решения Администрации муниципального образования «Увинский район» от 27.09.2019 года №7066/01-33 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 230 кв.м, прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: Удмуртская Республика, ***, и возложении на Администрацию муниципального образования «***» обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании земельного участка.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Увинский районный суд.

Дата изготовления решения в окончательной форме 05.06.2020 года.

Судья          Е.В. Лобанов

2а-102/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кашина Надежда Аркадьевна
Ответчики
Администрация МО "Увинский район"
Другие
Борисова Марина Викторовна
Федеральное агенство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Приволжкому федеральному округу
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмурсткой Республики
ГКУ УР " Увинское лесничество"
Суд
Увинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Лобанов Евгений Валерьевич
Дело на сайте суда
uvinskiy.udm.sudrf.ru
23.12.2019Регистрация административного искового заявления
29.12.2019Передача материалов судье
29.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2019Судебное заседание
20.01.2020Судебное заседание
27.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
18.05.2020Производство по делу возобновлено
18.05.2020Судебное заседание
05.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
22.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2020Производство по делу возобновлено
22.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее