Судья: Бугаева Е.М. № 33а-4239
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июня 2017 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Поляниной О.А.,
при секретаре Шишкиной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению министерства финансов Саратовской области к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, заинтересованные лица: правительство Саратовской области, общество с ограниченной ответственностью «Кайман», общество с ограниченной ответственностью «Лотос», комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области, общество с ограниченной ответственностью «Эстейт Инвест Лимитед», индивидуальный предприниматель Сурков Д.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, по апелляционным жалобам министерства финансов Саратовской области и общества с ограниченной ответственностью «Кайман» на решение Саратовского областного суда от 29 марта 2017 года, которым признано незаконным в части решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя министерства финансов Саратовской области, комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области - Юрьевой Ю.С., представителя общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Кайман» - Фирсовой Е.С., поддержавших доводы апелляционных жалоб, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
министерство финансов Саратовской области обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Саратовской области (далее - Комиссия) (протокол от 06 июля 2016 года № 7) в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости (нежилого здания) с кадастровым номером №, общей площадью 21083,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости в сумме 168841000 руб., определенной по состоянию на 30 октября 2014 года (дату определения кадастровой стоимости), исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о данной кадастровой стоимости объекта недвижимости, установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в сумме 607818000 руб., определенной по состоянию на 30 октября 2014 года.
Требования мотивированы тем, что нежилое здание находится в общей долевой собственности общества с ограниченной ответственностью «Кайман» (далее - ООО «Кайман») и других лиц. Решением Комиссии от 06 июля 2016 года (протокол № 7) установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости равной 168841000 руб.
Административный истец полагал, что представленный в Комиссию отчет № 18/2016, выполненный ИП Сурковым Д.А. 15 июня 2016 года, не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) и федеральным стандартам оценки (далее - ФСО), в связи с чем не может служить основанием для принятия Комиссией решения об определении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Считал, что кадастровая стоимость указанного выше нежилого здания должна быть установлена судом в размере его рыночной стоимости в сумме 607818000 руб., определенной по состоянию на 30 октября 2014 года (дату определения кадастровой стоимости) в соответствии с отчетом № 05/10/2016, составленным ИП ФИО7 05 октября 2016 года. Неправильное определение Комиссией кадастровой стоимости здания затрагивает права Саратовской области на получение налога в установленном размере.
Определением Саратовского областного суда от 29 марта 2017 года производство по административному делу в части требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, общей площадью 21083,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости в сумме 607818000 руб., прекращено.
Решением Саратовского областного суда от 29 марта 2017 года решение Комиссии в оспариваемой части признано незаконным, из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (нежилого здания) с кадастровым номером №, общей площадью 21083,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости в сумме 168841000 руб., определенной по состоянию на 30 октября 2014 года.
Министерство финансов Саратовской области не согласилось с решением суда, в апелляционной жалобе просит его изменить в части неустановления кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что резолютивная часть решения по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости. Считает, что новая кадастровая стоимость объекта была установлена судом при рассмотрении административного дела. Ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что в отношении спорного объекта не может быть установлена рыночная стоимость, как неправомерное применение к этому имуществу статуса изъятого из гражданского оборота.
ООО «Кайман» в апелляционной жалобе просит отменить решение суда от 29 марта 2017 года. Полагает, что министерство финансов Саратовской области не обладает правом на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в том числе от имени казны области, в связи с чем основания для пересмотра кадастровой стоимости, в том числе проведения судебной экспертизы, отсутствовали. Ссылаясь на положения статьи 226 КАС РФ, считает, что судом не установлены права и законные интересы административного истца, которые нарушены оспариваемым решением. Оспаривает результаты оценки рыночной стоимости земельного участка, определенные в результате судебной экспертизы. Полагает, что судом допущено нарушение норм процессуального права в связи с тем, что при принятии решения суд руководствовался положениями статей 175-180 КАС РФ.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела, нежилое здание (торгово-развлекательный центр) с кадастровым номером № общей площадью 21083,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности ООО «Кайман» (3332/10000 доли), ООО «Лотос» (2501/10000 доли), ООО «Эстейт Инвест Лимитед» (4167/10000 доли).
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25 декабря 2015 года № 1390-р указанное нежилое здание включено в перечень недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определена как кадастровая стоимость на 2016 год. Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 30 октября 2014 года в размере 297349731 руб. 90 коп. определена на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года № 990-р.
27 июня 2016 года ООО «Кайман» обратилось в Комиссию по вопросу пересмотра результатов определения кадастровой стоимости названного объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости, определенной в отчете от 15 июня 2016 года № 18/2016, выполненным ИП Сурковым Д.А.
Решением Комиссии от 06 июля 2016 года (протокол № 7) установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости равной 168841000 руб.
При этом Комиссия исходила из того, что оформление и содержание отчета об оценке рыночной стоимости соответствует требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также федеральным стандартам оценки, положительное экспертное заключение также соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года № 263 (далее - Порядок создания и работы комиссии), при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений. В случае если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости.
Удовлетворяя требования министерства финансов Саратовской области о признании незаконным решения Комиссии в части установления кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в сумме 168841000 руб., суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято Комиссией в пределах предоставленных ей полномочий, порядок принятия оспариваемого решения административным ответчиком соблюден, однако отчет об оценке № 18/2016 от 15 июня 2016 года выполнен в нарушение федеральных стандартов оценки, приведших к искаженному результату рыночной стоимости, в связи с чем данный отчет в соответствии с положениями статьи 11 Закона об оценочной деятельности не может быть признан достоверным и допустимым.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.
Согласно Федеральному стандарту оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Федерального стандарта оценки № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611, в качестве объектов-аналогов оценщиком используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
Судом первой инстанции установлено, что согласно заключению эксперта от 31 января 2017 года, выполненному некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией оценщиков «Сообщество профессионалов оценки», стоимость объекта недвижимости в размере 168841000 руб., указанная в отчете об оценке № 18/2016 от 15 июня 2016 года, выполненном ИП Сурковым Д.А., не соответствует рыночной стоимости.
Эксперты пришли к выводу о том, что при расчетах в отчете об оценке в качестве исходных данных оценщиком использован набор недостаточно обоснованных экспертных оценок, выбранные оценщиком объекты-аналоги не имеют близкие по значению с объектом оценки ценообразующие факторы.
Для исследуемого объекта диапазон рыночной стоимости составил от 405000000 руб. до 560000000 руб., в данный диапазон не подпадает значение стоимости 168841000 руб., полученное оценщиком в отчете об оценке № 18/2016 от 15 июня 2016 года, выполненном ИП Сурковым Д.А.
При таких обстоятельствах, учитывая, что решение Комиссии, в основу которого положен отчет, содержащий недостоверные сведения, повлекший искажение величины рыночной стоимости объекта недвижимости, противоречит положениям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии закону оспариваемого решения Комиссии в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в сумме 168841000 руб., исключив указанные сведения из государственного кадастра недвижимости.
При этом, оспаривая результаты судебной экспертизы, ООО «Кайман» не представлено доказательств в обоснование своих возражений.
Доводы апелляционной жалобы министерства финансов Саратовской области о необходимости указания в резолютивной части обжалуемого решения на установление новой кадастровой стоимости объекта недвижимости не могут быть приняты во внимание, поскольку требование министерства финансов Саратовской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости рассмотрено судом первой инстанции 29 марта 2017 года с вынесением итогового судебного акта, а именно - определения о прекращении производства по административному делу в указанной части.
Таким образом, указанный довод апелляционной жалобы фактически сводится к несогласию с вынесенным судом определением от 29 марта 2017 года и был проверен в рамках производства по частной жалобе на данное определение, которое апелляционным определением Саратовского областного суда от 29 июня 2017 года оставлено без изменения.
Доводы апелляционной жалобы ООО «Кайман» об отсутствии у министерства финансов Саратовской области права на обращение в суд с требованием об оспаривании решения Комиссии были рассмотрены судом первой инстанции, правовая оценка данным доводам подробно изложена в обжалуемом решении суда.
Так, судом принято во внимание распоряжение правительства Саратовской области от 19 сентября 2016 года № 235-пр «О вопросах доходной части областного бюджета», согласно которому правительством Саратовской области были частично переданы полномочия исполнительному органу власти на обращение в суд за защитой права в области контроля за поступлением денежных средств в областной бюджет.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о необоснованности данных доводов, судебная коллегия исходит из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 июля 2016 года № 15-П, наличия у министерства финансов Саратовской области полномочий на осуществление защиты интересов казны области в судебных органах судебной системы Российской Федерации.
Учитывая, что в отношении объекта недвижимости, о кадастровой стоимости которого имеется спор, подлежит уплате налог на имущество, подлежащий зачислению в бюджет субъекта, а министерство финансов Саратовской области также наделено высшим исполнительным органом государственной власти субъекта полномочиями на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 64:48:020301:433 на основании распоряжения правительства Саратовской области от 19 сентября 2016 года № 235-р, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у министерства финансов Саратовской области правового интереса в оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, права на общение в суд с указанным требованием.
Несостоятельны доводы апелляционной жалобы ООО «Кайман» о нарушении судом первой инстанции при принятии решения норм процессуального права, поскольку в силу части 1 статьи 249 КАС РФ решение суда принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ, в том числе статей 175-180 КАС РФ.
При таком положении, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и в апелляционных жалобах не опровергнуты. Иная оценка авторами апелляционных жалоб представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене обжалуемого решения. Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Саратовского областного суда от 29 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы министерства финансов Саратовской области и общества с ограниченной ответственностью «Кайман» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: