Дело № 2-2145/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2019 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Седовой Е.А.,
при секретаре Кидрон-Лисовской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вержаковской Ю.С. к Министерству социальной политики Калининградской области о признании решения об отказе в выдаче регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал незаконным и признании права на получение регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал,
УСТАНОВИЛ:
Вержаковская Ю.С. обратилась в суд с вышеназванным иском к Министерству социальной политики Калининградской области, в обоснование которого указала на то, что 07 апреля 2017 года у нее родился третий ребенок Вержаковская М.С. 21 декабря 2018 года через отдел детских пособий г. Калининграда ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал. Однако решением Министерства социальной политики Калининградской области от 11 января 2019 года № 13328 ей отказано в выдаче регионального сертификата на областной материнский (семейный капитал) в связи с пропуском срока обращения за его получением. Истец ссылаясь на то, что, поскольку ранее до ее сведения не доводилось о наличии у нее права на получение указанного сертификата, пропуск срока обращения за его получением не может являться основанием для отказа в его выдаче, учитывая, что такой срок пропущен незначительно, просила признать решение ответчика об отказе в выдаче регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал незаконным, признать за ней право на получение регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал в соответствии со ст. 5 Закона Калининградской области от 11 июля 2011 года № 17 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».
Истец Вержаковская Ю.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени которого извещена надлежащим образом. В представленном суду заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Министерство социальной политики Калининградской области о слушании дела извещено надлежащим образом. Представитель Министерства Антонова М.А. в письменном отзыве на иск просила в удовлетворении требований отказать, поскольку обращение за получением регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал должно последовать не позднее полутора лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей. Истец обратилась по истечении установленного срока. Восстановление срока для обращения за получением мер социальной поддержки действующим законодательством не предусмотрено, и на Министерство не возложена обязанность по разъяснению и применению законодательства РФ и законодательства Калининградской области.
ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о слушании дела извещено надлежащим образом, в представленном отзыве на иск просили рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении иска отказать по основаниям, аналогичным приведенным Министерством.
При таком положении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На территории Калининградской области соответствующее правовое регулирование установлено Законом Калининградской области от 11 июля 2011 года № 17 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон области).
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона области право на дополнительную меру социальной поддержки за счет средств областного бюджета в виде семейного капитала имеют женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей, женщины, родившие одновременно троих и более детей, в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает 3,5 величины прожиточного минимума, установленной Правительством Калининградской области на душу населения на дату обращения за предоставлением регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал.
Согласно ст. 5 Закона области семейный капитал предоставляется на основании регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), обращение за которым должно последовать не позднее полутора лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей. Форма и порядок выдачи сертификата, орган, уполномоченный на выдачу сертификата, определяются Правительством Калининградской области.
В соответствии с Законом области Министерство социальной политики Калининградской области является уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области на выдачу регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал;
Постановлением Правительства Калининградской области от 09 сентября 2011 года № 668 утвержден Порядок выдачи регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал (далее – Порядок).
На основании п. 3 Порядка обращение за сертификатом должно последовать не позднее полутора лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которого (которых) возникло право на областной материнский (семейный) капитал (далее - семейный капитал).
Пунктами 4 и 5 Порядка предусмотрено, что для оформления сертификата лицо, претендующее на получение семейного капитала, обращается с заявлением в областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства. Заявление и документы, необходимые для оформления сертификата, представляются заявителем в Центр лично либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с соглашением о взаимодействии между Министерством, Центром и МФЦ. Центр либо МФЦ регистрирует поступившее заявление и выдает заявителю расписку-уведомление, в которой указываются дата приема заявления и перечень принятых документов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Вержаковская Ю.С. является гражданкой РФ, матерью троих детей, проживает на территории Калининградской области.
Третий ребенок Вержаковоской Ю.С., в связи с рождением которого у нее возникло право на получение областного материнского капитала, родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответствующее свидетельство о рождении.
21 декабря 2018 года Вержаковская Ю.С. обратилась в отдел детских пособий г. Калининграда ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» для оформления регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка.
Заявление о выдаче сертификата со всеми представленными документами получено Министерством социальной политики Калининградской области и зарегистрировано под №.
11 января 2019 года Министерством принято решение об отказе в выдаче регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал №, поскольку обращение Вержаковской Ю.С. за оформлением сертификата последовало 21 декабря 2018 года, то есть позднее полутора лет со дня рождения третьего ребенка или последующих детей.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установление законодателем срока обращения за оформлением сертификата на областной материнский (семейный) капитал направлено на обеспечение возможности своевременной реализации предоставленного лицу, обратившемуся за его получением, права, гарантирует определенность и стабильность правового положения участников отношений по обеспечению мерами социальной поддержки.
Несоблюдение срока обращения влечет утрату права на получение данного сертификата.
Принимая во внимание, что доказательств обращения Вержаковской Ю.С. с заявлением о выдаче регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал не позднее полутора лет со дня рождения третьего ребенка, то есть ДД.ММ.ГГГГ года, не имеется, пропуск срока обращения влечет утрату права на получение мер социальной поддержки, восстановление срока для получения данных мер либо его продление действующим законодательством не предусмотрено, учитывая, что обязанности по разъяснению прав на получение мер социальной поддержки на государственные органы законом не возложена, суд приходит к выводу о законности принятого ответчиком решения об отказе в выдаче регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал и отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вержаковской Ю.С. к Министерству социальной политики Калининградской области о признании решения об отказе в выдаче регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал незаконным и признании права на получение регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2019 года.
Судья Е.А. Седова